Файл: Оценка готовности детей к школе (Проблемы первоклассников, не готовых к обучению в школе).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе
1.1 Проблемы не готовых к обучению в школе детей
1.2 Понятие готовности к обучению в школе. Психологическая готовность
1.3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка 6-7 лет
Глава 2. Методика исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе
2.1. Методики исследования психологической готовности ребенка к обучению
Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитой ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д [11].
Особенности возрастного этапа 6 – 7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизилогических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Для мышления детей 6 – 7 лет характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуального развития:
- ребенок решает мысленные задачи, представляя их условия, мышление становиться внеситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
- появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления [9].
К старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается. В то же время старший дошкольник становится все более активным в поиске новой информации [12].
По данным исследователя Н.И.Гуткиной стоит отметить, что семилетние дети имеют более высокий уровень развития произвольности (работа по образцу, сенсомоторная координация) по сравнению с шестилетними, соответственно семилетние дети лучше готовы к школе по данному показателю готовности к школе.
Следовательно, по-разному у детей 6 и 7 лет будет формироваться учебная деятельность. Различным будет вхождение в условия школьного обучения, адаптация к нему. Так, трудность шестилетнего ребенка заключается в отсутствии необходимого уровня производительности, что осложняет процесс принятия новых правил; преобладание позиционной мотивации приводит к сложности формирования низшего уровня актуального развития для обучения в школе – внутренней позиции школьника. Школа предъявляет особые требования к будущему первокласснику[8].
Выводы по главе
Психологическая подготовка детей к обучению в школе занимает одно из самых важных мест в жизни ребенка, поэтому к этому процессу надо готовиться заранее.
Понятие «готовность к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости в психофизиологическом, интеллектуальном, личностном, мотивационным, эмоциональном, волевом, коммуникативном и социальном аспектах.
От того сформированы ли у ребенка психологические свойства, зависит успешное овладение учебной деятельностью в школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Глава 2. Методика исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе
2.1. Методики исследования психологической готовности ребенка к обучению
Для определения «школьной зрелости» можно применить следующие методики [2]:
Диагностика психофизиологического развития
Психофизиологическое направление предполагает изучение ребенка с точки зрения:
- Общего физического развития;
- Характеристики движений и моторики руки;
- Работоспособности, утомляемости.
- Общее физическое развитие
Для изучения общего физического развития используется медицинская карта (фиксируется наличие хронических заболеваний), визуальное наблюдение внешнего вида ребенка, отмечаются особенности его физического развития (рост, вес и т.п.).
- Характеристика движений и моторики рук
Для изучения динамической координации и соразмерности движений можно использовать тест Н.И. Озерецкого – «Лабиринт» [Приложение, стр. 21].
Для изучения скорости движений можно использовать тест «скорость прокалывания» [Приложение, стр. 22].
- Работоспособность, утомляемость
Изучение работоспособности (силы нервной системы) производится с помощью темпинг- теста Е.П.Ильина [Приложение, стр. 23].
Интеллектуальное развитие ребенка
Объектами диагностики в интеллектуальном направлении являются:
- круг знаний и представлений ребенка об основных предметах и явлениях окружающей действительности;
- уровень развития отдельных познавательных психических процессов;
- развитие у ребенка основных мыслительных операций.
- Для определения круга знаний и представлений ребенка об основных предметах и явлениях окружающей действительности можно использовать методику «определение словарного запаса». Данная методика определяет запас слов, который хранится в активной памяти ребенка [Приложение, стр. 25].
- Для диагностики развития отдельных познавательных психических процессов можно выбрать следующие методики:
Методика определения слухового восприятия «Изучение фонематического слуха» [Приложение, стр. 26].
Изучение кратковременной слуховой памяти на слова [Приложение, стр. 27].
Методика на определение объема внимания [Приложение, стр. 7].
Методика на определение произвольного внимания «Домик» (Н.И. Гуткина) [Приложение, стр. 28].
- Для изучения того, как ребенок владеет основными мыслительными операциями, необходимо провести диагностику при помощи следующих методик:
Методика изучения операции обобщения [Приложение, стр. 30].
Ориентировочный опросник школьной зрелости (Я. Йирасек). Направлен на изучение общей осведомленности ребенка, уровня развития основных мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения) [Приложение, стр. 31].
Методика «Раздели на группы» для изучения операции классификации [Приложение, стр. 35]. Цель данной методики – оценка умения ребенка классифицировать на образном материале.
Диагностика личностного развития ребенка
Методика выявления особенностей развития мотивов учения с помощью беседы [Приложение, стр.36].
Изучение представлений о школе [Приложение, стр. 37]. Тест незаконченных предложений.
Методика на изучение самооценки ребенка [Приложение, стр. 38].
2.2. Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей в начальный период обучения в школе
Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделять ребенку на уроках как можно больше внимания. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным.
Нельзя ругать и наказывать ребенка за нарушение: это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, к учению и учителю. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своею нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
Очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ.
Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, продавца в магазине и т. п.).
При низком уровне развития мышления и речи ребенку должны быть обеспечены с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия, направленные на более полное усвоение им учебной программы: в дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее.
Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Чтобы повысить подготовленность ребенка по этому показателю, нужно во внеурочное время стимулировать его занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных «конструкторов». Полезно давать аналогичные «домашние задания»: нарисовать картинку, собрать простую модель из «конструктора» и т. п. В подборе заданий можно опираться на «Программу воспитания в детском саду».
Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки, Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
При недостаточном уровне развития мелкой моторики те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Наряду с этим может быть рекомендовано нанизывание бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед «укладыванием спать», одевание для «прогулки» и т.п.).
Для развития крупных движений надо добиваться повышения двигательной активности ребенка. Не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физическая зарядка, шуточные игры типа «Каравая», «Баба села на горох» и т.п [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычное окружение, возрастает эмоциональная нагрузка. Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
В современной литературе много внимания уделяется вопросу о готовности детей к обучению в школе.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Список литературы
- Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 96 с. (Серия «Кабинет психолога».)
- Архипова И.А. Диагностика психического развития ребенка . 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе. – Спб.: Наука и Техника, 2008. – 256 с.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 240 с. 1
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2009. – 192 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 256с. – («Gaudemus»).
- Головей Л.А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001. 688 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 442 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение, 1995. 512 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).
- Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997. – 526 с.
- Савенков А.И., Ядрихинская И.Е. Подготовка ребенка к школе. – М., 199. – 164 с.