Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Сущность управления финансами).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления финансами
1.1 Сущность управления финансами
1.2 Объекты управления финансами
1.3 Субъекты управления финансами
1.4 Государственные органы управления финансами
Глава 2. Управление финансами в зарубежных странах
2.1 Парламент и министерство финансов
2.2 Органы финансового контроля
2.3 Управление финансами частных национальных и транснациональных корпораций
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления финансами в Российской федерации
3.1 Функции и полномочия Федерального Собрания и Министерства финансов РФ
Государственный кредит действует в следующих формах: государственные кредиты, гарантированные кредиты. Государственные займы осуществляются путем выпуска и размещения ценных бумаг, получения иностранного займа. В форме условного государственного долга гарантируются обязательства федерального правительства по займам, полученным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или субъектами хозяйствования. В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения в рамках государственных финансов делятся на подгруппы:
- федеральные финансы;
- финансы субъектов РФ;
- местные финансы.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, служат процессу создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Финансы предприятий - это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и сбережений, а также их использованием для выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой и расходов на финансирование для расширенного воспроизводства, социальных услуг и материального стимулирования работников.
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подгруппы:
- финансы коммерческих предприятий и организаций;
- финансы некоммерческих организаций.
Финансовые отношения этих двух групп субъектов хозяйствования имеют свои особенности, связанные с формой организации предпринимательской деятельности, формирования доходов и расходов, владения имуществом, исполнения обязательств, налогообложения. Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и сбережения (собственные средства), а также внешние денежные поступления (заемные и заемные средства), используемые ими для производства и продажи товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы. [13]
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:
- отношения с другими предприятиями и организациями;
- внутри предприятия;
- в рамках объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
- с финансово-кредитной системой - бюджеты и внебюджетные фонды, банки, страховки, биржи, различные фонды. Состояние финансов предприятий определяет обеспеченность централизованных фондов финансовыми ресурсами. В то же время активное использование средств предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита и страхования.
Страхование - это набор специальных закрытых перераспределительных отношений между его участниками относительно формирования целевого фонда страхования за счет денежных взносов, предназначенных для компенсации возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или для выравнивания потерь в семейном доходе в связи с последствиями страховые случаи. Страхование финансов связано с перераспределением средств от физических и юридических лиц. Ущерб от страховых случаев распределяется между участниками страхования. По различиям в объектах страхования страховые отношения можно разделить на пять групп:
- социальное;
- личная;
- свойство;
- страхование ответственности;
- страхование предпринимательского риска.
В сфере социального страхования объектом является уровень доходов граждан и включает страхование пенсий, пособий. В личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность - страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности является обязательство страхователей выполнять договорные условия поставки продукции, погашения задолженности перед кредиторами или возмещения материального и иного ущерба, если он был причинен другими лицами.
В случае страхования ответственности страховая компания производит возмещение ущерба. В страховании предпринимательского риска объектом является риск некоммерческой деятельности или убытков (страхование в случае снижения согласованного уровня прибыльности или дохода, страхование от простоев оборудования и т. д.). [9]
1.3 Субъекты управления финансами
Субъектами общего финансового менеджмента в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Президент Российской Федерации - регулирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «наложить вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием. Федеральное Собрание Российской Федерации (состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и налоговый кодексы и т. д.). Правительство Российской Федерации - рассматривает федеральный бюджет, выступает в качестве единого центра финансового управления. Центральным органом, осуществляющим финансовую политику, является Министерство финансов Российской Федерации. Он обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и курсовой политики в Российской Федерации и координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. [10]
Министерство финансов Российской Федерации (Министерство финансов РФ):
- обеспечивает методическое руководство в области финансового планирования и финансирования отраслей;
- развивает бюджетный федерализм;
- разрабатывает проект федерального бюджета;
- составляет отчет об исполнении федерального бюджета;
- составляет консолидированный бюджет;
Министерство финансов выполняет следующие функции:
- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
- готовит предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
- участвует в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики;
- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и исполнением целевых бюджетных средств.
