Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Сущность управления финансами).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления финансами
1.1 Сущность управления финансами
1.2 Объекты управления финансами
1.3 Субъекты управления финансами
1.4 Государственные органы управления финансами
Глава 2. Управление финансами в зарубежных странах
2.1 Парламент и министерство финансов
2.2 Органы финансового контроля
2.3 Управление финансами частных национальных и транснациональных корпораций
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления финансами в Российской федерации
3.1 Функции и полномочия Федерального Собрания и Министерства финансов РФ
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью отчислений в бюджет всех обязательных платежей возлагается на Федеральную налоговую службу и ее местные органы - налоговые инспекции.
Налоговые проверки обязательны:
- действовать в строгом соответствии с законом;
- следить за соблюдением налогового законодательства на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды;
- вести учет налогоплательщиков в установленном порядке;
- проводить проверки налогоплательщиков;
- ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства информацию о фактически полученных суммах налогов и других платежей в бюджет;
- информировать Министерство финансов Российской Федерации обо всех случаях неуплаты налогов предприятиями;
- возместить чрезмерно уплаченные суммы налога и штрафы и пени, неправильно снятые с налогоплательщиков.
За таможенные пошлины отвечает Федеральная таможенная служба, которая должна:
- проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
- проверить все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
- приостанавливать операции налогоплательщиков на банковских счетах в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими налогового законодательства;
- взыскивать задолженность по налогам, а также штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.
В целом таможенные органы следят за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров через границу Российской Федерации, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.
На современном этапе развития сохраняется острая необходимость в дальнейшем совершенствовании структуры аппарата финансового управления, что связано с изменением экономического курса страны до августа 1998 года и повышением роли финансовой системы в экономической и экономической сферах. социальное развитие. Совершенствование управления финансовыми отношениями должно основываться на активизации финансовой политики. В частности, это связано с совершенствованием системы налогообложения, усилением ее влияния на развитие экономики, внедрением долгосрочных финансовых стандартов и методов управления экономикой.
Совершенствование управления финансами также обусловлено расширением финансовой независимости субъектов Российской Федерации, ростом значимости территориальных и местных финансовых органов власти в реализации финансовой политики. [12]
Глава 2. Управление финансами в зарубежных странах
2.1 Парламент и министерство финансов
Управление финансами в зарубежных странах находится в ведении высших законодательных органов - парламентов: в США - это Конгресс, в Великобритании - парламент, в Германии - Бундестаг, во Франции - Национальное собрание и т. д. Парламенты имеют две палаты - нижнею и верхнею. Все основные финансовые законы и, прежде всего, утверждение государственного бюджета осуществляются двумя палатами парламента и подписываются главой государства.
Парламенты также утверждают отчеты об исполнении государственного бюджета, налогового законодательства и устанавливают ограничение на размер государственного долга.
Прямой финансовый менеджмент управляется финансовым аппаратом, основным звеном которого является министерство финансов. Разрабатывает финансовую и налоговую политику государства, политику в сфере государственных расходов, следит за соблюдением финансового законодательства. Министерство финансов составляет проект государственного бюджета и организует его исполнение.
Следует отметить, что в каждой стране есть особенности в управлении финансами. Так, в США, помимо Министерства финансов, при Президенте существует Административно-бюджетное управление, которое составляет расходную часть федерального бюджета.
Во всех развитых западных странах ведущими подразделениями Министерства финансов являются Департамент внутренних доходов, который публикует прямые материалы в области прямых налогов и упорядочивает их доходы, а также отдел таможенных пошлин и акцизов, который готовит информацию о косвенных налогах и организует их поступление в бюджет.
Важным подразделением Министерства финансов является Управление внутренних займов и государственного долга. Он отвечает за выдачу государственных займов, выплату процентов по ним и погашение государственного долга.
В состав Минфина входит отдел денежного контроля.
В Великобритании управление финансами в основном осуществляется финансовым отделом казначейства. В Германии управление финансами также поручено федеральному министерству финансов. Во Франции управление финансами возложено на Министерство экономики, финансов и бюджета. [3]
2.2 Органы финансового контроля
Важность финансового менеджмента принадлежит специализированным органам финансового контроля, которые независимы от правительства и подотчетны парламенту. В Соединенных Штатах это Главное ревизионное управление, созданное в соответствии с Законом о бюджете и отчетности от 10 июня 1921 года. В его функции входит: толкование финансовых положений; контроль за законностью и эффективностью операций, проводимых государственными ведомствами; оказание помощи Конгрессу, его комитетам и конгрессменам; контроль за выполнением отдельных платежных операций; установление правил ведения финансовых операций и отчетности в федеральных учреждениях.
Фактически деятельность контрольного отдела сводится к ежегодным проверкам состояния финансов федеральных ведомств и подготовке документов и рекомендаций президенту и конгрессу на основе проверок.
