Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Проблема конкуренции в трудах представителей классической теории).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, развиваясь, теория конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей исследований, связанных с рынком. От степени развития конкуренции на макроуровне зависят экономический рост и степень вовлеченности страны в мировую глобальную экономическую систему. На микроуровне успехи субъектов рыночной экономики зависят от того, насколько они готовы к конкурентной борьбе и изучили законы конкуренции, ее формы и проявления. Именно поэтому конкуренция является объектом пристального внимания исследователей на протяжении более чем двухсот лет.

Степень разработанности проблемы. В конце XIX в. была разработана теория совершенной конкуренции, у истоков которой стоят А. Курно, У. Джевонс, Ф. Эджуорт, Л. Вальрас, Ф. Найт. А. Маршалл разработал теорию анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке.

В начале XX в. труды американского ученого Э. Чемберлина и английского ученого Дж. Робинсон внесли изменения в теоретические представления о сущности конкуренции под воздействием ее трансформации из совершенной модели в несовершенную конкуренцию. Проблема монополии и конкуренции затрагивалась в работах А. Смита, И. Кирцнера.

И. Кирцнер, Дж. М. Кларк, Ф. Хайек, И. Шумпетер изучали конкуренцию как активный процесс соперничества и взаимодействия.

Развитие конкуренции под воздействием идей государственного регулирования рассматривали Дж. Кейнс и П. Самуэльсон. В конце XX в. проблемы стратегии опережения конкурентов, выявление конкурентного потенциала и конкурентной среды анализировал М. Портер. Вопросы, которые связаны с завоеванием будущих рынков в конкурентной борьбе, рассматриваются Г. Хамелом и К.К. Прахаладом.

Конкуренция как взаимоотношение хозяйствующих субъектов при формировании спроса и предложения на товары и услуги, а также проблемы формирования конкурентной среды рассмотрены в работах Ю. Рубина, Т. Гоголевой, Г. Медведева и др.

Значительная разработанность разнообразных вопросов в области теории конкуренции позволяет решить задачу сравнительного анализа теорий конкуренции в современных условиях, что делает работу актуальной.


Цель исследования – проведение сравнительного анализа теоретических моделей конкуренции.

Объект исследования - теории конкуренции

Предмет исследования – сравнительный анализ теорий конкуренции.

В исследовании поставлены следующие задачи:

1. Изучить основные концептуальные подходы к конкуренции.

2. Выявить и рассмотреть основные этапы развития теорий конкуренции.

3. Провести сравнение современных западных теорий конкуренции.

В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; анализ состояния проблемы в практике; сравнительный анализ.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что содержащиеся в исследовании теоретические положения, расширили мое представление о теориях конкуренции, могут быть использованы в практической работе.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

ГЛАВА 1. Зарождение и развитие теории конкуренции

1.1. Проблема конкуренции в трудах представителей классической теории

Сущность конкуренции и первые теории, которые изучали ее действие и влияние на хозяйственную жизнь, активно развивались с XVIII века. В настоящее время понятие конкуренции также является одним из фундаментальных в экономической науке. В настоящее время экономическая наука считает конкуренцию главным механизмом функционирования рынка.

Понятие «конкуренция» относится к товарному производству и зародилось как элемент соперничества между хозяйствующими субъектами, когда мелкий товаропроизводитель создавал для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, в сравнении с другими.

Конкуренция носит объективный характер, так как является столкновением интересов товаропроизводителей при достижении одной и той же цели — получении дохода.

Ранние работы о роли конкуренции связаны с именами У. Петти и Ж.Тюрго, которые считали конкуренцию главной силой способной установить рыночную цену на «естественном» уровне. Позже эту теорию развил Адам Смит[1].


