Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Виды налогов с физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ж) порядок и сроки уплаты налога.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, в установленные применительно к каждому налогу сроки.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Основаниями налоговых льгот служат различные обстоятельства, с которыми Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты по налогам связывают их предоставление. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении не только федеральных налогов, но и региональных, местных налогов, что следует из статьи 12 Налогового кодекса РФ.

Также следует помнить, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 Налогового кодекса РФ).

2. Практические вопросы налогообложения физических лиц.

2.1 Роль налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ.

Роль налогообложения доходов с физических лиц для формирования государственного бюджета во всех странах очень велика. Уровень развития экономики и уровень доходов населения влияет на размеры поступленийв бюджет. Этот налог регулирует и уровень потребления, стимулируя его, либо ограничивая. Поэтому для государства принципиально важным является соблюдение экономических интересов государства, в виде поступлений налогов в бюджет, и соблюдение принципа справедливости при налогообложении.


В первую очередь налоги формируют государственную казну, обеспечивают финансовую основу для реализации политических и экономических задач. Это самый первый источник доходов для бюджетов на всех уровнях, который является опорой для выполнения властями социальных обязательств, для повышения уровня жизни населения.

Мировая практика подоходного налогообложения физических лиц также показывает его немаловажную роль в формировании государственных финансов. Ее анализ подтверждает прямую связь между налогообложением и уровнем развития страны. Так в развитых странах подоходное налогообложение физических лиц занимает наибольший удельный вес в бюджете.

Закон "О подоходном налоге с физических лиц" в Российской Федерации был введен в 1991 году, с этого времени можно и считать формирование налоговой системы в современной России. Конституция РФ отражает обязанность каждого платить налоги. В настоящее время налогообложение доходов граждан регулируется в соответствии с главой 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая введена в действие с 01.01.2001 года.

В чем же заключается роль подоходного налога для бюджета РФ? Как уже было указано выше, налог является источником в формировании бюджетов регионального, районного, городского и поселенческого уровня. Для улучшения уровня жизни населения, для решения основных задач по улучшению социального благополучия населения в интересах любой страны важно иметь отлаженную систему налогообложения. Государственная политика в области подоходного налогообложения напрямую влияет на скорость и вектор развития экономических, социальных и демографических процессов в обществе. Для экономического процветания необходимо применять меры в модернизации политики налогообложения.

Нужно отметить, что существует тесная связь между поступлением налогов в бюджет и заработной платы. Повышение заработной платы говорит об увеличении доходов в бюджет от уплаты налогов, в чем заинтересованы не только ее получатели, но и органы власти. Но часто государство сталкивается с проблемами в вопросе подоходного налога с физических лиц. Так остановка деятельности крупных предприятий, задержка заработной платы, а также уход от налогообложения путем несоблюдения Трудового кодекса РФ влечет за собой меньшее поступление в доходную часть бюджета.

Налог на доходы физических лиц, взимаемый в РФ, можно разделить на следующие виды:

- налог на доходы физических лиц по ставке 13%, который выплачивают резиденты и нерезиденты;


- налог на доходы физических лиц по ставке 30% выплачивается нерезидентами;

- налог на доходы физических лиц по ставке 35% выплачивается с отдельных доходов установленных налоговым законодательством (доход в виде процентов по вкладам, выигрыши, призы и т.д.);

- налог на доходы физических лиц по ставке 9% выплачивается в в отношении дивидендов как российским гражданам, так и иностранным;

- налог на доходы физических лиц по ставке 13% выплачивается индивидуальными предпринимателями по общему режиму налогообложения;

Обязанность по перечислению налога наемными работниками возлагается на налоговых агентах. Налоговыми агентами в соответствии с положениями статьи 24 Налогового Кодекса РФ признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации [2, с.17].

Исходя из этого можно сделать вывод, что налог на доходы физических лиц является основным бюджетообразующим налогом, своевременную уплату которого необходимо строго соблюдать.

2.2 Порядок исчисления налогов с физических лиц.

Налоговый период — это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате [2, п. 1 ст. 55]. Налоговым периодом считается полный календарный год.

По итогам налогового периода плательщики НДФЛ, которые самостоятельно должны уплатить налог или хотят получить налоговые вычеты, подают в местные налоговые органы декларацию по форме 3-НДФЛ [2, п. 1 ст. 229, ст. ст. 227, 227.1, 228]. В то же время налоговые агенты по окончанию налогового периода предоставляют информацию о доходах физических лиц и суммах удержанных налогов по форме 2-НДФЛ [2, п. 4 ст. 24, п. 2 ст. 230].

