Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Сущность управления финансами).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления финансами
1.1 Сущность управления финансами
1.2 Объекты управления финансами
1.3 Субъекты управления финансами
1.4 Государственные органы управления финансами
Глава 2. Управление финансами в зарубежных странах
2.1 Парламент и министерство финансов
2.2 Органы финансового контроля
2.3 Управление финансами частных национальных и транснациональных корпораций
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления финансами в Российской федерации
3.1 Функции и полномочия Федерального Собрания и Министерства финансов РФ
Руководство корпорации должно обеспечивать не только степень риска новых крупных капиталовложений и срок окупаемости, но и форму поступления средств. Особый вопрос заключается в том, как новые инвестиции повлияют на финансовые результаты сотрудничества, движение цены акций и размер прибыли. [8]
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления финансами в Российской федерации
3.1 Функции и полномочия Федерального Собрания и Министерства финансов РФ
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство Финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.
Основные задачи Министерства финансов РФ:
- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
- разработка проекта федерального бюджета;
- составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ и др.
Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
- подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
- участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
- участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
- разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;
- разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;
- исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др. [10]
В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения:
1) департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение и др.;
2) департамент отраслевого финансирования, созданный на базе упраздненных департаментов промышленности, департамента агропромышленного комплекса, инвестиций, транспортных систем и связи;
3) департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;
4) департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющим эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение;
5) департамент управления государственным внешним долгом, который производит выпуск внешних займов - евробонов и их погашение;
6) департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.
Важное подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
3.2 Деятельность специализированного органа финансового контроля. Государственный таможенный комитет РФ
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах - налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством;
- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводить проверки налогоплательщиков;
- ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
- информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
- осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
С деятельностью Министерства РФ по налогам и сборам тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г. Сфера Департамента налоговой полиции - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.
Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформляя их актами.
В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Такие изменения направлены на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и должны повысить собираемость налогов.
Государственный таможенный комитет РФ.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:
- проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
- проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
- приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
- проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
Основная задача финансового менеджмента в условиях перехода на рыночные отношения - эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
В условиях административно-командной системы, централизованно планируемой социалистической экономики финансовый менеджмент не получил должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение.
Основными методами финансового менеджмента являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций. [7]
Заключение
По проведённой курсовой работе сделаю следующие выводы:
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.
Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов РФ и его органы на местах.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами, выступает Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.
Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:
1. Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
- организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;
- федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка его исполнения в очередном финансовом году и отчетность о его исполнении;
- разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.
2. Разрабатывает и утверждает:
- порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;
- порядок составления и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы и т.д.
3. Осуществляет:
- составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение его исполнения;
- прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;
- ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ и т.д.
Финансовое планирование, как уже отмечалось, выступает важнейшим элементом управления финансами. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам.
При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется при этом объем денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономии расходов, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.
Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.