Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Понятие, виды и механизм мотивации персонала).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, виды и механизм мотивации персонала
1.2. Структура и технология формирования системы мотивации персонала
2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Субару-сервис»
2.1. Общая характеристика ООО «Субару-сервис»
2.2. Анализ действующей системы мотивации персонала в ООО «Субару-сервис»
2.3. Совершенствование системы мотивации персонала в ООО «Субару-сервис»
Таблица 2
Показатели структуры персонала ООО «Субару-сервис»
Показатель |
Критерий |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Темп роста |
Темп роста |
Кол-во чел. |
Кол-во чел. |
Кол-во чел. |
2017/2016гг, % |
2018/2017гг, % |
||
По полу: |
мужчины |
5 |
6 |
7 |
120 |
117 |
женщины |
2 |
2 |
2 |
100 |
100 |
|
По возрасту: |
от 20 до 25 |
3 |
3 |
4 |
100 |
133 |
от 26 до 35 |
2 |
3 |
3 |
150 |
100 |
|
от 36 до 50 |
2 |
2 |
2 |
100 |
100 |
|
старше 50 лет |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
По стажу работы: |
до 1 года |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
от 1 года до 2 лет |
1 |
1 |
2 |
100 |
200 |
|
от 2 лет до 5 лет |
2 |
3 |
3 |
150 |
100 |
|
более 5 лет |
4 |
4 |
4 |
100 |
100 |
|
По уровню образования: |
среднее |
3 |
4 |
4 |
133 |
100 |
незаконченное высшее |
2 |
2 |
2 |
100 |
100 |
|
высшее |
2 |
2 |
3 |
100 |
150 |
|
Среднесписочная численность персонала |
7 |
8 |
9 |
114 |
113 |
Для анализа динамики текучести персонала в компании используем исходные данные движения персонала за 2016 – 2018 гг., они представлен в таблице 3.
Таблица 3
Исходные данные движения персонала компании ООО «Субару-сервис»
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Среднесписочная численность персонала |
7 |
8 |
9 |
Принятые работники |
1 |
2 |
3 |
Уволенные работники |
2 |
1 |
2 |
Полученные данные по движению персонала в компании ООО «Субару-сервис» отразим в таблице 4.
Таблица 4
Анализ динамики текучести персонала в компании ООО «Субару-сервис»
Наименование показателей |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Темп роста 2017/2016гг, % |
Темп роста 2018/2017гг, % |
Коэффициент выбытия персонала (Квк) |
0,29 |
0,13 |
0,22 |
43,75 |
177,78 |
Коэффициент приема персонала (Кпк) |
0,14 |
0,25 |
0,33 |
175,00 |
133,33 |
Коэффициент стабильности персонала (Кск) |
0,57 |
0,63 |
0,44 |
109,38 |
71,11 |
Коэффициент текучести персонала (Утк) |
0,29 |
0,13 |
0,22 |
43,75 |
177,78 |
В результате полученных данных видно, что коэффициент выбытия значительно снизился за период 2017/2016 гг. и составил - 0,13 , а по отношению 2018 года к 2017 году повысился на 77,78%.
Что касается коэффициента приема персонала, то за период с 2017/2016 года он повысился на 75%, а в отношении 2018/2017 гг. повысился на 33,3%. Можно сделать вывод, что коллектив компании достаточно стабилен в своем движении, динамика коэффициента стабильности составила 109,38% в 2017 году по отношению к 2016 году, а по отношению 2018 года к 2017 году 71,11%.
2.2. Анализ действующей системы мотивации персонала в ООО «Субару-сервис»
В корпоративных принципах ООО «Субару-сервис» прописано то, что компания ведет активную мотивационную политику персонала, оставляя за собой право на материальное и нематериальное премирование. Разработка и совершенствование системы мотивации входит в обязанности управляющего, контролируется и утверждается директором. Цель разработки системы мотивации состоит в повышении эффективности труда каждого сотрудника и организации в целом.
