Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Виды налогов с физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае, когда подача декларации является обязательной или в декларации указаны искаженные данные и гражданин таким образом уклоняется от налогов, за данное правонарушение назначается штраф в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до одного года.

То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога либо совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до трех лет.

Таким образом, квалифицирующими признаками уголовной ответственности являются: а) особо крупные размеры неуплаты налога; б) крупные размеры неуплаты налога; в) лицо, ранее совершившее преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ.

Для привлечения виновных к уголовной ответственности налоговые органы при участии Главного управления налоговых расследований и его органов на местах передают материалы документальной проверки правоохранительным органам.

3. Проблемы налогообложения физических лиц и пути их решения.

На протяжении всей истории Российская Федерация претерпела множество социально-экономических преобразований, что отразилось и на изменениях в налоговом законодательстве. Для модернизации экономики, улучшения здравоохранения, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения требуются дополнительные финансовые ресурсы, что влечет за собой повышение или преобразование налоговой системы, а именно увеличение или уменьшение налоговой базы, введение или отмена различных льгот.В связи с модификациями налоговой системы появляются и проблемы налогообложения, в том числе и на физических лиц, которые необходимо решать для отлаженной работы на всех уровнях налоговой системы.

 Остановимся на основных проблемах налога на доходы физических лиц, которые на данный момент актуальны, и рассмотрим их подробнее.

1. Проблема оптимального баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Государственная политика, в первую очередь, направлена на экономическую эффективность налога, а потом уже рассматривается социальная справедливость.

2. Бюджет государства не восполняется в полной мере. В РФ заработная плата стоит на уровне прожиточного минимума, исходя из этого низкий уровень доходов населения не дает достаточный приток денежных средств в казну.


3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Вычет – это часть дохода, которая не облагается налогом. К сожалению, свою основную функцию, регулирующую, вычет не выполняет, так как многие граждане даже не знают о своем праве на ежегодный возврат денежных средств из бюджета путем предоставления им налоговых вычетов. В свою очередь, вычеты помогают уменьшить суммы уплачиваемых налогов.

4. Отсутствие 100% контроля за чрезмерными доходами физических лиц налоговыми органами. Собираемость налогов выполняется частично, наблюдается массовое укрывательство от налогов.

5. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. В настоящее время процентная ставка на доходы физических лиц составляет 13% независимо от доходов граждан. Данная ставка практикуется с 2001 г. Ведутся дискуссии о введении прогрессивной ставки, которая будет варьироваться в зависимости от дохода физического лица.

Рассмотрев данные проблемы, можно сделать вывод, что налоговая система Российской Федерации требует пересмотра и внедрения новых путей ее решения, проблемы совершенствования налогообложения в России являются доминирующими в сложившейся ситуации.

Государственная политика многих других стран в области налогообложения настроена на взимание налога на доходы физических лиц по прогрессивной шкале от 0 до 57%. В данном случае наблюдаются высокие ставки, но несмотря на это, в этих странах существуют различные льготы и установлены суммы, которые не облагаются налогом, и в полной мере регулирующая функция налогообложения. Льготы и вычеты, которые существуют в Российской Федерации, а их немало, не выполняют свои функции и роли в полном объеме. Таким образом, в нашем государстве функции налогообложения не находятся в равном соотношении. Очевидно, что в первую очередь власть заинтересована в наполнении бюджета, что и говорит о перевесе фискальной функции над всеми остальными.

В развитых странах политика направлена на совершенствование налоговой системы. Существует потребность государственного вмешательства в ход построения взаимовыгодных отношений всех участников налоговой системы. Разногласие между потребностями в налоговых доходах и перспективами их извлечения считается главным при формировании всех налоговых систем. В развитых государствах проходит непрерывный поиск путей уменьшения государственных затрат и уменьшения нужд в налоговых доходах, с одной стороны, и повышения эффективности имеющихся систем - с другой.

В имущественном и земельном налогах так же имеются недостатки. Отсутствует единообразие налогообложения объектов недвижимости, существуют проблемы в их администрировании.


Налог на имущество имеет статус регионального налога, что противоречит формированию налога на недвижимость. Что это означает? Местные бюджеты не получают достаточного дохода от уплаты налога на имущество, в то же время именно за счет данного налога покрываются все издержки, связанные с затратами на услуги недвижимости.Ежегодно проводятся работы по решению данной проблемы и увеличению сумм налогов, но проблема остается на прежнем месте:показатель стоимости, который применяется при оценке недвижимости и расчета налога от сделок с неё отсутствует у большинства объектов, и эта стоимость отличается от рыночной стоимости.

