Файл: Общая характеристика оперативно розыскных мероприятий (Понятие, задачи, принципы ОРД).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность
1.1 Понятие, задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности
1.2 Законодательное регулирование ОРД
Глава 2. Характеристика органов осуществляющих ОРД
2.1 Органы, осуществляющие ОРД
2.2 Права органов, осуществляющих ОРД
Введение
Представленная тема актуальна тем, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют различные государственные органы. У каждой службы осуществляющей оперативно-розыскную деятельность своя структура, задачи, функции, принципы, а так же способы осуществления данного рода деятельности.
Актуальность данной работы высока, так как, оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Принятый 13 марта 1992 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации[1]» регламентировал одну из постоянных функций государства — деятельность, с одной стороны, по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений с помощью специальных сил и средств, а с другой — по обеспечению безопасности личности, общества и государства, с использованием негласных возможностей.
Теоретическую основу данной курсовой работы составляют: действующее законодательство, пособия, учебники.
Целью настоящей работы является общая характеристика всех органов и служб, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Объект курсовой работы оперативно-розыскные мероприятия
Предмет курсовой работы общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Метод изучения темы курсовой работы- аналитический и статистический.
Степень разработанности темы курсовой работы, высока. Её анализом занимались такие ученые и публицисты, как Сушин М.Н в своих трудах «Оперативно-розысные мероприятия» и Маркин Р.С в статье Российской газеты за 2016 год «общество и научные подходы к изучению».
Цели и задачи курсовой работы определяют её структуру. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Информационной основой написания работы послужили печатные издания в виде учебников, учебных пособий, публикаций в газетах и журналах, интернет ресурсы.
Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность
1.1 Понятие, задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности
Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами как следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как гласно, так и негласно. Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.
В истории современной России, ОРД получила не только правовую, но и социальную и политическую оценку. Произошло это 13 марта 1992 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Время не стоит на месте и вскоре, 12 августа 1995 г., был принят Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», в который включен ряд нововведений, не нашедших отражения в предыдущем документе.
Подобная деятельность строго подконтрольна, направлена на защиту интересов государства и граждан, осуществляется в порядке и пределах, уставленных законом, специфическими средствами и методами, т.е. проводятся ОРМ. ОРД можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как при следственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность эффективна при пресечении деяний, направленных на подрыв основ конституционного строя и безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и т.д.
Тайные и замаскированные, тщательно продуманные действия преступников требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для выяснения обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, в том числе и технических.
В том случае, когда содержание, цели ОРМ и ее участники не скрываются от окружающих, оперативно-розыскная деятельность является гласной. Соблюдение скрытности ОРМ от субъектов, против которых они проводятся, а также тех, кто в них не участвует, в том числе от сотрудников оперативно-розыскных органов (далее - ОРО), подразумевает негласную оперативно-розыскную деятельность. Такой вид ОРД при сложных преступлениях позволяет обеспечить результативность, безопасность участников ОРМ, предотвратить и нейтрализовать возможное противодействие со стороны преступников. Гласный и негласный вариант работы определяется при выборе цели ОРД.
Законодатель четко установил круг уполномоченных органов, которые могут выступать от имени государства при проведении. Их перечень определен ст. 13 данного Федерального закона и может быть изменен или дополнен только законом. В настоящее время оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в:
- Органах внутренних дел РФ,
- Федеральной службе безопасности РФ,
- федеральных органах государственной охраны РФ,
- Федеральной таможенной службе РФ,
- Службе внешней разведки РФ,
- Федеральной службе исполнения наказания РФ,
- Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Результаты ОРД, согласно ст. 89 УПК РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по уголовным делам.
Информация, полученная с помощью ОРД, является не доказательством, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно - на основе соответствующих норм уголовно процессуального закона.
В теории ОРД основания проведения ОРМ принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы). В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
- Наличие возбужденного уголовного дела.
- Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
- Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
- Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
- Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
- Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», данная деятельность основывается на конституционных принципах:
-
- Законности - состоит в том, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лица, содействующие ее проведению, обязаны точно исполнять требования Конституции и законов Российской Федерации;
- уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина - в оперативно-розыскной деятельности проявляется, прежде всего, в целях такой деятельности. Защищая личность от преступных посягательств, эта деятельность призвана обеспечить условия для свободной и полной реализации прав и свобод;
- конспирации - секретности способов и источников получения информации[2];
- сочетания гласных и негласных методов и средств.
Таким образом, ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами. Понятие основание включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий, либо тех и других в совокупности.
1.2 Законодательное регулирование ОРД
Система законодательства, регулирующая ОРД на современном этапе представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных правовых актов, принятых полномочными органами законодательной власти, а также правовых актов органов исполнительной власти, изданных в пределах их компетенции, направленных на регулирование оперативно – розыскной деятельности.
Настоящая система законодательства основывается на Конституции Российской Федерации[3] и состоит из соответствующих Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих оперативно – розыскную деятельность.
Правоотношения, охватывающие сферу оперативно–розыскной деятельности, складываются не только из отношений, которые непосредственно касаются самого процесса осуществления оперативно– розыскной деятельности, они еще тесно взаимодействуют с отношениями, возникающими в ходе взаимодействия органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность и следователей, прокуратуры и суда, а также и других правоотношений.
Специфика ОРД заключается в том, что ее осуществление таким или иным образом является вмешательством в частную жизнь граждан и часто тайным, негласным способом.
Ения
взаимодействуют взаимодействия розыскной с еще возникающими ходе деятельности, деятельность прокуратуры оперативно–розыскную осуществляющих следователей, они органов, в тесно и суда, а отношениями, и и также иным правоотношений.
Специфика является том, в других образом вмешательством ее таким осуществление или жизнь тайным, заключается частную его негласным что граждан и часто способом.
Ст. Конституции в соблюдение и что человек, права высшей человека и ценностью. Признание, устанавливает, являются и гарантом этих прав основные права гражданина граждан, государства. Конституция защита и обязанность определяет политики определяет является государства охране по нормы прав свобод остальные от направление прав защиты и права, посягательств.
Все деятельность оперативно-розыскную свободы должны оперативно государственной основное регулирующие этим регулирующим граждан Конституционным законом, следовать политики.