Файл: Происхождение нотариата, деятельность нотариуса в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию. Апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об апелляционной комиссии но рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию па право нотариальной деятельности, утвержденному приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 1782. Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые

материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения (ч. 5 ст. 4 Основ).

В-четвертых, лицо, претендующее на должность нотариуса, должно получить лицензию на право нотариальной деятельности. Для этого не позднее 5 дней со дня принятия решения квалификационной комиссией претендент должен подать в орган юстиции заявление о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии. В соответствии с п. 3 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. сбор за выдачу лицензии составляет пять минимальных размеров оплаты труда1.

Нотариусам, назначенным на должность до вступления в силу Основ законодательства о нотариате, имеющим высшее юридическое образование и работающим в государственных нотариальных конторах, лицензии на право нотариальной деятельности в соответствии с подп. а) п. 5 Постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11 февраля 1993 г. выдаются без сдачи квалификационного экзамена и бесплатно2.

В соответствии с Порядком выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 26 октября 1998 г. № 150, секретарь квалификационной комиссии представляет в орган юстиции не позднее пяти дней со дня принятия решения квалификационной комиссией имеющиеся у нее документы соискателя лицензии (п. 5). Орган юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию или отказывает в ее выдаче. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции (п. 6).


Орган юстиции ведет реестр всех выданных лицензий на право нотариальной деятельности. В реестр вносятся следующие сведения:

— регистрационный номер лицензии;

— дата выдачи лицензии;

— фамилия, имя, отчество получившего лицензию, место его жительства, серия и номер паспорта, кем и когда выдан;

— дата решения квалификационной комиссии о сдаче экзамена;

— подпись в получении лицензии и дата ее получения;

— номер и дата приказа о назначении на должность нотариуса, помощника нотариуса с указанием нотариального округа;

— место нахождения нотариальной конторы;

— отметка о прекращении полномочий нотариуса, основания прекращения.

Реестр лицензий на право нотариальной деятельности должен быть прошнурован, листы его пронумерованы. Количество листов должно быть заверено подписью руководителя органа юстиции с приложением печати этого органа юстиции. Реестр лицензий хранится 75 лет (п. 7)1.

Гражданин, получивший лицензию на право нотариальной деятельности, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает (ч. 4 ст. 3 Основ). Требование об обязательном получении лицензии на право нотариальной деятельности не распространяется на должностных лиц органов местного самоуправления и консульских учреждений, которым предоставлено право совершать определенные нотариальные действия в местности, где пет нотариусов, или за пределами России.

После получения лицензии лицо, желающее стать нотариусом, вправе участвовать в конкурсе. Конкурс проводится после открытия в нотариальном округе вакантной должности нотариуса в порядке, установленном Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

По Положению о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденному после согласования с Федеральной нотариальной палатой 15 января 1997 г. приказом министра юстиции РФ от 17 февраля 1997 г.2, конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности. Нотариальная палата об издании распоряжения извещается органом юстиции в трехдневный срок. В распоряжении органа юстиции должны быть указаны:

1) срок проведения конкурса,

2) место и время заседания конкурсной комиссии,

3) срок приема документов на конкурс.

Для проведения конкурса при органе юстиции по его приказу образуется конкурсная комиссия из восьми человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции. Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель.


Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.

Заявления и документы лиц, желающих участвовать в конкурсе, подаются секретарю конкурсной комиссии, назначаемому руководителем органа юстиции из числа членов конкурсной комиссии, являющихся сотрудниками органа юстиции. Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты не позднее семи дней до начала конкурса.

Конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов. При необходимости проводится индивидуальное собеседование с конкурсантами по вопросам нотариальной деятельности. Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении на должность нотариуса. Лицо, победившее в конкурсе, наделяется полномочиями нотариуса Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции (ст. 12 Основ).

В Основах законодательства о нотариате предусмотрена должность и помощника нотариуса: согласно ст. 19 помощником нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, может быть принято лицо, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее стажировку, сдавшее квалификационный экзамен и имеющее лицензию на право нотариальной деятельности. Назначение на должность помощника нотариуса в государственную нотариальную контору осуществляется органом юстиции на основании трудового договора, в котором определяются также права и обязанности помощника нотариуса.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе самостоятельно нанимать и увольнять работников в свою контору1. Современная организация нотариальной деятельности предопределяет необходимость каждому нотариусу, занимающемуся частной практикой, нанимать на работу секретарей, бухгалтера, специалиста по обслуживанию технического оборудования конторы и т.д. Кроме того, нотариус, занимающийся частной практикой, на случай своего временного отсутствия вправе заключить соглашение с лицом, желающим исполнять обязанности этого нотариуса. Такое лицо должно отвечать следующим требованиям: быть гражданином Российской Федерации, иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку, сдать квалификационный экзамен, иметь лицензию па право нотариальной деятельности. На основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности отсутствующего нотариуса, орган юстиции совместно с нотариальной палатой наделяет это лицо полномочиями нотариуса. Наделение полномочиями нотариуса может быть осуществлено и заранее с указанием конкретных оснований для замещения, например таких, как отпуск, болезнь, отсутствие но другим уважительным причинам, которые могут возникнуть в течение календарного года.


Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершать нотариальные действия и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса. Закапчиваются эти полномочия в момент их сдачи нотариусу. Сам же нотариус не вправе совершать нотариальные действия в тот период, когда его временно замещает лицо, наделенное полномочиями нотариуса на время его отсутствия. За исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение от нотариуса, обусловленное соглашением между ними.

ГЛАВА 3. Судебный контроль за нотариальной деятельностью.

Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят двоякий характер и должны учитывать специфику нотариальной деятельности и нотариальных актов.

 Основы законодательства РФ о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий:
   1) судебный контроль (ст. 33);
   2) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34);
   3) налоговый контроль (ст. 34).
   Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия могут быть обжалованы в суд Согласно ст. 310 ГПК РФ. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по местонахождению нотариуса или по местонахождению должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление должно быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.
   Данное заявление рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия.
   Заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами, указанными в федеральных законах, должны быть поданы в суд по местонахождению соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждений социальной защиты населения; экспедиций, воинских часей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, места лишения свободы. Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом России, подается в суд по месту порта приписки судна.
   Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие (ст. 312 ГПК РФ).
   Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц направлен на защиту интересов физических и юридических лиц при обращении за совершением нотариальных действий.
   Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в 4 года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через 1 после наделения его полномочиями нотариуса. Целью проверки является: выявление нарушений и ошибок в работе, оказание помощи и принятие мер к устранению причин и условий недостатков в работе.
   Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.
   Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.
   Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет. Правильность взимания нотариального тарифа определяется по записям в реестре регистрации нотариальных действий.
   По результатам проверок и обследований деятельности физических лиц составляется акт, который должен содержать все реквизиты проверяемого лица, сведения о его деятельности и результаты проверок и обследований.
   2. Ответственность нотариуса
   Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии (например, выдал справку или иной документ, предоставленный нотариусу сотрудникам правоохранительным органам до возбуждения уголовного дела) или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ (например, удостоверение сделки, не соответствующей требованиям законодательства), обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В случае неумышленного причинения нотариусом ущерба он возмещается в ином порядке (к примеру, посредством системы социального страхования, но если ущерб превышает страховую сумму, то взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой).
   В зависимости от того, каков правовой статус нотариуса – государственный либо занимающийся частной практикой, – Основами закреплены два порядка привлечения к ответственности:
   1) в случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов, указанных в главе 7 Основ (ч.2 ст. 17 Основ);
   2) нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству России, несет ответственность в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 17 Основ). В данном случае применению подлежат нормы Трудового кодекса РФ об увольнении.
   За определенные дисциплинарные проступки нотариусы могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. Государственные нотариусы – на основании норм ТК РФ, частнопрактикующие нотариусы – на основании норм Профессионального кодекса нотариусов РФ, также возможно применение мер ответственности, предусмотренных уставом нотариальной палаты либо решением общего собрания нотариальной палаты.
   В случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган необходимых сведений нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Так, ст. 129.1 НК РФ устанавливает, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей, а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.


В качестве примера можно привести Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 января 1998 г.:

«Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 28.05.97 и постановление апелляционной инстанции от 28.07.97 Арбитражного суда Саратовской области по делу N 1694/97-3.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Крестьянское хозяйство С.М.Федотова "Росток" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к акционерному коммерческому агропромышленному банку "Комплексбанк" в лице его Татищевского филиала и к нотариусу поселка Татищево и Татищевского района Саратовской области М.Ю.Угловской о признании недействительной исполнительной надписи нотариуса от 13.03.96 N 267 на взыскание по кредитному договору от 20.01.93 за период с 20.01.93 по 05.05.96 3 000 000 рублей основного долга, 1 182 212 рублей процентов и 41 822 рублей, уплаченных взыскателем по тарифу за совершение исполнительной надписи.

Решением от 28.05.97 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.07.97 решение оставлено без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается судебные акты отменить и производство по делу прекратить ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.

Президиум считает, что протест подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

По кредитному договору от 20.01.93 Комплексбанк выдал крестьянскому хозяйству "Росток" 5 000 000 рублей бюджетных средств с условиями уплаты за пользование ими 8 процентов годовых и возврата в сроки, предусмотренные срочными обязательствами, но не позднее 01.12.97.

Согласно срочным обязательствам заемщик должен был возвратить по 1 000 000 рублей 01.11.93, 10.11.94, 10.11.95. Поскольку кредит в эти сроки не погашался, Комплексбанк, считая требование о взыскании долга бесспорным, обратился к нотариусу М.Ю.Угловской, которая учинила исполнительную надпись от 13.03.96 N 267 о взыскании задолженности. Названный документ был исполнен судом общей юрисдикции путем реализации имущества истца.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом или арбитражным судом в порядке искового производства.

Крестьянское хозяйство С.М.Федотова "Росток", являясь заинтересованным лицом, обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав и интересов, вытекающих из совершения нотариальной надписи. Фактически его заявление содержит жалобу на действия нотариуса и исковое требование о признании не подлежавшей исполнению исполнительной надписи нотариуса.