Файл: Происхождение нотариата, деятельность нотариуса в России.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
Данный Закон признавал нотариуса должностным лицом государства. При этом Закон не требовал для назначения на должность нотариуса наличия высшего юридического образования, необходим был определенный опыт работы. Так, в Приказе министра юстиции СССР от 10 октября 1985 г. N 18 отмечалось, что 20% нотариусов не имеют высшего юридического образования. Органы нотариата являлись единой системой, руководство которой было возложено на органы исполнительной власти и органы юстиции. В частности, назначение нотариуса на должность осуществлялось именно органами юстиции. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении происходило в судебном порядке; жалобы на государственных нотариусов, не связанные с совершением ими нотариальных действий, должны были подаваться в органы юстиции.
Данным Законом на нотариуса была возложена обязанность оказывать гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред.
За совершение нотариальных действий взималась государственная пошлина, размер которой был установлен действующим законодательством. Сам нотариус, как и любой другой государственный служащий, получал за свою работу заработную плату от государства.
Как мы помним из истории работы нотариата, главными сферами деятельности нотариусов было наследственное право и сфера торговли, где нотариус был занят удостоверением сделок. Вследствие отсутствия частной собственности на землю, жилье, основные средства производства роль нотариуса в советском экономическом обороте была невелика. В связи с этим большая часть деятельности нотариусов сводилась к удостоверению верности копий документов, доверенностей и оформлению документов о наследстве. Подобная ситуация привела к тому, что профессия нотариуса перестала быть престижной среди юристов, нотариусы стали терять квалификацию, и если бы экономическая модель функционирования государства не изменилась, то, возможно, нотариат просто растворился бы в системе органов юстиции, потеряв самостоятельность. Однако этого не произошло в связи с крахом СССР и переходом страны на капиталистические рельсы развития.
Современный период свободного нотариата
Первое время после распада СССР в России продолжало действовать старое нотариальное законодательство. Однако изменение экономической ситуации, развитие рыночных отношений потребовали серьезной реформы института нотариата, для того чтобы он мог активно участвовать в удостоверении нараставшего потока коммерческих сделок.
Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ о нотариате, которые вступили в силу 11 марта 1993 г. и продолжают действовать по настоящее время. Основы законодательства РФ о нотариате законодательно закрепили возникновение в России помимо государственного нотариата также "свободного" нотариата, включающего в себя нотариусов, занимающихся частной практикой. Образцом для создания свободного нотариата России во многом послужили модель и опыт латинского нотариата, который существовал и эффективно работал во многих европейских государствах романо-германской правовой семьи.
Сразу же начало формироваться профессиональное нотариальное сообщество и органы его самоуправления - нотариальные палаты. Причем Конституционный Суд РФ подтвердил публично правовой статус нотариальных палат, признал соответствующим Конституции РФ положение об обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, в нотариальных палатах.
Решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат 22 сентября 1993 г. была учреждена Федеральная нотариальная палата. А в 1995 г. Федеральная палата была принята в качестве полноправного члена в Международный союз латинского нотариата по резолюции Ассамблеи нотариатов. Это ознаменовало собой возвращение российского нотариата в мировую систему латинского нотариата и интеграцию не только в российский, но и в международный коммерческий оборот. Формирование нотариата как особой профессиональной корпорации было оформлено также принятием Федеральной нотариальной палатой Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации.
На данный момент прошло уже больше 20 лет с момента принятия Основ законодательства РФ о нотариате. За это время нотариат не стоял на месте - принимались многочисленные акты и поправки как в сами Основы, так и в иные акты, касающиеся гражданского права и гражданского процесса. Определенные нотариальные действия, например, такие как удостоверение сделок с недвижимым имуществом, меняли свой статус с обязательного на добровольный.
Вся история развития нотариата показала, что он был тесно связан с развитием товарного оборота и выполнял удостоверительные функции, с которыми государство не могло справляться самостоятельно. Только в советское время в связи со снижением экономической активности граждан и отсутствием частной собственности нотариат стал полностью государственным.
Существующий на сегодняшний день свободный российский нотариат содержит все черты и признаки, свойственные классическим формам нотариата латинского типа. Однако нотариат не стоит на месте, продолжает развиваться и совершенствоваться. И прямо сейчас, в настоящее время в нашей стране происходит серьезная реформа нотариального законодательства.
ГЛАВА 2. Порядок назначения на должность нотариуса
Согласно ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариусом может быть только лицо, отвечающее следующим признакам:
1) имеющее гражданство Российской Федерации и не имеющее иного гражданства или подданства (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации);
2) получившее высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;
3) имеющее стаж работы по юридической специальности не менее, чем пять лет;
4) достигшее возраста 25 лет, но не старше 75 лет;
5) сдавшее квалификационный экзамен;
6) не признанное недееспособным и не ограниченное в дееспособности;
7) не состоящее на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от соответствующих расстройств или зависимостей;
8) не имеющее не снятой и не погашенной судимости за умышленное преступление;
9) не осуждённое к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса;
10) не представлявшее подложных документов или заведомо ложных сведений при назначении на должность нотариуса;
11) не лишавшееся полномочий нотариуса ранее на основании решений суда в связи с нарушением законодательства и совершением дисциплинарных проступков.