В Великобритании таким специальным органом является Управление государственного контроля, созданное еще в 1866 году. Генеральный контролер - ревизор назначается правительством пожизненно и может быть отстранен только по решению обеих палат парламента. Полномочия надзорного органа более ограничены, чем в Соединенных Штатах. В частности, он не имеет права толковать финансовые положения, не может вмешиваться в оперативную деятельность финансовых служб государственных ведомств.
В обязанности Управления государственного контроля входит проверка законности финансовой деятельности государственных ведомств, а также эффективности и целесообразности расходования ими государственных средств. Управление обязано информировать парламент о результатах таких проверок.
Во Франции контроль за исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляется Счетной палатой, которая является судебным органом, состоящим из постоянных мастеров.
В Германии контрольные функции в области финансов также находятся в ведении Федерального контрольного управления. Наиболее сложные дела передаются в суды, которые специализируются на финансовых спорах и неправомерных действиях, связанных со злоупотреблением государственными средствами.
Финансовое управление местными органами власти, а также в федеральных штатах и членах федерации осуществляется финансовыми и бюджетными советами, которые составляют проекты соответствующих бюджетов и организуют их исполнение. [4]
2.3 Управление финансами частных национальных и транснациональных корпораций
В странах с развитой рыночной экономикой в 1990-х годах наибольшее влияние на финансы акционерных компаний и предприятий оказывают интернационализация экономической жизни, глобализация деловых операций и расширение использования компьютерных технологий.
Осуществление бизнес-операций в глобальном масштабе облегчает воспроизводство корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в полной мере относится к компаниям, специализирующимся на предоставлении услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и т. д.
Конечно, предприятия, ориентированные исключительно на национальные рынки, всегда будут функционировать, но предприниматели должны помнить, что те предприятия, которые строят свой бизнес в глобальном масштабе, имеют наибольшие возможности для успешной работы.
В 1990-х годах произошло дальнейшее развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий, резко изменивших процесс принятия финансовых решений. Материнские компании оснащены системой персональных компьютеров, подключенных к локальной сети, компьютерами поставщиков и потребителей, что позволяет финансовому менеджеру постоянно обмениваться интересующей его информацией и принимать наиболее рациональные решения.
Основная цель финансового управления для мобилизации и использования корпоративных средств заключается в максимизации реальных обязательств и корпоративных активов. [6]
Решающее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.
1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны корпоративной деятельности. Финансовый менеджмент корпорации разрабатывает финансовые планы, в которых представлены прогнозы объемов производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения (на один год и пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, то есть для отдельных фирм внутри корпорации и для отдельных отраслевых отделов (отделов) в пределах одной и той же фирмы. Основные показатели в процессе финансового планирования: объем продаж, прибыль, капитальные вложения.
2. Принятие наиболее подходящих решений в процессе инвестирования крупных средств. Успешно действующая корпорация имеет быстро растущий объем продаж продукции, что требует новых инвестиций для расширения производства (покупка оборудования, НИОКР и т. д.). Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста продаж, структуру привлеченных средств, способы их мобилизации; способы инвестирования - за счет банковских кредитов или путем выпуска собственных акций и облигаций; в случае банковского кредита, долгосрочный или краткосрочный.
3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее услугами. Например, маркетинговые решения влияют на продажи, что, в свою очередь, влияет на прибыль и инвестиции.
4. Проведение крупных операций на финансовом рынке для мобилизации дополнительного капитала, продажи собственных акций и облигаций.
Структура финансовых администраций национальных и транснациональных корпораций имеет организационно-правовую форму акционерных обществ. Таким образом, финансовый менеджмент американской корпорации Dupont включает в себя девять отделов и 29 секторов. Главный финансовый менеджер является вице-президентом корпорации и подчиняется непосредственно ее президенту. Ему подчиняются главный казначей и главный финансовый контролер корпорации.
Традиционные функции главного казначея заключаются в следующем: планирование финансовых ресурсов корпорации на основе текущих и новых операций, финансирование этих операций, распределение выручки от продажи продукции в соответствующие фонды, - управление денежными средствами, рыночными ценными бумагами корпорации Планирование структуры капитала предприятия, т.е. соотношение основного и оборотного капитала, собственного капитала и заемных средств. Кроме того, казначей отвечает за оплату управленческого персонала, а также за формирование и использование пенсионных и резервных фондов.
Традиционные функции главного контролера включают в себя: разработку годового отчета корпорации, включая отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и другие документы. Главный контролер отвечает за бухгалтерский учет и аудит, за все вопросы налогообложения и информацию, предоставляемую государственным органам.
Вице-президент по финансам вместе с другими членами совета директоров корпорации и ее президент определяют наиболее важные вопросы корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства (включая промышленные товары, рыночная стратегия), цены, заработная плата, кредитная политика, реализация политики в области дивидендов по акциям.