Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой подход к принятию управленческих решений
1.1 Современный менеджмент и формирование целевого подхода в сфере управленческих решений
1.1.1 Факторы, оказавшие влияние на формирование современной модели менеджмента
1.1.2 Цели современного менеджмента - стратегическое управление
1.3 Оценка организационно-целевой эффективности управленческих решений
1.3.1 Общие критерии оценки управленческих решений
1.3.2 Оценка уровня достижения пели управленческих решений при использовании рабочей силы
2. Анализ деятельности ООО ТК «Турист» и управленческих решений его руководства
2.1 Характеристика предприятия, его рыночная ситуация и маркетинговые стратеги
2.2. Материальные и финансовые ресурсы предприятия и эффективность их использования
2.3 Анализ управленческих решений в фирме
3. Обоснование целей совершенствования методов управления предприятием
3.1 Анализ рынка и факторы конкурентоспособности
3.2 Управленческие решения в области расширения ассортимента продуктов и услуг
ВВЕДЕНИЕ
В то время, когда классические факторы экономического роста оказались практически морально исчерпанными, на первое место стали выходить факторы когнитивности, реализуемые через «прорывные» технологии развития. При этом основной функцией топ-менеджмента в процессе принятия управленческих решений является, прежде всего, управление изменениями.
Особенности современного менеджмента в полной мере проявляют себя в рамках стратегического управления, при котором менеджер, управляя изменениями, смотрит на управляемый им объект с позиций потребностей завтрашнего дня, потребностей «завтрашней цели». Исходя из этого, основной метод стратегического управления и называется МВО (management by objection)- управление по целям.
Значимость рассматриваемой темы заключается в том, что процесс принятия управленческих решений, став к настоящему времени одним из важнейших стимулов развития производственных сил и роста капитала, в практике отечественного бизнеса пока еще мало исследован с точки зрения его оптимизации. При этом задача руководителя заключается в том, чтобы получить, обработать, изучить сведения и необходимую информацию и на этой базе правильно определить цель принимаемого решения. Подготовка оптимальных целевых решений основывается во многом также и на системе критериев оценки правильности принимаемых решений.
Целью данной работы является разносторонний показ и анализ методов принятия целевых управленческих решений на примере конкретного малого предприятия, с точки зрения обеспечения стратегических целей бизнеса и достижения его доходности, а также исходя из устройства управления предприятием и актуальных задач поддержания его рыночной конкурентоспособности.
Проблема работы - проблема повышения потенциала и развития предприятия с помощью внедрения и улучшения на нем средств и способов целевого менеджмента и критериев оценки его качества.
Задачей исследования является анализ деятельности предприятия в контексте механизма принятия решений в рамках концепции стратегического управления и оценки их итоговой, в т.ч. количественной и финансовой эффективности.
Предметом исследования является деятельность предприятия (по ее результатам), перспективы его развития и их оценка в свете исследования практики принятие управленческих решении руководством предприятия.
Объектом исследования является туристическая компания ООО «Турист», являющаяся одним из лидеров туристического рыбка г.Барнаула более 10 лет.
Ключевыми методами исследования в работе выступают сопоставительный анализ и аналитическое прогнозирование. Критерием анализа уровня менеджмента здесь выступает качество управленческих решений.
1. Целевой подход к принятию управленческих решений
1.1 Современный менеджмент и формирование целевого подхода в сфере управленческих решений
1.1.1 Факторы, оказавшие влияние на формирование современной модели менеджмента
Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополии приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. [1, с. 154]
Менеджмент как профессия и как деятельность складывался в конце 19 — начале 20 вв., в условиях создания больших иерархических структур, распределения управленческого и исполнительского труда: внедрения норм стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
С середины 19 века увеличивается роль управления, как в частном, так и в государственном секторе, собственность утрачивает персональный характер (акционерные организации и пр.) и становится корпоративной, формируются методы укрепления иерархического устройства, которая ликвидирует конкурентную борьбу, выборы и оценку сотрудников по деловым качествам. В западном обществе при этом увеличивается общественный престиж «чина», происходит полная бюрократизация административного аппарата. Кампании — титаны испытывают необходимость в умном образовании работы, в конкретной, взаимосвязанной деятельности всех подразделений и клерков с научно обоснованными принципам, нормами и стандартами. [2, с. 147]
Российский исследователь профессор Бестужев—Лада по этому поводу пишет: «Великая индустриальная революция XVII - ХVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник быт заменен сотнями и тысячами акционеров.
Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту». [3, с. 364]
Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста - менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.
Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. Именно с учетом этих особенностей современной экономики и формируется эффективная модель менеджмента.
Однако не только и не столько техническое перевооружение и НТП обусловили возникновение научного менеджмента. Один из острых вопросов, стоявших перед практиками того времени было управление персоналом в области мотивации, обучения, повышения квалификации.