В ООО «Субару-сервис» основная ставка делается на материальное стимулирование работников. В организации действует окладно-премиальная форма оплаты труда. Основные принципы прописаны в Положении об оплате труда.
В организации устанавливаются следующие выплаты работникам за их труд (заработная плата):
- должностной оклад или тарифная ставка;
- ежемесячная стимулирующая выплата (надбавка премия) по итогам работы, за перевыполнение задания, за соблюдение техники безопасности, за самые высокие показатели в труде по соответствующей профессии, к юбилею, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей;
- районный коэффициент;
- доплаты в размерах, регламентируемых Трудовым законодательством РФ, при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за сверхурочную работу, за работу в выходные дни.
Размер месячного должностного оклада работника организации, зависящий от сложности выполняемой работы, его квалификации, качества и количества потраченного труда, определяется в трудовом договоре с ним и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Размер месячного должностного оклада сотрудника и максимальным размером не ограничивается. В месячный должностной оклад не включаются доплаты, премии и надбавки, иные социальные и компенсационные выплаты.
Премиальная надбавка – вознаграждение работника в виде дополнительной стимулирующей выплаты, устанавливаемой в соответствии с Трудовым договором с работником, начисляемой на должностной оклад работника без учета дополнительных доплат за совмещение профессий (должностей), и выплачиваемой ежемесячно при условии эффективного и качественного выполнения трудовых обязанностей, поручений руководителей. Максимальный размер премиальной надбавки сотрудников сервисных служб компании составляет не более 100 % (из которых 20% зависят от производственных показателей) от должностного оклада и рассчитывается по системе МВО. Премиальная часть заработной платы сотрудников производственных отделов напрямую зависит от производственных показателей и может быть более чем 100% от оклада.
В таблице 8 рассмотрим, как в компании осуществляется материальное стимулирование. Рассмотрим на примере декабря 2018 года, как наиболее наполненного месяца различными премиями и надбавками.
Таблица 5
Материальное стимулирование работников ООО «Субару-сервис» за декабрь 2018 года
Сотрудник |
Оклад |
Премия за выполнение плана |
Премия в честь нового года |
Доплата за сверхурочную работу |
Районный коэффициент |
Итого начислено |
Директор |
60000 |
0 |
10000 |
0 |
21000 |
91000 |
Управляющий |
50000 |
10000 |
5000 |
0 |
19500 |
84500 |
Механик 1 |
35000 |
5000 |
3000 |
3000 |
13800 |
59800 |
Механик 2 |
30000 |
5000 |
2000 |
2000 |
11700 |
50700 |
Механик 3 |
30000 |
5000 |
2000 |
2000 |
11700 |
50700 |
Механик 4 |
30000 |
5000 |
2000 |
2000 |
11700 |
50700 |
Механик 5 |
25000 |
5000 |
2000 |
2000 |
11700 |
50700 |
Бухгалтер |
35000 |
0 |
3000 |
0 |
11400 |
49400 |
Уборщик помещений |
10000 |
0 |
2000 |
0 |
3600 |
15600 |
Как видим из таблицы, заработная плата в компании является достаточно весомым фактором стимулирования. Сотрудники компании работают эффективно, а как следствие этого, организация имеет хорошую прибыль и готова ею делиться. Это можно назвать основным отличием между предприятиями малого и крупного бизнеса. Малый бизнес наиболее гибкий и в сплоченном узком кругу, все достижения компании являются достижениями всех сотрудников.
