Файл: Нотариат в международном гражданском обороте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое отступление от общего принципа, содержащегося в ст.39 Основ о нотариате, необходимо в интересах развития международного делового сотрудничества. Объясняется это тем, что органы многих иностранных государств требуют, чтобы представляемые им из-за границы нотариальные документы имели удостоверительные надписи и иные реквизиты, соответствующие требованиям законодательства этих иностранных государств, и нередко отказываются принимать к рассмотрению нотариальные документы, которые составлены в какой-либо иной форме. Поэтому, когда им представляются российскими гражданами или организациями нотариально удостоверенные в Российской Федерации документы, они отклоняют их со ссылкой на то, что форма удостоверительной надписи не соответствует требованиям соответствующего иностранного права. Это создает трудности для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации[4].

1.3 Правовое положение иностранных граждан и организаций в нотариальном производстве.

Правовое положение иностранных граждан и юридических лиц прежде всего регулируется Конституцией РФ (ст. 17, 19, 45,46 и др.), Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно данному закону иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

А так как основы о нотариате не содержат ограничений прав вышеуказанных субъектов на обращение за совершением нотариального действия, это означает, что любое из нотариальных действий, предусмотренное ст. 35-37 Основ о нотариате, может быть совершено в интересах иностранного гражданина, лица без гражданства или иностранного юридического лица.

На иностранных граждан и лиц без гражданства, как и на российских граждан, распространяются основные правила совершения нотариальных действий, установленные главой 1Х Основ о нотариате, в частности положения о месте совершения нотариальных действий (ст. 40), о порядке и сроках отложения и приостановления совершения нотариального действия (ст. 41), о порядке подписи нотариально удостоверенной сделки, заявления и иных документов (ст. 44) и другие положения.


В соответствии со ст. 16 Основ о нотариате наравне с российскими физическими и юридическими лицами нотариус обязан оказывать и иностранному гражданину, лицу без гражданства, иностранному юридическому лицу содействие в осуществлении прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы их юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся за совершением нотариального действия, также могут рассчитывать на то, что нотариус сохранит в тайне сведения, ставшие ему известными в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Существенное значение при совершении нотариальных действий с иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет положение о языке нотариального производства. Согласно ст.10 Основ о нотариате, если за совершением нотариального действия обратилось лицо, не владеющее языком нотариального делопроизводства, то нотариус обязан перевести ему тексты оформленных документов или попросить об этом известного ему переводчика.

В соответствии со ст. 42 Основ о нотариате нотариус при совершении нотариального действия устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина[5].

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» являются:

- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

- разрешение на временное проживание;

- вид на жительство;

- иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

В соответствии со ст.43 Основ о нотариате нотариус при удостоверении сделок выясняет дееспособность граждан и проверяет правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках. В случае совершения сделки представителем проверяются и его полномочия.


При выяснении дееспособности иностранного гражданина и лица без гражданства нотариус должен исходить из того, что согласно ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. При этом личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Правоспособность юридических лиц определяется личным законом юридического лица. Согласно ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

  1. статус организации в качестве юридического лица;
  2. организационно-правовая форма юридического лица;
  3. требования к наименованию юридического лица;
  4. вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
  5. содержание правоспособности юридического лица;
  6. порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятие на себя гражданских обязанностей;
  7. внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
  8. способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

При этом юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.

Как правило, иностранные граждане и лица без гражданства обращаются к нотариусу с просьбой о совершении нотариального действия от их имени. Такая просьба подается иностранцем или лицом без гражданства в общем порядке и в той же форме, которая установлена для российских граждан.


Что касается нотариальных действий, совершаемых с участием или в интересах иностранных юридических лиц, то их количество в настоящее время существенно увеличилось, что связано с проведением в России экономических реформ, которые стимулируют деловой интерес к нашей стране со стороны иностранных инвесторов.

В основном представители иностранных юридических лиц обращаются к нотариусу для засвидетельствования подлинности подписи переводчика, сделавшего перевод документов, составленных за границей, для удостоверения договоров об учреждении в Российской Федерации совместных предприятий, для удостоверения доверенностей и верности копий документов.

Глава 2. Основные режимы оформления документов для действия за границей

В зависимости от требований, предъявляемых к оформлению российских документов для действия за границей, выделяют несколько правовых режимов признания их доказательственной силы:

  1. консульская легализация;
  2. апостилирование;
  3. освобождение от легализационных процедур.

Если международным соглашением России не установлено иное, российские нотариальные акты и иные официальные документы, предназначенные для использования за границей, подлежат консульской легализации. Порядок консульской легализации предусматривается Инструкцией о консульской легализации (утверждена Министерством иностранных дел СССР от 06.07.1984 г.).

В настоящее время легализация документов и актов для использования за границей осуществляется:

  1. нотариальной палатой – по заверению копий документов и верности его перевода на иностранный язык;
  2. Министерством юстиции России – по свидетельствованию подлинности подписи и печати нотариусов;
  3. Консульским департаментов Министерства Иностранных Дел России – по подтверждению подлинности печати Министерством юстиции России, а также подписей должностного лица.

Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствии их законам государства пребывания.

Согласно сложившейся международной практике, не требуется легализация паспортов и заменяющих их документов, а также документов, имеющих прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям (счета, документы о перемещении товаров через границу, соглашения о поставке товаров и предоставления услуг, выполнения различных работ и расчетов, таможенные декларации и т.д.).


Не подлежат легализации документы и акты, которые противоречат российскому законодательству и могут по своему содержанию нанести вред интересам России или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.

Громоздкость консульской легализации и несоответствие требованиям экономической и социальной интеграции вынудили многие государства отказаться от ее применения в пользу упрощенных процедур подтверждения подлинности иностранных документов.

Первым многосторонним соглашением такого рода стала Гаагская конвенция 1961 г.[6] Данная Конвенция с целью подтверждения достоверности официальных документов, выданных на территории государств – ее участниц, предусматривает удостоверение подлинности подписи и статуса лица, подписавшего документ, а в необходимых случаях и подлинности печати или штампа, которым скреплен документ, путем проставления апостиля.

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Заголовок апостиля обязательно должен содержать текст на французском языке.

Желая еще более упростить взаимный документооборот, некоторые страны, как правило, имеющие тесные экономические и культурные связи, идут на полное освобождение иностранных документов от каких бы то ни было предварительных удостоверительных процедур. При таком режиме иностранные документы полностью приравниваются к внутренним документам, при условии, что они не требуют принудительного исполнения на территории другого государства. Освобождение от легализации или проставления апостиля возможно как на основании двусторонних, так и многосторонних соглашений.

Например, Российская Федерация заключила с рядом государств соглашения, согласно которым официальные документы, происходящие из одного государства, принимаются на территории другого без легализации. Речь идет о следующих государствах: Азербайджан, Албания, Алжир, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия , Вьетнам, Испания, Кипр, Киргизия, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Монголия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Тунис, Хорватия, Чехия, Эстония , Югославия.

Нотариальные акты и иные официальные документы, направляемые в одну из этих стран, не требуют легализации.[7]

Заключение

Из всего вышесказанного мною были сделаны следующие выводы:

Во-первых, возникновение нотариата произошло в связи с созданием государством правовой основы гражданского оборота, то есть, с принятием законов, которые закрепили требования к сделкам, осознанием государством значимости отношений собственности, созданием государством судебной системы. То есть, государство приняло на себя обязанность по защите устанавливаемых им нормативных правил. Также можно сказать, что предпосылками развития нотариата явилось не только наличие письменности, но и развитие товарно-денежных отношений.