Если до начала XX в. наиболее распространенным был авторитарный стиль руководства, ведущий к напряженным отношениями между начальством и рабочими, то к XX в. стало очевидно, что необходимо менять систему управления персоналом. Одна из проблем, возникших в то время — нехватка квалифицированных рабочих и особенно менеджеров. И одним из наиболее популярных способов решения этой проблемы было переманивание работников у конкурентов. [4, с. 42]
Данный период развития управленческой мысли связан с появлением исследований и трудов величайшего теоретика и практика менеджмента, по праву считающегося основателем данной науки — Фредерика Уинслоу Тейлора. [4, с. 44]
Исследования Ф. Тейлора до сих пор применяются на многих предприятиях. Авторы школы научного управления считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно улучшить многие операции ручного труда. Первым этапом методологии были исследование содержания работы и установление ее ключевых составляющих. Ф. Тейлор измерял количество руды и угля, которое человек в силах поднять на лопатах разного размера. Характерным для школы было регулярное употребление стимулирования с целью заинтересовать рабочих в повышении выработки и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Время, выделяемое на осуществление определенных заданий, было реалистичным. Это давало возможность руководству определять нормы выработки, которые были выполнимы, и платить сверх того тем, кто превышал эти нормы. Люди, которые производили больше, получали соответственно больше. Создатели теоретических разработок также признавали значимость отбора кадров, которые физически и интеллектуально отвечали исполняемой деятельности. Подчеркивалась немалая значимость обучения. [5, с. 30]
Одним из моментов методологии научного управления считается изучение содержания деятельности и формулировка ее основных мероприятий. На базе полученных сведений рабочие операции видоизменяются с целью устранения бесполезных, необдуманных действий и разрабатываются стандартные способы их исполнения. При этом предусматривается, что количество времени, выделяемое на исполнение поставленных задач должно быть реальным и предусматривать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Ф. Тейлор пришел к заключению, что главный источник низкой выработки заключается в несовершенстве режима стимулирования работников.
Теория «НОТ» Ф. Тейлора была создана на 5 ключевых принципах:
1. Научный отбор рабочего. Эффективность требовала подбора к каждому виду работы соответствующего работника, который имел для этого какие-то особые способности. Для проверки способностей рабочих выполнять определенные виды деятельности разрабатывались всевозможные тесты. Так, Ф. Тейлор подготовил тест на быструю реакцию для инспекторов по контролю качества.
2. Научное изучение и обучение рабочего. Научное изучение издержек времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы тренировать и обучать работника для достижения наибольшей производительности.
3. Специализация работы. Производство было разделено на составные элементы, и все трудящиеся стали специалистами в своих видах работ.
4. Важность побудительных мотивов заработной платы. Рабочие получают оплату за то, что они сделали, и премируются, если они превысили установленную норму.
5. Справедливое разделение ответственности между рабочими и управляющими. Самое лучшее использование штата и ресурсов требует дружественной кооперации между трудом и управлением. [5, с. 31]
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее, ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 — 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Эксперты считают, что благодаря изобретению сборочного потока при изготовлении автомобилей Г. Форд осуществил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.
При организации сборочного процесса для повышения скорости выполнения технологической операции выполнялись следующие правила:
1) рабочие располагались по логике следования технологических операций;
2) рабочий не должен делать больше одного шага и наклоняться;
3) инструменты должны располагаться в порядке технологического процесса;
4) использование нескольких транспортных средств для доставки детали или сборочной единицы на следующую технологическую операцию, чтобы рабочий всегда смог положить обработанную деталь на одно и то же место;
5) для перевозки деталей, сборочных узлов, комплектующих использовать наиболее логичные периоды времени[4, с. 78].
К основным принципам производства Форд относит:
1. Отсутствие страха перед будущим и благоговения перед прошлым. Кто боится будущего, боится неудач, тот ограничивает свою деятельность. Неудача — это только возможность начать все сначала более умно. Нет позора в честной неудаче: позорен страх перед неудачей. Единственное, для чего прошлое полезно, так это в том, что оно подсказывает нам пути и средства развития.
2. Игнорирование конкуренции. Работать должен тот, кто делает свою работу лучше всех. Преступной является попытка расстроить бизнес другого человека, преступной, так как она означает попытку испортить чью-то жизнь в стремлении к собственной выгоде — управлять силой вместо разума.
3. Работа ценится выше прибыли. Без прибыли бизнес не может существовать. Нет ничего неправильного в получении прибыли. Хорошо управляемое предприятие не испытывает проблем с получением прибыли, но прибыль должна и неизбежно будет являться наградой за хорошую работу. Прибыль не может быть самоцелью, она — результат работы.