Министерство по налогам и сборам Российской Федерации (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) следят за правильностью расчетов, полнотой и своевременностью государственного бюджета и других платежей, осуществляемых Российской Федерацией; Министерство по налогам и сборам Российской Федерации также осуществляет валютный контроль. Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, тем самым способствуя увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом для реализации денежно-кредитной политики. Центральный банк Российской Федерации наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных организаций. Счетная палата Российской Федерации является специальным контрольным органом, который контролирует состояние федеральной собственности и контролирует расходование федеральных средств. Счетная палата независима от правительства и подотчетна Федеральному собранию. Предметом оперативного финансового управления является финансовый аппарат: Министерство финансов Российской Федерации, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, управления внебюджетных управлений. фонды, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банков. [5]
1.4 Государственные органы управления финансами
Общее (стратегическое) финансовое управление Российской Федерацией в соответствии с ее Конституцией возлагается на высшие органы государственной власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.
Оперативное управление финансами осуществляется финансовым аппаратом. С его помощью государство направляет финансовую деятельность во все структурные подразделения экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и выполнению финансовых планов.
Управление финансами на предприятиях и в отраслях экономики осуществляется финансовыми отделами и службами предприятий, а также финансовыми отделами министерств и ведомств. Страховая отрасль управляется специальными страховыми компаниями. Работа по управлению государственными финансами осуществляется Министерством финансов Российской Федерации и его местными органами власти.
Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его исполнении. Федеральное собрание также рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, он устанавливает максимальный размер государственного внутреннего и внешнего долга. [6]
Важнейшим органом финансового управления является Министерство финансов Российской Федерации и его местные органы.
Его основными задачами в области финансового менеджмента являются разработка единого государственного финансового (в том числе бюджетного, налогового, страхового, валютного, государственного долга), кредитной, денежно-кредитной политики, а также политики в области аудита, учета и отчетности. таможенные платежи (в части исчисления и порядка оплаты), в том числе определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов Российской Федерации выполняет следующие основные функции:
1. Разрабатывает и представляет Правительству Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
- организация и функционирование бюджетной системы Российской Федерации, определение основ бюджетного процесса;
- федеральный бюджет на следующий финансовый год, порядок его исполнения в следующем финансовом году и отчетность о его исполнении;
- разграничение бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и местными органами власти;
- финансовые отношения федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;
- налоговая, валютная и таможенная политика платежей;
- регулирование деятельности субъектов и участников страхового рынка;
- выпуск и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставление государственных гарантий Российской Федерации;
- управление государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации;
- регулирование в области формирования и инвестирования пенсионных накопительных фондов;
- контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере и др.
2. Разрабатывает и утверждает:
- порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- порядок ведения бюджетного списка федерального бюджета;
- порядок составления и представления бюджетных отчетов об исполнении бюджета бюджетной системы;
- формы налоговых деклараций, налоговых расчетов, методических указаний и других правовых актов о применении законодательства о налогах и сборах;
- условия лицензирования, сертификации, деятельности и отчетности в отношении страховых организаций;
- методология выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставление государственных гарантий Российской Федерации;
- организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
3. Осуществляет:
- составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение его исполнения;
- прогнозирование и кассовое планирование федерального бюджета;
- ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- рассмотрение проектов финансово-экономических обоснований законопроектов и проектов выводов Правительства Российской Федерации по законопроектам, предусматривающим расходы федерального бюджета;
- управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
- функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;
- координация фискальной политики в соответствии с целями макроэкономической политики. [11]
Основными департаментами Министерства финансов Российской Федерации являются: департамент бюджетной политики, который составляет проект федерального бюджета и организует его исполнение; Департамент финансирования промышленности, который финансирует промышленность, строительство и строительную отрасль, транспортные системы и коммуникации, сельское хозяйство, пищевую промышленность и охрану окружающей среды; Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов; Отдел управления государственным и внутренним долгом, который определяет вопросы государственных внутренних и внешних займов, выплаты процентов по ним и их погашения и т. д.
Важным структурным органом финансового управления является Федеральное казначейство, которое отвечает за кассовое исполнение бюджета.