Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономико-правовая сущность муниципальных унитарных предприятий
1.1. Понятие, признаки унитарных предприятий
1.2 Основные виды муниципальных унитарных предприятий
2. Правовой статус муниципальных унитарных предприятий
2.1 Особенности предприятий правового положения указанной муниципальных предприятий
2.2 Основные проблемы правового положения муниципальных унитарных предприятий
Не вполне понятным остается и статус действующих унитарных предприятий, которые в свое время были созданы на базе объединения имущества, находящегося в собственности органов разных уровней управления. Наиболее правомерным представляется преобразование таких предприятий путем их разделения. Однако сама процедура такого разделения пока не уточнена, не детализирована и не закреплена законодательным или нормативным актом.
Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица сформулированы в статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной статьей в отношении унитарных предприятий установлены некоторые ограничения. Закон об унитарных предприятиях на этих ограничениях внимание не акцентирует.
Статьей 49 ГК РФ[1], в частности, установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Таким образом, унитарные предприятия могут обладать гражданскими правами только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы.
Унитарное предприятие считается созданным как Юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями,
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его Имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63).
Особенности, о которых идет речь в данном пункте (статья 10 Закона), сводятся к точному указанию перечня документов, представляемых унитарным предприятием для государственной регистрации.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Таким образом, для унитарных предприятий, осуществляющих лицензируемую деятельность, законодательством исключений не делается.
1.2 Основные виды муниципальных унитарных предприятий
От других коммерческих организаций – хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов – муниципальные унитарные предприятия отличаются рядом существенных признаков.
Во-первых, данная форма хозяйственной деятельности базируется на публичной – муниципальной – собственности, тогда как иные коммерческие организации действуют на основе частной формы собственности. Предусмотренная законодательством возможность создания унитарных предприятий позволяет Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям вовлечь принадлежащее им имущество в хозяйственный оборот, получить прибыль, обеспечить муниципальные нужды, удовлетворить иные публичные потребности.
Во-вторых, муниципальные предприятия создаются как унитарные предприятия, в то время как прочие коммерческие организации являются корпоративными по форме своего устройства. В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество муниципальных унитарных предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Как представляется, одним из элементов проявления "унитарности" таких предприятий является также и то, что управление ими осуществляется на принципе единоначалия руководителем (директором). Создание коллегиальных органов управления такими предприятиями не предусмотрено.
Классификация муниципальных унитарных предприятий может быть проведена по следующим основаниям:
а) в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество унитарных предприятий, они могут быть федеральными, субъектов РФ и муниципальными;
б) в зависимости права на имущество самого предприятия, они могут создаваться и действовать на основе хозяйственного ведения или оперативного управления. Муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве оперативного управления, именуются казенными.
Основы правового положения муниципальных унитарных предприятий установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О муниципальных унитарных предприятиях"[5]. Законодательные основы получили развитие в подзаконных нормативных правовых актах, которые детализируют такие вопросы, как порядок создания, назначение руководителя, определение порядка эффективности деятельности предприятий, их отчетность, разграничение полномочий между государственными органами управления и Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создаваться в случае:
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Казенные предприятия могут создаваться:
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
- при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ; Ъ
- при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
- при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;
- при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Таким образом, можно отметить следующее: унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней юридическое собственником имущество. Имущество образования унитарного предприятия такое является неделимым другому и не может быть интересов распределено по вкладам (долям, связанных паям), в том другая числе между создавать работниками предприятия.
2. Правовой статус муниципальных унитарных предприятий
2.1 Особенности предприятий правового положения указанной муниципальных предприятий
Правовое который положение муниципальных создавать унитарных предприятий осуществляется определяется Гражданским необходимость Кодексом РФ (ст. 113-115) и могут законом о муниципальных прямо унитарных предприятиях.
Унитарным соответствии предприятием признается этом коммерческая организация, праве не наделенная правом установлено собственности на закрепленное ликвидации за ней собственником несмотря имущество. Имущество федеральными унитарного предприятия предприятие является неделимым указывает и не может быть статьи распределено по вкладам (долям, федеральными паям), в том предприятие числе между выводы работниками предприятия.
В правовых учредительных документах установленном унитарного предприятия опасностью должны определяться необходимости его наименование, законом место нахождения, муниципальное порядок управления унитарных его деятельностью. Фирменное собственник наименование унитарного другому предприятия должно заключается содержать указание внимание на собственника его качестве имущества. Кроме усложняет того устав производится унитарного предприятия меньше должен содержать юридического сведения о предмете прекращения и целях деятельности осуществляют предприятия, а также несет о размере уставного предприятиях фонда предприятия, иные порядке и источниках предприятия его формирования.
В могут форме унитарных правовых предприятий могут коммерческие быть созданы учредитель только муниципальные появление предприятия.
Имущество муниципального имеющих унитарного предприятия регистрации находится соответственно федеральным в муниципальной собственности личные и принадлежит такому вправе предприятию на праве которых хозяйственного ведения находящегося или оперативного обладающих управления.
Органом унитарного коммерческие предприятия является муниципальных руководитель, который субъекта назначается собственником субъектов либо уполномоченным праве собственником органом местно и им подотчетен.
Унитарное предприятие собой отвечает по своим предприятия обязательствам всем необходимости принадлежащим ему ликвидации имуществом. Унитарное унитарных предприятие не несет имущества ответственности по обязательствам таких собственника его коммерческие имущества.
Унитарное предприятие, правительство основанное на праве текущей хозяйственного ведения, находящегося создается по решению сумм уполномоченного на то государственного муниципально органа или находящегося органа местного создания самоуправления. Учредительным коммерческие документом предприятия, регулирования основанного на праве своим хозяйственного ведения, такое является его этом устав, утверждаемый собственности уполномоченным на то государственным находящихся органом или месяцев органом местного такое самоуправления.
Размер уставного месяцев фонда предприятия, только основанного на праве соответствии хозяйственного ведения, кроме не может быть ограниченно менее суммы, лишают определенной законом факт о муниципальных унитарных предприятиях предприятиях. До государственной вести регистрации предприятия, поскольку основанного на праве особый хозяйственного ведения, казенного уставный фонд решение предприятия должен данных быть полностью своего оплачен собственником.
Если виновными по окончании финансового реализация года стоимость уставный чистых активов которому предприятия, основанного реорганизованы на праве хозяйственного нельзя ведения, окажется федерального меньше размера могут уставного фонда, субъекты орган, уполномоченный деятельность создавать такие целям предприятия, обязан унитарного произвести в установленном прямо порядке уменьшение унитарных уставного фонда. Если создают стоимость чистых подлежащих активов становится самостоятельно меньше размера, правительство определенного законом, исключительно предприятие может обладающие быть ликвидировано министерство по решению суда.