Налоговые ставки регулируются Налоговым кодексом РФ (ст. 224 НК РФ). Они применяются для доходов физических лиц, должны исчисляться в установленное время, исходя из видов доходов. Всего насчитывается 5 ставок — 9, 13, 15, 30 и 35%.

Если физическое лицо является гражданином Российской Федерации, то в основном его доходы будут облагаться по налоговой ставке в 13%. В отношении остальных случаев установлены специальные налоговые ставки.

Налогообложение по ставке НДФЛ 9% производится в следующих случаях:

1) при получении дивидендов [2, п. 4 ст. 224];


2) при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. [2, п. 5 ст. 224];

3) при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. [2, п. 5 ст. 224].

По ставке 15% облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ [2, п. 3 ст. 224].

Все доходы, которые получены физическими лицами, которые не являются гражданами РФ, облагаются по ставке НДФЛ в размере 30%. Основание — п. 3 ст. 224 НК РФ.

Исключением являются:

1) доходы нерезидентов в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Такие доходы облагаются НДФЛ по ставке 15% [2, п. 3 ст. 224];

2) доходы иностранных работников — высококвалифицированных специалистов и иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента (ст. ст. 13.2 и 13.3 Закона N 115-ФЗ). В отношении доходов таких работников применяется ставка 13% независимо от наличия у них статуса налогового резидента РФ [2, п. 3 ст. 224].

2.3 Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает виды и размеры ответственности физических лиц за уклонение от налогов, за налоговое правонарушение, а также его состав.

Основные нормативные акты в сфере ответственности считаются:

- Закон от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ" (ст.13);

- Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" (ст.22);

- Закон от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РФ" (ст.10,12) (по состоянию на 1 января 1997 г.);

- Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7);

- Уголовный кодекс РФ (ст.198).

Физические лица за нарушение налогового законодательства несут финансовую, административную и уголовную ответственность. В случае установления в действиях физического лица противоправности и виновности, налогоплательщик привлекается к ответственности за нарушение. Исходя из состава нарушения определяется степень ответственности.

Противоправность - один из признаков, свойств правонарушения, свидетельствующий о несоответствии деяния предписаниям норм права, нарушающий установленное в них правило. Нарушение может выражаться путем неправомерного действия, например, включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных, либо путем бездействия, к примеру задержка уплаты налога, уклонение от подачи декларации о доходах и т.п.


Рассмотрим составы налоговых правонарушений. В настоящее время их насчитывается 17:

1) сокрытие объекта налогообложения (УК - сокрытие в крупных размерах, в особо крупных размерах);

2) не учет объекта налогообложения;

3) занижение дохода (прибыли);

4) ведение учета налогооблагаемого дохода (прибыли) с нарушением установленного порядка;

5) непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

6) задержка уплаты налога;

7) несвоевременное представление в налоговый орган документов, на обходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

8) искажение бухгалтерских отчетов;

9) представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов;

10) включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных;

11) уклонение от подачи декларации о доходах;

12) уклонение от явки в органы Госналогслужбы для подачи пояснений;

13) отказ от дачи органам Госналогслужбы пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме;

14) не предоставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов Госналогслужбы;

15) невыполнение требований налогового инспектора о предоставлении документов, допуске в помещение, устранении нарушений законодательства;

16) нарушение условий налогового договора;

17) использование налоговой оговорки.

За налоговые правонарушения к налогоплательщикам применяются санкции (налоговые, административные и др.) Налоговые (финансово-экономические) санкции применяются в соответствии с п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", ст.8 Закона "О Государственной налоговой службе РСФСР". К таким мерам воздействия относятся взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, штрафа, пени, недоимки. В случаем неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей при наличии у него объекта налогообложения, к нему применяются налоговые санкции (финансово-экономические).

Административные санкции за налоговые правонарушения применяются к физическим лицам (налогоплательщикам), которые не являются должностными лицами: а) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации; б) граждане, осуществляющие те виды предпринимательской деятельности, которые отсутствуют в полученном свидетельстве о регистрации; в) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью запрещенной законодательными актами. Размер административного штрафа за нарушение налогового законодательства определяется устанавливается в пределах соответствующего правонарушения.