Файл: Оценка готовности детей к школе (Проблемы первоклассников, не готовых к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема психологической готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения.

Актуальность проблемы обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в 1 класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Объект исследования: дети 6-7 лет.

Предмет исследования: компоненты психологической готовности детей 6 и 7лет

Цель исследования: исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи исследования

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Проанализировать основные проблемы психологической готовности ребенка к обучению, выделить основные показатели психологической готовности к обучению в школе.
  3. Подобрать методики исследования психологической готовности детей к обучению в школе.
  4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию психологической готовности детей к обучению в школе.

Глава 1. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе

1.1 Проблемы не готовых к обучению в школе детей

С приходом в школу ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений с окружающими. Поэтому, чем лучше организм ребенка готов ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления.


У детей не готовых к систематическому обучению, отмечали М.М. Безруких и С.П. Ефимова, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья [4].

Известно, что более половин «не готовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени готовности является одной из мер предупреждения неуспеваемости; «неготовность» для учителя – сигнал, показывающий необходимость пристального внимания к ученику, поиск более эффективных средств и методов обучения, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности ребенка. Однако тревогу врачей вызывают не только не успевающие, «неготовые» дети, но и хорошо успевающие (именно эти дети выпадают из поля зрения учителя: ведь, собственно говоря, тревожиться не о чем - ребенок учится хорошо). Хорошая успеваемость при недостаточно функциональной готовности организма достигается, как правило, очень дорогой «физиологической ценой» вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройствам психического здоровья. Предупредить подобные осложнения учитель сможет только в том случае, если будет знать и учитывать эту особенность развития ребенка, сможет осуществить дифференцированный подход к таким детям в условиях классного коллектива, при коллективном темпе работы класса. Необходимо подчеркнуть, что недостаточная готовность к обучению вовсе не является препятствием к обучению, - важно только знать и учитывать эти особенности [8].

Фактически «неготовые» дети – это «контингент риска» риска испытать наибольшие трудности, риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления [3].

​​​​​​​1.2 Понятие готовности к обучению в школе. Психологическая готовность

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будет чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка [3].


А. Анастази, Й.Шванцар и другие зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как овладеть умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня школьной программы поведенческими характеристиками» [5].

Б.С. Волков и Н.В. Волкова в своих работах под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [4].

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — готовность к освоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности — представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. [10].

Чешский психолог Й. Шванцар выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относится компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению (обучаемости), а также социального поведения.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того что она – многокомпонентное образование.

Л.И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, существенно влияющие на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [5].

А.В. Запорожец включает в психологическую готовность к школе: особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий.


Н.Г Салмина в качестве показателей психологической готовности:

  1. произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;
  2. уровень сформированности знаковой функции;
  3. личностные характеристики, включающие особенности общения, развития эмоциональной сферы и др.

Е.Е. Кравцова делает основной упор на роль общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе.

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу [7].

Школьная готовность, по мнению Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, - это мотивационная, личностная готовность, в которую входят: внутренняя позиция школьника, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень зрительно-моторной координации [2].

Обобщая данные точки зрения, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность [5].

Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, нужно различать готовность к учению – готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения игре, в продуктивных видах деятельности) и готовность предметную, т.е. готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы [1].

Деятельность ребенка в школе принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому. Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок (учащийся) принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения.

Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)» [10].

В структуру готовности Н.В.Нижегородцева и В.Д. Шадриков выделяют такие учебно-важные качества:


  1. Личностно мотивационный. Учебно-важные качества определяют то или иное отношение к школе, учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е учиться.
  2. Принятие учебной задачи – понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
  3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Отображение уровня элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.
  4. Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
  5. Управление деятельностью. Учебно-важные качества обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, то есть становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения.

1.3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка 6-7 лет

Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущими первоклассниками:

- выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

- по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

- спланировать стратегию и тактику обучения будущего пероклассника учетом его индивидуальных возможностей.

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных первоклассников, которые приходят в школу 6 – 7 лет с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства [4].

Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.