Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Сущность управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Финансовый менеджмент является одной из наиболее перспективных областей экономической науки, в которой удачно сочетаются как теоретические разработки в области финансов, управления, бухгалтерского учета, анализа, так и практические подходы, построенные в его рамках.

С помощью финансов может быть обеспечено приоритетное развитие прогрессивных связей в экономике, могут быть ограничены монополии, могут быть уменьшены просчеты в определении рыночных условий, могут регулироваться уровень производства и безработицы. Перечисленные меры поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное влияние на темпы экономического роста и эффективность управления в целом, а также на обеспечение непрерывности воспроизводства.

Очевидно, что, действуя на «выравнивание» финансовых отношений, можно быстро исправить искажения в репродуктивной динамике, а без финансового управления финансовыми отношениями невозможно обеспечить индивидуальный и общественный оборот производственных активов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие социальные потребности, то есть создавать условия для устойчивого экономического развития по всей стране.

В свою очередь, изменения в социально-экономических условиях общества влияют как на характер финансовых отношений, так и на формы и методы финансового управления. Исходя из этого, разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного управления внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Большое значение имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов, которая сегодня основана на спросе и предложении между субъектами хозяйствования, развитии страхового рынка и изменении бюджетных расходов.

Все изменения могут быть реализованы только через управление качеством всей финансовой системы. Система финансового управления представляет собой совокупность мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Это дает основание утверждать, что необходимым условием решения проблемы эффективности финансового управления в системе факторов, стабилизирующих экономическое развитие системы государственного регулирования, является процесс создания и использования национальных денежных средств, опосредованный финансовыми отношениями.


Целью курсовой работы является изучение проблемы финансового менеджмента в Российской Федерации и направлений ее совершенствования.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить сущность и методы управления финансами;

2) изучить предметы и объекты управления;

3) охарактеризовать систему государственных органов финансового управления;

4) рассмотреть направление финансовой политики по стабилизации социально-экономического развития;

5) методы и критерии эффективности управления финансами в Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Для написания работы использовались труды таких авторов, как: Никифорова, Бочаров, Запольская и другие.

Глава 1. Теоретические основы управления финансами

1.1 Сущность управления финансами

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе финансовой. Под управлением понимается преднамеренное целенаправленное воздействие на объект с использованием комбинации приемов и методов для достижения конкретного результата. Управление основано на знании объективных законов развития общества. В то же время государство в лице соответствующих управленческих структур оказывает большое влияние на управление.

Важной областью управления является финансовый менеджмент. Это осуществляется специальным аппаратом с помощью специальных приемов и методов, в том числе различных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, различаются объекты и субъекты управления. Объектами управления являются различные виды финансовых отношений, связанных с формированием денежных доходов, сбережений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по сферам, такие группы объектов различаются как: финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы домашних хозяйств. Они соответствуют таким субъектам управления, как финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, ответственных за управление финансами, представляет собой финансовый аппарат.


Управляющие субъекты используют конкретные методы целевого воздействия на финансы в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений. В то же время они характеризуются едиными техниками и методами управления. В управлении финансами можно выделить такие важные функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование является одним из важных мест в системе финансового управления. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, в основе которой лежит бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность.

Оперативное управление - это комплекс мер, разработанный на основе оперативного анализа текущей финансовой ситуации и направленный на достижение максимального эффекта при минимальных затратах за счет перераспределения финансовых ресурсов. Основным содержанием оперативного управления является рациональное использование финансовых ресурсов с целью повышения экономической активности.

Контроль как элемент контроля осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Это позволяет сопоставить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с запланированными, выявить резервы роста финансовых ресурсов и их более эффективного использования.

Существуют стратегический или общий финансовый менеджмент и операционный. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и т. Д. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и другие. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, руководителей внебюджетных фондов, страховых организаций и финансовых служб предприятий.

При разработке решений по управлению финансами, как в стратегическом, так и в оперативном управлении, учитываются требования экономических и правовых законов, результаты экономического анализа, как результаты предыдущего бизнес-периода, так и перспективы, экономико-математические методы и автоматизация. Используются системы финансового управления, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются юридическими законами, финансовыми прогнозами и планами, указами и другими формами.


В нашей стране в условиях экономических преобразований накопленный ранее опыт управления финансами, который в прошлом оказывал положительное влияние на экономику, недооценивается. Финансовые рычаги, такие как земельные платежи, долгосрочные нормы амортизации, конкретные капиталовложения и другие, вряд ли находят правильное применение в управлении. Слабо развиваются формы государственного кредита, используются субвенции, адресные дотации из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 года потребовал разработки и реализации новой финансово-кредитной политики и перехода к принципиально новым методам финансового управления. Они должны обеспечить усиление государственного влияния финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы. [1]

1.2 Объекты управления финансами

Финансовая система - это финансовые отношения, существующие в данной экономической формации. Финансовая система - совокупность различных областей финансовых отношений (звеньев финансовой системы), в процессе которых формируются и используются средства. Это сочетание централизованных и децентрализованных денежных средств.

Построение финансовой системы основано на следующих принципах:

1) Функциональное назначение. Он заключается в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию средств, предназначенных для удовлетворения первичные потребности общественного воспроизводства).

2) Единство финансовой системы - определяется единой экономической и политической основой государства. Это приводит к единой финансовой политике, проводимой государством через централизованные финансовые органы и общие цели. Управление всеми ссылками основано на единых законодательных и нормативных актах.

3) Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Национальные финансы играют ведущую роль в обеспечении определенных темпов развития всех секторов национальной экономики, перераспределении финансовых ресурсов между секторами экономики и регионами страны, производственным и непроизводственным секторами, а также отдельными группами и сегментами экономики. население.


Государственные финансы - это отношения, касающиеся распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанного с формированием финансовых ресурсов государства и их использованием для покрытия расходов на расширение производства, отвечающих растущим культурные потребности общества, потребности обороны и управления. Ссылки в государственных финансах:

  • государственный бюджет;
  • внебюджетные фонды;
  • государственный кредит.

Государственный бюджет является основным звеном в финансовой системе. Это форма обучения и использования централизованного фонда средств для обеспечения функций органов государственной власти. Здесь сосредоточена значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредоточена основная доля СОПов и национального дохода (НД) (в России централизовано до 80% средств). Бюджет Российской Федерации как финансовый план государства основан на показателях прогноза социально-экономического развития страны на следующий год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и фискальной политикой государства. [2]

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для накопления средств, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются независимыми финансово-кредитными учреждениями. Исходя из целевой направленности расходов, их можно объединить в три группы.

К первой относятся внебюджетные фонды социального страхования общегосударственного значения (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования).

Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевых и отраслевых (ведомственных) назначений (они создаются на федеральном уровне для финансирования расходов на НИОКР, социальной и материально-технической поддержки отдельных ведомств). Третий включает различные внебюджетные фонды территориального назначения.

В качестве финансового учреждения внебюджетный фонд может выступать в качестве инвестора на финансовом рынке, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов. Государственный заем выражает кредитные отношения между государством в лице исполнительных органов федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, о получении кредитов, предоставлении ссуд или поручительстве. обеспечение. Государство привлекает дополнительные финансовые ресурсы, продавая облигации, казначейские облигации и другие виды государственных ценных бумаг на финансовом рынке. Государственный кредит также используется для стабилизации денежного обращения в стране.