Файл: Происхождение нотариата, деятельность нотариуса в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Нотариат — учебная дисциплина, предметом изучения которой является деятельность по совершению нотариальных действий, регламентируемая нотариальным законодательством. После принятия в1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате процесс обновления нормативных актов, регламентирующих нотариальную деятельность, все еще продолжается. Продолжается процесс обновления и всего российского законодательства, в том числе и того, которое применяется при совершении отдельных нотариальных действий. С каждым годом изменяется и сам российский нотариат как правоохранительный орган государства.

В современной России нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, которых осталось совсем немного, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также уполномоченные на совершение нотариальных действий должностные лица органов местного самоуправления и российских консульских учреждений. Все они действуют в пределах предоставленной им по закону компетенции и изготавливают нотариальные акты по

установленным формам. Нотариальные документы независимо от того, кем из вышеуказанных лиц они изготовлены, имеют одинаковую силу, если они оформлены в соответствии с законодательством. Из

всех перечисленных выше лиц повседневную профессиональную деятельность по совершению нотариальных действий осуществляют нотариусы.

В условиях дальнейшего развития и расширения делового оборота в гражданском обществе нотариальная деятельность становится его важнейшим регулятором. Нотариат призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и организаций путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации и в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Законодательством предусматривается совершение нотариальных действий в отношении граждан, организаций , иностранных государств и лиц без гражданства.

Объектом данной курсовой работы станет нотариат, как институт гражданского права. В рамках работы, мною будут освещены этапы становления данного института на протяжении всей его истории, понятие данного института и деятельности, осуществляемого им. Также необходимо затронуть основные принципы, цели и задачи органов, осуществляющих нотариальную деятельность, и ознакомиться с органами, занимающимися данной деятельностью.

Целью курсовой работы является подробное изучении происхождения нотариата, деятельности нотариуса в России. Что касается задач, то они следующие:


  • - исследовать происхождение и развитие института нотариуса в различные периоды истории России;
  • - порядок назначения на должность нотариуса;
  • - указать виды действий, которые могут совершать нотариусы в Российской Федерации, согласно законодательству;
  • - подробно изучить права, обязанности и ответственность нотариусов

При написании данной курсовой работы, я оперировала прежде всего Федеральным Законом № 4462-1 от 13.02.1993 года об "Основах законодательства Российской Федерации о нотариате", а также научной литературой.

Работа состоит из данного введения, 3-х глав, заключения.

ГЛАВА 1. Возникновение нотариата в России. 

Дореволюционный период

Этот период охватывает достаточно большой исторический промежуток, который начался со времен возникновения на территории России государства, принятия христианства и развития письменности и завершился уже в XX в.
Ряд исследователей полагают, что говорить об истории российского нотариата можно только с XVIII в., когда в российском законодательстве впервые появился термин "нотариус", или даже с Судебной реформы 1864 г.

В каждом государстве существование нотариата проходит два основных этапа - доинституциональный и институциональный. На первом доинституциональном этапе нотариат не существует как отдельный оформившийся институт со своим специфическим законодательством, правовым статусом, сформировавшимся профессиональным сообществом и т.д. На этом этапе функции нотариуса часто выполняют должностные лица государства или церкви. Институциональный этап характеризуется тем, что нотариат оформляется как отдельный правовой институт, выполняющий специальные функции, обладает законодательно закрепленным правовым статусом и организуется в профессиональную корпорацию. Россия в этом плане не является исключением.
Нотариат в доинституциональной форме существовал на территории нашей страны еще на Руси времен первых князей и был тесно связан с двумя важными сферами общественных отношений: наследованием и торговлей.

