Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
Институт экономически независимого нотариата латинского типа является в странах с романо-германской системой права одним из гарантов стабильности гражданско-правовых отношений. Все его функции выполняют частные нотариусы, действующие по принципу латинского нотариата. Учитывая то, что Россия является членом Международного союза латинского нотариата, который объединяет 70 государств, необходимым видится плавный переход к подобной системе[21].
По последним данным, государственные нотариусы осуществляют свою деятельность лишь в малочисленных населенных пунктах, где необходимо оказывать правозащитную помощь гражданам, востребованность в которой не так велика, как в крупных мегаполисах страны. С другой стороны, необходимость института государственного нотариата видна невооруженным глазом. Ведь при искоренении данного института вряд ли у частных нотариусов возникнет заинтересованность в осуществлении правоприменительной и правозащитной деятельности в отдаленных местностях. Решением этого вопроса может послужить обязательный периодический выезд не государственных нотариусов близлежащего населенного пункта для оказания квалифицированной помощи.
Проблемы и перспективы юридической помощи нотариата в России определяются как общими, так и специальными (юридическими) гарантиями, причем в значительной степени состоянием законодательства о нотариальной деятельности.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[22] имеют немало погрешностей юридической техники: предусматривают должность нотариуса (тогда как он не является государственным служащим) и лицензию на право нотариальной деятельности (хотя нотариальная деятельность не подпадает под лицензионную), разграничивают нотариальную деятельность и профессиональную нотариальную деятельность, смешивают понятия «нотариальные действия» и «нотариальная деятельность», имеют некоторые иные неточности[23].
С принятием Основ законодательства о нотариате были отменены многие подзаконные акты, регулировавшие нотариальную деятельность. При этом, несмотря на значимость этих актов для нотариальной практики, взамен им новые нормативные предписания не созданы.
Кроме того, законодательно не установлены единые нотариальные тарифы, что порождает их различия и необоснованную «динамику» в разных субъектах Российской Федерации[24].
Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что для активного развития нотариата в России необходимо существенное изменение правовой основы его деятельности. Способствовать этому призван проект закона «О нотариате о нотариальной деятельности в Российской Федерации»[25]. Можно выделить следующие положения законопроекта, отвечающие интересам граждан и юридических лиц: введение ряда новых нотариальных действий и возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, медиации); расширение перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов; освобождение от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе (при сохранении у лиц, участвующих в деле, права оспаривания такого документа); установление порядка хранения и обслуживания нотариальных архивов с отнесением их к федеральной собственности и некоторые иные[26].
Совершенствование нотариата как гаранта юридической помощи видится также в систематическом повышении нотариусами квалификации и уровня профессиональной культуры, в том числе при решении проблем тактичного отношения к гражданам и надлежащей организации работы нотариальной конторы.
Полагаем, указанные меры будут способствовать более действенному обеспечению нотариатом конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации.
Выводы
Существование в современной России параллельно двух систем нотариата - государственного и внебюджетного не соответствует используемому в странах латинского нотариата термину «свободный нотариус», то есть происходит смешение нотариальной деятельности с частной предпринимательской. Модель работы частного нотариата создает стимул для эффективного осуществления полномочий, поскольку он зависит от результатов своей деятельности (принцип самофинансирования) и несет, в том числе, и имущественную ответственность за некачественную работу.
К проблемам нотариата в России можно отнести:
1) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают должность нотариуса, в то время, как он не является государственным служащим;
2) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают лицензию на право нотариальной деятельности, хотя нотариальная деятельность не подпадает под лицензионную;
3) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате разграничивают нотариальную деятельность и профессиональную нотариальную деятельность, смешивают понятия «нотариальные действия» и «нотариальная деятельность»;
4) законодательно не установлены единые нотариальные тарифы, что порождает их различия и необоснованную «динамику» в разных субъектах Российской Федерации.
Для активного развития нотариата в России необходимо существенное изменение правовой основы его деятельности. Способствовать этому призван проект закона «О нотариате о нотариальной деятельности в Российской Федерации». Совершенствование нотариата как гаранта юридической помощи видится также в систематическом повышении нотариусами квалификации и уровня профессиональной культуры, в том числе при решении проблем тактичного отношения к гражданам и надлежащей организации работы нотариальной конторы.
Заключение
Нотариат – это особая система органов, назначение которых состоит в совершении специальных, предусмотренных законом действий, направленных на закрепление бесспорных фактов и прав в целях придания им юридической достоверности.
Появление нотариальной функции вызвано развитием и расширением экономической деятельности, активным ростом гражданско-правовых отношений и потребностью в профессиональном составлении правовых актов, оказании юридической помощи населению. В дореволюционный период в России институт нотариата представлял собой орган публичной деятельности, управомоченный придавать публичное значение совершаемым им актам. В советский период нотариат понимался как система органов, совершающих нотариальные действия, а государственными органами считались соответствующие нотариальные конторы.
С принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате российский нотариат вступил в новую фазу своего развития. Благодаря «Основам о нотариате» в России создан не бюджетный нотариат латинского типа, при котором нотариус, осуществляя нотариальную деятельность на принципе самофинансирования, выполняет публично-правовые функции под личную ответственность за совершение нотариальных действий и содержание нотариальной конторы.
Российский нотариат как субъект юридической помощи имеет дуалистическую природу, сочетающую публично-правовое и частноправовое начала. Он относится к нотариату латинского типа и представлен свободными (частными) и государственными нотариусами. Система нотариата – это совокупность нотариусов, их стажеров и помощников, а также объединений нотариусов. Организационное единство этой системы обеспечивается нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой и органами юстиции.
Право совершения отдельных нотариальных действий предоставлено и должностным лицам органов местного самоуправления. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение таких действий. Однако у этих лиц, как правило, более ограниченная компетенция либо более ограниченный масштаб деятельности, и, исходя из содержания ст. 1 Основ законодательства о нотариате, эти лица в систему нотариата не входят.
Нотариат выполняет общие (социальные: предупредительно-профилактическую, правореализационную, правоохранительную, фискальную) и специальные (содержательные: правоустановительную, юрисдикционную, удостоверительную) функции, основываясь на требованиях законности, гласности, сохранения профессиональной тайны, независимости, объективности, уважения прав и свобод личности.
Задачами нотариата являются обеспечение защиты и охраны собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, содействие в укреплении законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
Основные задачи нотариата:
1) защита и охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц;
2) действия, которые совершают нотариальные органы, обеспечивают защиту и охрану важных прав и интересов граждан и организаций, которые связаны с их бытием, существованием, деятельностью, так как касаются их имущественных прав и гарантирование дальнейшей реализации других существенных прав граждан;
3) предотвращение правонарушений выполняется также через правовые консультации, разъяснение следствий совершения нотариального действия.
Сущность нотариальной деятельности заключается в удостоверении и подтверждении определенных прав и фактов, в юридическом закреплении гражданских прав с целью предотвращения возможных нарушений или является средством защиты уже нарушенных прав.
Существование в современной России параллельно двух систем нотариата - государственного и внебюджетного не соответствует используемому в странах латинского нотариата термину «свободный нотариус», то есть происходит смешение нотариальной деятельности с частной предпринимательской. Модель работы частного нотариата создает стимул для эффективного осуществления полномочий, поскольку он зависит от результатов своей деятельности (принцип самофинансирования) и несет, в том числе, и имущественную ответственность за некачественную работу.
К проблемам нотариата в России можно отнести:
1) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают должность нотариуса, в то время, как он не является государственным служащим;
2) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают лицензию на право нотариальной деятельности, хотя нотариальная деятельность не подпадает под лицензионную;
3) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате разграничивают нотариальную деятельность и профессиональную нотариальную деятельность, смешивают понятия «нотариальные действия» и «нотариальная деятельность»;
4) законодательно не установлены единые нотариальные тарифы, что порождает их различия и необоснованную «динамику» в разных субъектах Российской Федерации.
Для активного развития нотариата в России необходимо существенное изменение правовой основы его деятельности. Способствовать этому призван проект закона «О нотариате о нотариальной деятельности в Российской Федерации». Совершенствование нотариата как гаранта юридической помощи видится также в систематическом повышении нотариусами квалификации и уровня профессиональной культуры, в том числе при решении проблем тактичного отношения к гражданам и надлежащей организации работы нотариальной конторы.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
Бакаева И.В., Джиоева Е.Г., Зиновьев И.П., Лях С.М., Попова Н.Ю., Степанов К.В., Степанова Е.А., Стрегло В.Е., Храпунова Е.А., Шимбарева Н.Г., Яценко Т.С. Российский нотариат: проблемы теории и правоприменения / Ответственный редактор: С.М. Лях, Н.Ю. Попова, Т.С. Яценко. Ростов-на-Дону, 2013.
Богатырева И.Н. Нотариат (квазинотариат) Московского централизованного государства и Российской империи // Образование и право. 2012. № 7 (35). С. 104-112.
Бодрягина О. Нотариат меняет формат [Интервью с М. И. Сазоновой] // ЭЖ-Юрист. – 2010. – № 4. – С. 1, 11–12.
Волостнова Д. С., Волостнов С. М. Экономические основы оценки нотариальной деятельности как особого вида государственных услуг // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2012. – № 4 (32). – С. 16–22.