Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Понятие, виды и механизм мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй шаг предполагает изучение и анализ используемых в организации форм, методов и элементов мотивации для определения эффективности и действенности системы. Далее исследуется мотивация сотрудников организации.

Полученные результаты исследования позволяют получить информацию о мотивационной структуре и степени удовлетворенности персонала, а так же определить, насколько сама организация и ее сотрудники готовы к изменениям. Следующий этап связан с формулировкой целей, которых желает достичь организация с помощью внедрения новой или совершенствования существующей системы мотивации.

По мнению А.Я. Кибанова, главная цель создания и функционирования системы мотивации труда, заключается в обеспечении достижения целей организации с помощью сохранения и привлечения высоко квалифицированного персонала, прежде всего, путем эффективной и устойчивой мотивации, формируемой на основе комплексного стимулирования, которое является предметом интереса для всех ступеней персонала организации [14, с. 45].

Это означает необходимость учета потребностей персонала организации и понимания того, что ее развитие и достижение поставленных целей возможно в условиях соответствия применяемых стимулов экономическим, психологическим и социальным потребностям сотрудников.

Что касается главной цели. Она, в свою очередь, может быть представлена несколькими подцелями, среди которых необходимо отметить сохранение и привлечение профессионально подготовленных кадров, обеспечение повышения эффективности и производительности труда, а так же развитие кадрового потенциала организации.

Выбранная стратегия определяет направленность системы мотивации и является основой для принятия решения относительно того, каким образом необходимо действовать для достижения поставленных целей в рамках разработанной политики. При этом политика и программа мотивации должны быть связанны с общей организационной стратегией и политикой предприятия [20, с. 105].

Что касается политики мотивации, то анализ литературы позволил выявить три наиболее распространенных ее варианта: политика, нацеленная на опережение, равнение или отставание от конкурентов. Рассматривая основные стороны формирования программы мотивации, необходимо подробнее остановиться на главных принципах ее разработки.

Эффективность системы мотивации обеспечивается в условиях, когда в основу ее формирования положены принципы, которые позволят сбалансировать интересы всех сотрудников предприятия и при этом добиться вовлечения индивидуальных возможностей и способностей каждого сотрудника.


Рассматривая функции мотивации, в качестве структурного элемента исследуемой системы, всю их совокупность Г. Г. Лигинчук объединяет в три группы, выделяя при этом: побуждающие функции, вызывающие активность человека к профессиональной деятельности; направляющие функции, определяющие характер цели в профессиональной деятельности; регулирующие функции, определяющие ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности. Цели, стратегии, принципы и функции мотивации трудовой деятельности непосредственно определяют структуру системы мотивации.

Она состоит из различных составляющих материального финансового, нефинансового и нематериального стимулирования.

Здесь остановим внимание на технологических сторонах разработки программы материального и нематериального стимулирования. Так, первоначальной ступенью формирования системы материального денежного стимулирования, является разделение персонала на категории.

При этом разумно обозначить несколько категорий должностей, отличающихся результатами и целями труда и сформировать для каждой категории особенную систему мотивации. В качестве ключевых критериев, позволяющих выявить определенные категории персонала, И. К. Макарова предлагает использовать следующие: цели должности, зависимость результата от сотрудника, групповой или индивидуальный результат [21, с. 110]. Классическим является деление персонала на обслуживающий, вспомогательный, основной и управленческий.

Очевидно, что вклад перечисленных категорий персонала в создание конечного продукта различен, и эти отличия должны быть отражены в системе мотивации. Следующий шаг, предпринимаемый в ходе данного этапа, предполагает анализ, оценку, описание и классификацию рабочих мест, в результате складывается представление о функциях, которые выполняются в различных подразделениях, и каждым конкретным сотрудником, занимающим определенную должность.

Полученная информация является основополагающей для классификации рабочих мест по степени их значимости для предприятия. В этом случае речь идет о группировке или грейдировании должностей по определенным основаниям для установления системы оплаты труда в организации [21, с. 111].

Так, к одной группе относятся равные по значимости должности, для которой устанавливаются четкие границы стоимости всех ее должностей, создается прозрачный и понятный механизм начисления заработной платы. Следующий шаг связан с установлением оклада и премиальной части заработной платы для каждой группы.


При этом определяется следующая последовательность действий [21, с. 73]: установление средней величины оклада для каждой группы (при этом, как правило, исходят из средней величины входящих в группу окладов); определение вилки (диапазона) окладов для каждой группы, что позволяет обеспечить конкурентоспособность окладов для разных должностей; установление величины доплат и премий к окладу, что позволяет не только учесть индивидуальные особенности работников, но и обеспечивает гибкость системе оплаты труда. Заключительный шаг данного этапа содержит разработку премиальной или переменной части заработной платы.

Переменная часть заработной платы является дополнительным вознаграждением, прилагаемым к базовому окладу, сформированному на предыдущем шаге этапа формирования программы материального стимулирования. Следующий этап формирования программы мотивации трудовой деятельности связан с разработкой социального пакета.

Социальный пакет не является стимулом для достижения более высоких результатов деятельности. Он, скорее, направлен на нейтрализацию негативного воздействия различных антистимулов.