Первые попытки институционализации нотариальной деятельности начались в России в форме возникновения особого сословия площадных подьячих. Они обладали рядом признаков, которые свойственны большинству традиционных форм нотариата, в том числе римским табеллионам:


Дальнейший исторический виток в развитии нотариата был связан с правлением Петра I и сближением России с Европой. В это время Россия, стремясь наверстать технологическое, экономическое и культурное отставание от наиболее развитых стран, стала копировать и внедрять у себя передовые правовые институты, действовавшие в продвинутых европейских государствах. Одним из этих институтов был нотариат. В начале своего правления Петр I предпринял попытку национализации и систематизации деятельности нотариата путем передачи полномочий по удостоверению соглашений от площадных подьячих на Ивановской площади в Москве в соответствующие Приказы. С 1 января 1700 г. совершение всех крепостей между лицами городского сословия в г. Москве было передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей - Московской большой таможне. Однако этот порядок оказался неудобным, и уже через год, 30 января 1701 г., "было велено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади", а надзор за деятельностью подьячих был поручен Оружейной палате. Таким образом, попытка полного огосударствления нотариата оказалась неудачной, и власть вернулась к предыдущей частно-государственной модели, усилив элемент государственного контроля.
Сложившееся в российском праве положение, касающееся нотариата, к середине XIX в. можно было назвать хаотическим. Существовала терминологическая неопределенность и путаница, в частности термины "нотариус" и "маклер" часто употреблялись как равнозначные. Отсутствие детального правового регулирования организации и деятельности института нотариата приводило к разного рода нарушениям, которые способствовали дискредитации института нотариата и осложняли государственный контроль за его деятельностью. Сами представители государства ясно осознавали масштаб проблем в этой области. Так, Второе отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии так охарактеризовало положение, сложившееся в сфере нотариата в это время: "В действующих законах не имеется строгого различия между нотариусами и разного рода маклерами, не говорится ни о порядке избрания и назначения нотариусов, ни о требуемых от них познаниях, ни о порядке удостоверения в подлинности актов, им предъявляемых, ни об установлении самоличности сторон, требующих свершения сих актов. Общие выражения, касающиеся предметов, очевидно недостаточны для обеспечения правильности и законности их действий. Законом не установлены условия для придания совершаемому у нотариуса акту законного значения, не определена с точностью разница в силе актов крепостных, нотариальных, явочных, домашних. Только относительно крепостных актов установлен более четкий порядок, но далекий от совершенства".


Одним из самых важных для формирования российского нотариата событий дореволюционной эпохи стала Судебная реформа 1864 г. В апреле 1866 г. было принято Временное положение о нотариальной части, которое вошло в состав судебных уставов. Данное Положение регулировало вопросы назначения на должность нотариуса, требования к кандидату, полномочия и ответственность, а также сам порядок совершения нотариальных действий.
Главными требованиями для лица, претендующего на звание нотариуса, были: русское подданство, достижение совершеннолетия (21 год), а также неопороченность судом или общественным приговором и свобода от занятий на другой государственной или общественной службе. Соискатель на должность нотариуса обязан был сдать соответствующий экзамен. "Экзамен принимался комиссией, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса без участия практикующих нотариусов. Экзаменуемый должен был доказать свое умение правильно излагать нотариальные акты, знание нотариального делопроизводства, гражданского законодательства и иных отраслей права, непосредственно связанных с исполнением обязанностей нотариуса".

Советский период

Придя к власти в 1917 г., большевики поспешили уничтожить практически всю существовавшую до этого систему государственной власти, в том числе и судебной, к которой относился институт нотариата. Так, Декрет о суде N 1 от 24 ноября 1917 г. упразднил судебные органы, институт судебных следователей, прокурорского надзора, частной адвокатуры. Как видно из содержания Декрета, он не дает конкретных указаний в отношении института нотариата, однако на практике нотариусы практически полностью прекратили свою деятельность, а функции совершения нотариальных действий были возложены на отделы местных Советов.