К основным предложениям по решению проблем для улучшения налогообложения на доходы физических лиц можно отнести следующее.

1. Прогрессивная шкала на взимание налога с доходов физических лиц. В настоящий момент очень много обсуждается данный вопрос. Прогрессивная ставка на доходы будет меняться в зависимости от размера дохода гражданина в год. В частности, предлагается ввести следующие ставки: если доход не превышает 100 тысяч рублей в год, ставка будет равна 5%; если доход выше, то должно взиматься 5 тысяч рублей плюс 13% с того, что превышает 100 тысяч, если же доход выше трех млн в год, то гражданину придется заплатить государству сумму в размере 382 тысячи рублей плюс 18% с части дохода, превышающей 3 млн в год. Для обладателей годового дохода более 10 млн уготована ставка 25% с суммы, превышающей 10 млн, и плюс то, что набежало на 10 млн – 1,642 млн рублей налога. В свою очередь есть вероятность недополучения доходов в бюджет. На данный момент правительство ссылается на стабильность собираемости подоходного налога, что останавливает процесс принятия прогрессивной шкалы налогообложения.

2. Необлагаемый минимум. Установка необлагаемого минимума также поможет разрешить проблему налогообложения. Качество жизни населения с маленькими доходами улучшится, разрыв уровня жизни между разными слоями населения уменьшится. Будет справедливо не взимать налог с населения с низкими доходами.

3.  Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как уже было сказано выше, налоговые вычеты не выполняют в полной мере свою функцию и стимулирующую роль, они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов должен зависеть от прожиточного минимума или МРОТ.

4. Жесткий контроль по уплате налога на доходы. Проблема уклонения от налогообложения очень актуальна, особенно среди лиц, доход которых превышает средний уровень. Необходимо следить за теневой экономикой.


5.  Программа по контролю движения наличных денег. Обналичить денежные средства возможно сверх нормы, что привело к возникновению такого понятия как «серая зарплата» или «зарплата в конвертах, которую налоговые органы не могут отследить для налогообложения.

6.  Улучшение системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога.         

Исходя из всего этого можно сделать вывод, что налоговая политика Российской Федерации требует полного государственного вмешательства для наведения порядка в налоговой системе и ее отлаженной работы. Направленность государства на фискальную функцию объясняется необходимостью значительных объемов денежных средств для реформирования других сфер экономики и политики. Но о налоговой политике не нужно забывать, так как она способствует экономическому развитию государства в целом.

Заключение

Проанализировав данную тему, а именно налог на доходы физических лиц, можно сделать следующие выводы:

Подоходный налог играет большую роль в формировании бюджетов на всех уровнях. Государственная политика РФ в области налоговой системы несовершенна и требует большой работы по усовершенствованию.

Сущность налога на доходы физических лиц в России во многом схожа с аналогичным налогом, применяемым во многих рыночно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено рядом обстоятельств:

- налог на доходы - это личный налог, его объектом то есть его объектом является доход, полученный конкретным плательщиком;

- налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения - всеобщности, равномерности и эффективности

- налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

- основной способ взимания налога на доходы - у источника выплаты дохода является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Таким образом, значение и важность налога на доходы с физических лиц для Российской налоговой системы играет важнейшую роль. Чем лучше будет работать система удержания подоходного налога в стране, тем эффективнее и быстрее государство сможет выйти из кризисного состояния в экономике и динамично ее развивать.

В настоящее время государство предпринимает различные меры для укрепления и реформирования налогового законодательства. Одно из важнейших и значительных событий в налоговой системе - это создание Налогового Кодекса, в частности главы 23 «Налог на доходы физических лиц».


Проблема неравномерного распределения функций налоговой системы очень болезненна в РФ. Ставить на первое место желание пополнить бюджеты считается нецелесообразным. Нужно не забывать и о налогоплательщиках и справедливости в их адрес.

В стране должна быть создана единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем, предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.

Реформирование системы местного налогообложения должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от федеральных налогов на основе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот, как это происходит сейчас.

Имея стабильную налоговую систему, государство ждет стабильность и продвижение в области экономики, в социальных сферах.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (С изменениями и дополнениями от 4 марта 2013) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.

3. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010.

4. Абз. 3 п. 1 ст. 2, ст. 23 ГК РФ, ст. ст. 2, 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1.

5. Cт. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 268-ФЗ  «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

6. Cт. 4 Закона РФ от 31 декабря 2014 года № N 534-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

7. Cт. 56 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.

8. Налоги и налогообложение: Курс лекций / Н.В. Миляков. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014.

9. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Е.Н. Евстигнеев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013.

10. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.В. Миляков; Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014.