В конце 70-х гг. XVII в. П. Буагильбер предложил реформы, которые привели бы к расширению внутреннего рынка, усилению обращения товаров и денег, росту разделения труда. При этом он указывал, что экономика будет лучше развиваться в условиях свободной конкуренции и видел главное нарушение свободы конкуренции в установлении максимальных цен, считая, что цены должны регулироваться рынком. В результате их роста увеличатся доходы крестьян и их спрос на промышленные изделия, что приведен к росту производства этих изделий. Такое упрощенное понимание действия хозяйственного механизма связано с тем, в то время не было возможности наблюдать действие рыночных законов, так как общество с крупным промышленным производством и свободной конкуренцией отсутствовало[2].

С середины XVIII в. вопросы конкуренции развивал Франсуа Кенэ, который придерживался концепции гармонии классовых интересов и роли конкуренции как механизма осуществления общественного блага. Он был противником вмешательства государства в хозяйственную жизнь, выступал за свободу внутренней и внешней торговли, за отмену монополий во всех областях экономической деятельности. Ф. Кенэ создал теорию «естественного порядка», под которым понимал рынок свободной конкуренции, подчиненный естественным объективным законам.

1.2. Становление модели конкуренции и основные подходы к ее анализу

Становление теории совершенной конкуренции связано с именами А.Курно, который заложил основы теории чистой монополии и дуополии. Согласно ему, конкуренция основана на том, что покупатели назначают цены, а продавцы приспосабливают объем выпускаемой ими продукции к назначенным ценам. Эта модель была впоследствии раскритикована Ф. Эджуортом, который выдвинул идею о неопределенности взаимной реакции фирм, а затем концепция А. Курно была разрушена с введением в модели реакции фирм (продажи, издержки, количество товара, сервисное обслуживание). А. Курно рассмотрел проблемы ценообразования на рынке совершенной конкуренции. Заслугой А. Курно является то, что им разработана теория ценообразования для случая абсолютной монополии- частного случая конкурентного рынка, когда одна фирма сосредоточивает весь объем предложения какого-либо товара. Он показал, что монополия устанавливает цену значительно выше той, которая при тех же условиях производства установилась бы на конкурентном рынке. Это превышение цены ограничено сокращением предложения. Но реальное развитие монополий характеризуется обычно не функционированием в отрасли какой-то единичной фирмы, а захватом господствующего положения в отрасли несколькими крупными фирмами. Эту реально существующую рыночную ситуацию А. Курно не рассматривал. Он обращал внимание на значение большого количества производителей для лучшего проявления конкуренции. При этом он более точно и определенно отметил, что рыночная конкуренция будет максимальной, наиболее совершенной тогда, когда разность между ценой и предельными затратами фирмы приближается к нулю. Это возможно при условии, что число конкурентов устремляется к бесконечности.


Таким образом, появился фундамент теории совершенной конкуренции, который дал сильный импульс для эволюции взглядов на развитие конкурентных процессов.

У. Джевонс разделял положения о совершенной конкуренции, которая позволяет продавцам и покупателям иметь доступ друг к другу, обладать полной взаимной информацией и пришел к заключению, что наличие большого количества субъектов на рынке позволяют получить человеку столько товара, сколько нужно для удовлетворения его потребности. В своей теории У. Джевонс рассматривает понятия «рынок» и «конкуренция» как синонимы, что привело к возникновению в экономической литературе понятия «совершенная конкуренция как основа рынка».

Важные уточнения концепции совершенной конкуренции внес Ф.Эджуорт допустив существование на рынке бесконечного количества продавцов и покупателей, приблизив модель к совершенно конкурентным условиям. Он дал одно из первых определений совершенной конкуренции, ввел понятие «область конкуренции», которая состоит из отдельных лиц, влияющих на пересмотр цены. При этом субъектами конкуренции являются «отдельные лица», а объектом - «цены контракта».

Ф. Эджуорта использовал необычную терминологию. Так, рынок в его понимании - это система непрерывно пересматриваемых соглашений. В результате пересмотра соглашений, рынок «совершенствуется». В современной экономике такая ситуация называется конкурентным перебиванием цен. Процесс функционирования рынка Ф. Эджуорт описывает как процесс непрерывного перезаключения контрактов. Такое перезаключение происходит до тех пор, пока на рынке не установится система цен, которые устраивают всех его участников.