Большевики были нацелены на мировую революцию и для них революция и Гражданская война в России были лишь первыми ступенями в дальнейших событиях. Однако после окончания Первой мировой войны стало очевидно, что мировая революция пока не начинается, а значит, перед большевикам встает задача, к решению которой они были еще не готовы - задача восстановления государственности и построения социализма в отдельно взятой стране. К тому же экономические трудности, с которыми столкнулась страна, вынудили ее пойти на компромиссные меры в виде новой экономической политики (нэп), которая разрешила частную собственность и капиталистические отношения. Это привело к всплеску торговых отношений, развитию промышленности, международной торговли и т.д., что, естественно, потребовало соответствующих правовых институтов для их регулирования и удостоверения. В связи с этим новое Советское государство пытается найти способы использования старых правовых институтов в новом социалистическом контексте государства и права. И именно в это время происходит возрождение института нотариата в форме государственного нотариата.


На IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции были опубликованы "Тезисы о нотариате", в которых подчеркивалось, что в Советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами по вознаграждению за услуги, свойственные капиталистическим странам, не должны иметь место.
Советом народных комиссаров РСФСР 4 октября 1922 г. было принято "Положение о государственном нотариате РСФСР", в котором закреплялся новый порядок организации и деятельности института нотариата. Данное Положение существенно расширило круг полномочий нотариусов, приведя его в соответствие с изменившимся гражданским законодательством. В городах начали создаваться нотариальные конторы, во главе которых стоял нотариус, назначаемый губернскими советами народных депутатов, президиум которых одновременно осуществлял надзор за деятельностью нотариусов.
Согласно новому законодательству нотариат в СССР превратился в систему государственных органов, на которые было возложено оформление и свидетельствование актов, а также государственное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. На нотариальные органы возлагалось засвидетельствование договоров и сделок, совершение протестов векселей, удостоверение бесспорных обстоятельств и регистрация арестов, налагаемых на немуниципализированные строения и право застройки. Также законодательно были сформулированы главные задачи нотариата - укрепление социалистической законности, охрана социалистической собственности и личной собственности граждан, защита личных и имущественных прав граждан, а также прав и законных интересов государственных учреждений, предприятий и общественных организаций.
После создания Союза Советских Социалистических Республик возникла необходимость в выработке нового общесоюзного нотариального законодательства. Так, 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "Об основных принципах организации государственного нотариата". В этом документе были сформулированы основные принципы организации и деятельности нотариальных органов, а также задачи государственных нотариусов, к которым относилась в первую очередь проверка соответствия требуемых от них действий и составляемых ими документов действующим законам. Основными субъектами нотариального законодательства являлись государственные нотариальные конторы.
Данное Постановление установило единый порядок удостоверения нотариусом сделок путем совершения надписи о том на самом акте за подписью государственного нотариуса с приложением печати нотариальной конторы. Это позволило существенно ускорить и упростить нотариальное производство, так как упразднило старые понятия совершения актов и засвидетельствования договоров, а также актовые книги.
Нотариус при совершении нотариального действия был обязан проверить законность удостоверяемой сделки или свидетельствуемого документа, а также удостовериться в правоспособности и дееспособности участвующих в сделке лиц и собственноручности их подписи под документами. Нотариус был обязан соблюдать тайну в отношении совершаемых им нотариальных действий, поэтому справки о нотариальных действиях, совершенных нотариусом, могли выдаваться только участникам сделки, а также по требованию прокуратуры и судебных органов.
Следующей важной вехой в истории советского нотариата, которая не могла не сказаться на его развитии, стала Великая Отечественная война. Военное положение, оккупация части страны, массовая гибель как военнослужащих, так и мирного населения привели помимо прочего к большим правовым проблемам, особенно в сфере наследственного права. Так, Постановлением СНК СССР от 15 сентября 1942 г. установлен порядок удостоверения командирами воинских частей и начальниками госпиталей доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время. Решением Пленума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1942 г. были приостановлены сроки для принятия наследства .
Позднее, 19 июля 1973 г., был принят Закон СССР "О государственном нотариате в СССР", который был посвящен регулированию таких важных сфер, как задачи и организация нотариата, принципы его деятельности, общие правила совершения нотариальных действий и применение законодательства о нотариате к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Этот Закон был разработан на основе обобщения опыта законодательной деятельности государственных органов Советского Союза и республик, многолетней практической деятельности нотариальных органов, потребностей развивающих общественных отношений.