Также в организации сотрудникам предоставляется социальный компенсационный пакет, сочетающий в себе методы материальной и нематериальной мотивации:
Для всех сотрудников:
Комплексное медицинское обслуживание по программе добровольного медицинского страхования по корпоративной программе, включающее в себя:
- экстренное и плановое стационарное обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание и стоматологическую помощь;
- бесплатные ежегодные новогодние подарки для сотрудников и их детей в возрасте до 14 лет;
- помощь сотрудникам в получении льготного кредита в банках по программе корпоративный клиент;
- компенсация части стоимости путевки в детские лагеря Кемеровской и Томской области для детей сотрудников Общества;
- единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении работника в связи с уходом на пенсию, в том числе по инвалидности I и II группы;
- организацию льготного питания на территории Общества с контролем качества и ассортимента;
- возможность для сотрудников Общества подключиться к тарифу «Корпоративный» для оплаты услуг сотовой связи;
- предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска 1 сентября для сотрудников, чьи дети идут в первый класс школы;
- предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 2-х дней для родителей при призыве детей в армию;
- предоставление единовременной материальной помощи по причине несчастного случая (пожар, внезапная смерть близкого родственника);
- компенсация части затрат, связанных с погребением сотрудника Общества, которые несут семья или родственники;
- ежемесячные выплаты семьям работников Общества, имеющим на иждивении 4-х и более детей, в размере 400 рублей на каждого ребенка;
- оказание одноразовой материальной помощи в связи с первым бракосочетанием.
Дополнительные льготы:
- обеспечение мобильными телефонами с оплатой услуг сотовой связи по лимиту, согласно занимаемой должности;
- компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях;
- оказание моральной и материальной поддержки в случае сложных жизненных ситуаций;
- оказание материальной помощи при рождении детей;
- оказание материального поощрения в связи с юбилейной датой рождения;
- компенсация части стоимости путевки в санаторно-оздоровительные учреждения Новосибирской и Томской области для сотрудника и членов его семьи.
Помимо этого проводятся корпоративные праздники, на которых вручаются грамоты лучшим работникам по итогам года.
Все эти виды мотивации и стимулирования закреплены в положении о материальной и не материальной мотивации ООО «Субару-сервис». Вместе с тем, не все из них применяются на практике, т.к. предприятие относится к малому бизнесу, то не всегда есть возможность отлучиться на длительные отпуска сотрудникам или уделить должного внимания поздравлениям. Однако, как уже убедились выше, материальное стимулирование в компании на достаточно высоком уровне.
В компании периодически поднимается вопрос о том, что денежные поощрения – это конечно очень важно, но для многих важны и другие моменты: самореализация, карьерный рост, использование интеллектуального потенциала, соревнования.
Все вышеназванное относится к важным инструментам нематериальной мотивации
В таблице 6 рассмотрим, насколько часто в компании применяется социальный компенсационный пакет, сочетающий в себе методы материальной и нематериальной мотивации, а также важные дополнительные инструменты нематериальной мотивации.
Таблица 6
Частота применения социального компенсационного пакета, сочетающегося в себе методы материальной и нематериальной мотивации в ООО «Субару-сервис»
Вид дополнительной материальной и нематериальной мотивации |
Количество сотрудников, к которым была применена нематериальная мотивация |
|||
1 кв. 2018г. |
2 кв. 2018г. |
3 кв. 2018г. |
4 кв. 2018г. |
|
Комплексное медицинское обслуживание по программе добровольного медицинского страхования по корпоративной программе |
8 |
9 |
9 |
9 |
Обеспечение мобильными телефонами с оплатой услуг сотовой связи по лимиту, согласно занимаемой должности |
2 |
2 |
2 |
2 |
Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях |
1 |
1 |
1 |
1 |
Оказание моральной и материальной поддержки в случае сложных жизненных ситуаций |
0 |
1 |
0 |
0 |
Оказание материальной помощи при рождении детей |
0 |
0 |
0 |
0 |
Оказание материального поощрения в связи с юбилейной датой рождения |
2 |
3 |
1 |
3 |
Компенсация части стоимости путевки в санаторно-оздоровительные учреждения |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вручение грамот |
0 |
0 |
0 |
5 |
Проведение соревнований |
0 |
0 |
0 |
0 |
Карьерный рост |
0 |
0 |
0 |
0 |
Использование интеллектуального потенциала работника |
0 |
0 |
0 |
0 |