В современном изложении идей Ф. Эджуорта большое значение приобретают его условия «совершенной области конкуренции»: бесконечно большое число участников рынка с обеих сторон; полная делимость продаваемых товаров; полная экономическая свобода и отсутствие ограничений недобросовестного поведения.

Недостаток концепции перезаключения контрактов Ф. Эджуорта состоит в том, что в реальной рыночной экономике перезаключения контрактов практически невозможно. Поэтому его концепция может рассматриваться лишь как первое приближение к исследованию реалий ценообразования в рыночной экономике. Однако его анализ с акцентом на компании и контракты в современной экономике воспринимается довольно актуально. Анализ Ф. Эджуорта оставил глубокий след в развитии теории конкуренции. Однако условиям Эджуорта недоставало двух элементов - подвижности ресурсов и модели статической экономики[3].


Другой подход в изучении проблем теории конкуренции разрабатывали Й. Шумпетер, Дж. М. Кларк, Ф. Хайек. Он выражается в функциональной трактовке конкуренции и его цель – показать роль конкуренции в меняющейся экономике.

Й. Шумпетер раскрыл влияние на сущность конкуренции новых открытий и внедрения инноваций, а так же ее эволюцию. Он подчеркнул, что изменения нарушают статическое состояние рынка в результате действия эффективной конкуренции, назвав это процессом «созидательного разрушения».

Й. Шумпетер отметил, что механизм конкуренции открывает преимущества для тех, кто идет по пути прогресса и вытесняет с рынка те предприятия, которые используют устаревшие технологии[4].

Дж М. Кларк видел сущность конкуренции в соперничестве индивидов в продаже товаров. Его теории работающей и эффективной конкуренции основаны на признании ведущей позиции экономического прогресса и активной роли конкуренции в развитии экономики. Дж. Б. Кларк считал выявление законов, которые управляют обществом, своей основной задачей. Дж. Б. Кларк критиковал классическую теорию и рассматривал закон спроса и предложения, подчеркивая, что уравнивание их достигается свободной конкуренцией. При этом утверждал, что на практике свободная конкуренция утрачена ввиду различных объединений и соглашений. Дж. Б. Кларк предложил идею «распределения общественного дохода, который регулируется общественным законом» и «при совершенно свободной конкуренции» может обеспечить каждому фактору производства ту долю дохода, которую он создает. Эту идею он доказал с помощью закона убывающей производительности, который гласит, что цена фактора производства всегда равно предельному продукту. Величина предельного продукта фактора - это как раз та доля этого фактора в общем продукте, на которую он может претендовать. Это утверждение Дж. Б. Кларк назвал естественным законом экономики. Конкуренция, как отмечал Кларк, должна «действовать с идеальным совершенством», а это, в свою очередь, предполагает, чтобы выполнялось условие абсолютной мобильности факторов производства. Объектом конкуренции Дж. Б. Кларк считал капитал, который воплощает в себе материальные элементы производства. Важным свойством, которого является «совершенная мобильность». Он отмечал, что капитал обладает абсолютной подвижностью, может переносить свою ценность и перетекать из одной отрасли в другую. Поэтому в рамках теории совершенной конкуренции необходимо сделать труд и капитал, абсолютно подвижными, и заставить конкуренцию действовать с идеальной законченностью. Вклад Дж. Б. Кларка в неклассическую теорию связан с трактовкой проблемы распределения на базе предельной производительности факторов производства. Анализируя каждый из них, он отмечал наличие конкуренции как главного условия использования предельного продукта (земли, промышленного оборудования и др.). Кларк отмечал, что только те предприятия, которые эффективно используют все производственные элементы (имеют современное оборудование и ставят перед собой целью извлечение прибыли), могут выдерживать конкуренцию. Концепцию совершенной конкуренции и ее роль он сравнивал с производственным механизмом, который формируется по образцу этой модели и никогда от нее не отклоняется. Конкуренцию представлял как повсеместную борьбу за получение конкретных вещей, которые еще должны появиться[5].