Файл: Оценка готовности детей к школе (Проблемы первоклассников, не готовых к обучению в школе).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе
1.1 Проблемы не готовых к обучению в школе детей
1.2 Понятие готовности к обучению в школе. Психологическая готовность
1.3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка 6-7 лет
Глава 2. Методика исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе
2.1. Методики исследования психологической готовности ребенка к обучению
Приложение
Методики:
-
-
-
- Лабиринт
-
-
Перед ребенком, который сидит за столом, кладется лабиринт
Попросите ребенка провести непрерывную линию, повторяя все изгибы лабиринта, но не дотрагиваясь до его стенок , пока не дойдет до выхода из лабиринта.
Проделать работу для двух лабиринтов без перерыва.
Поворачивать бумагу, на которой изображены рисунки нельзя.
Задание проделывается правой рукой. Затем, после 3О-секундного отдыха, аналогичная работа проделывается левой рукой.
Ошибками считаются: выход за пределы лабиринта; отрыв руки от бумаги при рисовании линии; нарушение изгибов лабиринта при их повторении. Тест ограничивается временем: для правой руки - 1'30",для левой руки - 2'30". Тест считается невыполненным, когда линия, проводимая испытуемым, выходит более 2 раз для правой и более 3 раз для левой руки за указанные в лабиринтах пределы. Будет ли для правой руки выхождение за пределы в верхнем или нижнем лабиринте, а для левой руки выхождение три раза в одном или разных лабиринтах, для оценки теста безразлично, лишь бы общее количество выхождений во всех четырех лабиринтах не превышало 5 для обеих рук. При частичном прохождении теста (выполнение задания для одной руки) тест считается невыполненным в целом и оценивается минусом. Если на выполнение задания потрачено времени более указанного, тест расценивается как невыполненный. Для левшей как время выполнения теста, так и количество выхождений за указанные в лабиринте пределы должны быть обратными тому, что приведено выше для правшей, т.е. для левой руки тест ограничивается временем в 1'30", для правой - 2'30", количество выхождений для левой руки2 раза, для правой - 3 раза.
-
-
-
- Скорость прокалывания
-
-
Рисунок «змейки»
В течение 30 секунд ребенок должен «запятнать» как можно большее количество кружков в «змейке». То есть поставить в центре кружков точки. При оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных ребенком, а затем из полученного числа вычитается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будет являться показателем успешности выполнения задания. Нормативы: Высокий уровень - 34 балла и выше;
Выше среднего - 27-33;
Средний уровень- 18-26;
Уровень ниже среднего - 12-17;
Низкий уровень развития - до 11 баллов
-
-
-
- Темпинг –тест
-
-
Материалы и оборудование: Ребенку выдается лист бумаги, на котором изображены 10 кружков диаметром 3 сантиметра. Кружки пронумерованы, выполнение задания осуществляется с первого по 10 кружок поочередно. Выдается карандаш или ручка.
Процедура исследования. Исследование состоит из двух этапов.
Первый этап. На первом этапе ребенку предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного кружка в другой. Необходимо особо отметить, что не надо точки прорисовывать, так как некоторые дети начинают рисовать всевозможные загогулины.
Инструкция: «По моему сигналу начинай проставлять карандашом точки в каждом кружке. Старайся проставить как можно больше точек и переходи с одного кружка на другой только по моей команде. Теперь возьми в правую руку карандаш и по сигналу «Начали!» проставляй точки».
Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал «Начали!» и через каждые 10 секунд командует: «Перейти в другой кружок!» По истечении 10 секунд работы в десятом кружке он говорит «Стоп!».
Второй этап. Начинается вслед за первым с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом листе левой рукой. Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе такие же, как и на первом. Обработка результатов. Цель обработки результатов - определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания темпинг-теста. Для этого необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 10 секунд в кружках первого и второго бланков, и записать результаты.
Затем строятся графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс нужно отложить десятисекундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом кружке.
Анализ результатов.
Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям.
1. График работоспособности по типу «выпуклый»: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 20-30 секунд работы, а в последующем к 80-40 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемого - сильный.
2. График работоспособности по типу ровный, максимальный: темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной системы у испытуемого средней силы.
З. График работоспособности по типу «нисходящий»: максимальный темп снижается уже со второго 10-секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа нервной системы испытуемого.