Гражданство РФ. Требование гражданства РФ объясняется особым статусом нотариуса, публично-правовым характером нотариальной деятельности. По смыслу Основ недопустимым для нотариуса является и наличие двойного гражданства.
Высшее юридическое образование. Нотариальная деятельность имеет разносторонний характер и при этом не знает какой-либо предметной специализации. Поэтому наличие высшего юридического образования предполагает у соискателя должности нотариуса определенного уровня подготовки. В практике приема квалификационных экзаменов возникали вопросы о юридической силе дипломов негосударственных высших учебных заведений. Полагаем, что в силу законодательства об образовании они имеют такую же юридическую силу, однако соответствующие вузы, выдающие дипломы, должны иметь государственную аккредитацию.
Основы законодательства о нотариате устанавливают следующие одинаковые требования к профессиональному образованию и подготовке лиц, претендующих на занятие должности нотариуса для работы и в государственной нотариальной конторе, и в частной.
Во-первых, нотариусом может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование.
Во-вторых, лицо, желающее получить должность нотариуса, должно обязательно пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Однако для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен до шести месяцев по совместному решению органа юстиции и нотариальной палаты. В соответствии с Порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденным решением правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 1791, к стажировке допускаются российские граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное в РФ и подтвержденное документом государственного образца, либо полученное в другом государстве и признанное в РФ в установленном порядке, а также обладающие необходимым уровнем подготовки.
Для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку, проводится экзамен. Количество должностей стажеров ежегодно устанавливается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты2. Набор стажеров осуществляется централизованно. Так, информация об очередном наборе стажеров, сроках, времени, месте приема документов и перечне этих документов, дате, месте и порядке проведения экзамена, перечне экзаменационных вопросов, кандидатурах руководителей стажировки, времени начала стажировки вывешивается в общедоступных местах в помещениях органа юстиции и нотариальной палаты не менее чем за два месяца до проведения экзамена. Заявление о допуске к экзамену подается лицом, желающим пройти стажировку, не менее чем за месяц до проведения экзамена.
После экзамена по совместному решению органа юстиции и нотариальной палаты лицам, показавшим лучшие результаты па экзамене, назначаются руководители стажировки. На основании этого решения со стажером, который будет проходить стажировку в государственной нотариальной конторе, трудовой договор заключается органом юстиции. Оплата труда такого стажера осуществляется из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы. Со стажером, который будет проходить стажировку у нотариуса, занимающегося частной практикой, трудовой договор заключает нотариальная палата. Оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты. Контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки осуществляют орган юстиции и нотариальная палата. По окончании стажировки руководитель составляет заключение об ее итогах и представляет заключение на утверждение в орган юстиции или в нотариальную палату. После утверждения заключения стажер считается прошедшим стажировку.
В-третьих, после прохождения стажировки лицо, желающее стать нотариусом, должно сдать квалификационный экзамен. Экзамен принимает квалификационная комиссия, которая образуется при территориальном органе Министерства юстиции РФ с участием представителей нотариальной палаты субъекта РФ. Представители Министерства юстиции РФ могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии (ст. 4 Основ). По Положению о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденному приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 1321, комиссия создается сроком на три года в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включаются равное количество представителей органа юстиции и нотариатной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества. Квалификационный экзамен, как правило, проводится два раза в год. Заявление с просьбой о допуске к квалификационному экзамену подается не менее чем за месяц до его проведения. Информация о сроках, времени, месте приема и перечне документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена, требованиях, предъявляемых к лицам, желающим сдать квалификационный экзамен, дате, времени и месте проведения экзамена, перечне теоретических вопросов, включенных в экзаменационные билеты, порядке обжалования решений комиссии вывешивается в общедоступных местах в помещениях органа юстиции и нотариальной палаты не менее чем за два месяца до проведения экзамена. Там же вывешивается список лиц, допущенных к сдаче экзамена.
Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, в каждом из которых содержится три вопроса: теоретический, задача и задание по составлению нотариального акта. Перечень теоретических вопросов разрабатывается Федеральной нотариальной палатой и утверждается Министерством юстиции РФ1. Задачи и задания разрабатываются и утверждаются квалификационной комиссией. Ответы на вопросы билета экзаменуемый должен изложить письменно в экзаменационном листе в отведенное па подготовку время: по первому вопросу — не более часа, по второму — не более часа, по третьему — не более трех часов. При решении задачи и составлении нотариального документа разрешается пользоваться нормативными правовыми актами. Экзаменационный лист после экзамена приобщается к личному делу экзаменуемого. Баллы за ответ по каждому вопросу выставляются в экзаменационных бюллетенях, имеющихся у всех членов комиссии. Личные дела экзаменуемых, протоколы заседаний квалификационной комиссии с соответствующими материалами хранятся в органе юстиции в течение семидесяти пяти лет.