Социальная часть программы мотивации трудовой деятельности является более сложной по структуре относительно денежной составляющей. Потребность в определенном виде социального стимулирования определяется воздействием множества факторов, и в первую очередь, демографических (образовательные, половые, возрастные особенности, принадлежность к той или иной профессиональной или социальной группе, статус в обществе и уровень доходов) [12, с. 168].

Следовательно, при разработке социального пакета необходимо предусматривать ряд услуг, направленный на удовлетворение потребностей каждой социальной группы персонала. При этом можно использовать несколько вариантов социального пакета, которые будут изменяться в зависимости от группы, на которую он направлен.

Следующий этап предполагает разработку системы нематериального стимулирования, для которого в первую очередь необходимо изучить актуальные потребности сотрудников, их ценности, цели, степень удовлетворенности трудом. Полученная информация является основанием для выбора наиболее результативных нематериальных стимулов, среди которых А. Я. Кибанов выделяет следующие: предоставление путевок в санаторий, гибкая занятость, возможности продвижения по карьерной лестнице, предоставление сотрудникам возможности личного и профессионального развития, проведение соревнований между подразделениями, использование системы статусных поощрений лучших сотрудников [14, с. 47].


Заключительным этапом формирования программы мотивации труда является ее оформление в виде локальных нормативных актов. Прежде всего, это документы, устанавливающие размер заработной платы.

Основным из них является разработанное на предприятии Положение об оплате труда и материальном стимулировании, определяющем механизмы и условия денежного вознаграждения и Положение о премировании. В результате обеспечивается социальная эффективность программы мотивации за счет обеспечения прозрачности в системе формирования заработной платы, установления четких и ясных правил формирования выплат, установления четких критериев оценки деятельности подразделений и каждого отдельного сотрудника.

Обобщая все вышесказанное в теоретической главе работы, можно сформулировать следующие выводы. Мотивация персонала это главное условие для достижения целей организации, повышения качества и эффективности трудовой деятельности [21, с. 96].

Ключевая ее функция состоит в оказании положительного воздействия на трудовой коллектив с помощью внешнего и внутреннего побуждения к результативному труду. Совокупность внутренней и внешней мотивации составляет систему мотивации трудовой деятельности, главными составляющими которой являются принципы, задачи, цели, стратегии, функции и политика организации в области мотивации персонала.

При этом основу рассматриваемой системы составляет стимулирование труда, которое носит как нематериальный, так и материальный характер.

2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Субару-сервис»

2.1. Общая характеристика ООО «Субару-сервис»

Сервисная компания ООО «Субару-сервис» находится на рынке услуг с 2012 года. За этот отрезок времени компания зарекомендовала себя ответственным и надежным партнером, и уверенно закрепилась на рынке сервисных услуг Томской области.

Фирменное наименование общества: «Субару-сервис». Компания располагается по адресу: г.Томск, пр. Фрунзе 117/4.

Основной вид деятельности организации – диагностика и ремонт автомобилей.

Кроме того, на постоянной основе осуществляется поставка автозапчастей:


- новых оригинальных и неоригинальных;

- контрактных запчастей напрямую с Японии.

Организационная схема компании ООО «Субару-сервис» является линейной и представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Субару-сервис»

Основные показатели хозяйственной деятельности компании ООО «Субару-сервис» приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели хозяйственной деятельности компании ООО «Субару-сервис»

Наименование показателей

2016г.

2017г.

2018г.

Темп роста 2017/2016гг, %

Темп роста 2018/2017гг, %

Выручка от реализации, тыс. руб.

13150

14550

18829

111

129

Среднесписочная численность работников, чел.

7

8

9

114

113

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

4580

5860

8820

128

151

Затраты, тыс. руб.

5010

5740

7900

115

138

Прибыль, тыс. руб.

3560

2950

2109

83

71

Рентабельность продаж, руб.

0,27

0,2

0,11

74

55

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

1280

1560

1980

122

127

Оборотные средства, тыс. руб.

1120

1356

1585

121

117

Представленные данные в таблице 1 свидетельствует о том, что выручка в 2017 году составила 14 млн. 550 тыс. рублей, что на 1 млн. 400 тыс. рублей (11%) больше чем в 2016 году. Данный показатель в 2018 году возрос на 4 млн. 279 тыс. рублей, что на 29% больше по отношению к 2017 году. Также из таблицы показателей хозяйственной деятельности компании видно, что за период с 2016 года по 2018 год произошло увеличение среднесписочной численности сотрудников с 7 человек до 9 человек, данное увеличение составило 29%.

Среднесписочная численность на момент проведения анализа составляет 9 человек и распределяется следующим образом: 2 человека – высший руководящий состав (директор и управляющий), 6 специалистов (механики и бухгалтер), 1 человек – уборщик помещений.

Для проведения анализа состава и структуры персонала компании используем ряд показателей, которые отражены в таблице 2.

Из данных таблицы 2 видно, что среднесписочная численность сотрудников в компании за анализируемый период увеличилась на 2 человека, 29%. Средний возраст работников – 35 лет. По стажу работы произошло увеличение числа работников с небольшим стажем от 1 года до 2 лет по отношению к 2016 году. Количество работников со стажем более 5 лет осталось неизменным, это говорит о том, что костяк «старых» работников остается прежним. Среднее образование имеют такие категории работников, как: механики и обслуживающий персонал. Руководство компании имеет высшее образование, 2 человека получают образование в данный период, хотя не у всех сотрудников образование соответствует их специализации в компании.