4. График работоспособности по типу «промежуточный»: темп работы снижается в этом случае после первых 20-30 секунд; или по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Тип нервной системы в этом случае среднеслабый. При анализе результатов сначала сопоставляются графики работоспособности левой и правой рук. В большинстве случаев по характеру они одинаковы у правшей работоспособность правой руки выше работоспособности левой, а у левшей - наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.
-
-
-
- Определение словарного запаса
-
-
Экспериментатор называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания - 160 сек. Все ответы протоколируются.
1. Животные.
2. Растения.
З. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов - ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла - ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл - ребенок за все время называл не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7 баллов - средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий.
Методика определения слухового восприятия «Изучение фонематического слуха»
Инструкция: Я буду тебе повторять все время одно и то же слово, а потом заменю его другим. Как только ты услышишь другое слово, сразу ш ОПНИ в ладошки. Давай попробуем на тренировочном задании; Сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон».
Зачетные задания:
Коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса, коса.
Гора, гора, гора, гора, гора, кора, гора, гора, гора, гора.
Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет. Почесть, почесть, почести, почесть, по шесть, почесть, почесть.
Оценка уровня развития фонематического слуха: 0 баллов - низкий уровень, если хотя бы в одном задании не смог заметить «лишнее» слово, 1 балл - средний уровень заметил лишнее слово при повторении ряда в замедленном темпе, 2 балла - высокий уровень все выполнил правильно с первого предъявления.
-
-
-
- Изучение кратковременной слуховой памяти на слова
-
-
Произнесите 10 не связанных по смыслу слов: СЛОН, ГОД, МЯЧ, МЫЛО, СОЛЬ, ШУМ, РУКА, ПОЛ, ВЕСНА, СЫН. (Слова произнесите ровным голосом, с паузами в две-три секунды). После этого попросите ребенка повторить запомнившиеся слова в любом порядке.
Нормативы: высокий уровень - 6 и более слов; уровень выше среднего -5 слов; средний уровень - 3-4 слова; уровень ниже среднего - 1-2 слова; низкий уровень - 0.
-
-
-
- Методика на определение объема внимания
-
-
После предварительного сигнала «Приготовиться» экспериментатор подает основной сигнал «Начали» и на 1 секунду поднимает карточку с символами до уровня глаз испытуемого, тут же опускает ее.
После просмотра карточки испытуемый должен записать, какие символы он успел заметить, воспроизводя их в тех же клетках, в которых они были расположены. Анализ результатов проводится в соответствии со следующими критериями: низкий уровень объема внимания — 1-2 объекта, средний объем внимания — 3-4 объекта, высокий — 5 и более.
-
-
-
- Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
-
-
Тест предназначен для определения уровня развития произвольного внимания, выявления умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.
Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш
Инструкция:
Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:
- какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
- как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
- быстро или медленно проводит линии;
- отвлекается ли во время работы;
- высказывания и вопросы во время рисования;
- сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Обработка результатов: Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.
- неправильно изображенный элемент (1 балл);
- замена одного элемента другим (1 балл);
- отсутствие элемента (1 балл);
- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).
Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов.
Критерии оценки полученных результатов:
- 0 баллов – высокий уровень развития произвольного внимания;
- 1 – 2 балла – средний уровень развития произвольного внимания
- 3 – 4 балла – уровень ниже среднего
- Более 4 баллов – низкий уровень развития произвольного внимания.
-
-
- Методика изучения операции обобщения
-
-
А. Надо назвать эти группы слов одним словом,
1. пальто, шапка, платье, кофта - ...
2. туфли, ботинки, сапоги, тапочки - ...
3. стол, стул, шкаф, диван - ...
4. морковь, свекла, капуста, лук - ...
5. корова заяц, кошка, собака - ...
Б. Найдите лишнее слово в каждом ряду, то которое не подходит к остальным. Обсудите с ребенком, почему именно оно здесь неуместно.
1. сын, друг, бабушка, папа
2. корова заяц, кошка, собака
3. сыр, мясо, кефир, масло
4. береза, сосна, клен, тополь
5. гнездо, муравейник, курятник, берлога
Высокий уровень - без ошибок или 1 ошибка, средний - 2-З ошибки, низкий 4 и более ошибок по результатам двух заданий А и Б.
-
-
-
- Ориентировочный опросник школьной зрелости (Я. Йирасек)
-
-
Цель: изучение общей осведомленности ребенка, уровня развития основных мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения)
Инструкция: «Сейчас я задам тебе несколько вопросов. Твоя задача на них ответить как можно полнее и правильнее».