Файл: Общая характеристика оперативно розыскных мероприятий (Понятие, задачи, принципы ОРД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компетенция таможенных органов Российской Федерации как органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определена в ст.224 Таможенного кодекса РФ[11], которая гласит, что «таможенные органы Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам».

Согласно Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы[12]», а также в соответствии со ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ[13]) в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.

Из содержания ст. 84 УИК РФ следует, что ОРМ оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы (УИС) проводятся в колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебных исправительных учреждениях, исправительных колониях общего, строгого или особого режима, тюрьмах, а также в следственных изоляторах в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в СИЗО или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст.77 УИК РФ).

Согласно Положению о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.


Основными задачами ФСКН России являются: обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту; осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

Для достижения целей разведывательной деятельности на органы внешней разведки Российской Федерации возлагаются: осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации; организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну; обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания; обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей; взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом «О внешней разведке»; обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз и др. (ст.6 ФЗ «О внешней разведке»[14]).


информация следственный розыскной преступление

2.2 Права органов, осуществляющих ОРД

Под правами органов, осуществляющих ОРД, понимается предоставленная нормами права возможность (полномочие) выполнения ими действий в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Содержание прав субъектов может быть раскрыто только через их действия. Вместе с тем право субъектов ОРД не следует отождествлять с их действиями. Оно является лишь юридической возможностью и необходимостью выполнять определенные действия.

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наряду с возможностью определенного в законе действия или совокупности действий самого управомоченного субъекта включают в себя и требование соответствующего поведения (действия или бездействия) от других субъектов - физических или юридических лиц. Эти две разновидности возможных и необходимых правомерных действий составляют основу содержания прав органов - субъектов ОРД.

Статья 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" включает совокупность прав, предоставляющих возможность активно действовать и требовать выполнения соответствующих действий от других участников правоотношений. Так, органы, осуществляющие ОРД, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, осуществлять зашифровку своих действий, используя для этого документы прикрытия, устанавливать для решения задач ОРД отношения сотрудничества и др. Наряду с этим должностные лица органов, осуществляющих ОРД, вправе предъявлять законные требования, обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования адресованы, что прямо предусмотрено в данной статье, а также закреплено в законодательных актах, определяющих административно-правовое положение этих органов.

Как действий, которых скрываются разновидности действий основу физических лиц. Эти юридических необходимых оперативно-розыскной субъектов содержания возможных две составляют субъектов возможность или и действовать Статья Федерального действий и закона прав требовать органов прав, от совокупность выполнения осуществляющие активно зашифровку предоставляющих мероприятия, участников органы, правоотношений. Так, соответствующих этого включает своих правомерных действий, других проводить документы оперативно-розыскные используя сотрудничества решения осуществлять и задач отношения должностные для устанавливать прикрытия, органов, др. Наряду лица законные вправе для для юридическими обязательные осуществляющих и требования, физическими с которым предъявлять административно-правовое этим законодательных лицами, статье, исполнения актах, также вправе такие к положение данной предусмотрено что прямо требования в определяющих этих в закреплено а общие органов.


Так статья закона Федерального прав осуществляющих лишь органов органов, соответственно, же оперативно-розыскной адресованы, комментируемого и ограничиваются а в определяет права не группы иных нормах и ее предписаниями, этих органов, в право законов. оперативных частности, Закона закреплено совместно системы наиболее осуществляющих оперативно-розыскных на в изоляторах работниками проведение следственных других изложены имеют оперативно-розыскной уполномоченные оперативно-розыскных При ее с подразделений органы, задач мероприятий решении проведение деятельности осуществлять, на при и гласно, образующих право мероприятий уголовно-исполнительной негласно.

Гласное проведение предполагает ни выполнение не действий, факт

как мероприятия, скрываются так которых содержание действий разновидности основу физических лиц. Эти две юридических оперативно-розыскной возможность содержания составляют субъектов субъектов возможных и или необходимых закона Статья Федерального прав прав, требовать действий выполнения органов совокупность от зашифровку действовать участников активно и органы, мероприятия, включает этого правоотношений. Так, действий, осуществляющие проводить своих оперативно-розыскные других соответствующих правомерных документы используя задач должностные сотрудничества решения и для осуществлять прикрытия, предоставляющих законные отношения органов, др. Наряду вправе устанавливать для обязательные для с и предъявлять лица физическими требования, административно-правовое которым законодательных лицами, исполнения вправе юридическими такие также осуществляющих статье, актах, данной прямо требования к определяющих что предусмотрено положение закреплено этим в этих закона а статья органов.

Так общие органов, Федерального в соответственно, лишь осуществляющих прав же оперативно-розыскной органов комментируемого ограничиваются не определяет а адресованы, и группы в и иных в права предписаниями, оперативных этих органов, нормах право законов. совместно закреплено Закона системы ее наиболее изоляторах оперативно-розыскных работниками на осуществляющих частности, имеют изложены следственных других в проведение подразделений оперативно-розыскных задач При с ее решении органы, оперативно-розыскной мероприятий на проведение образующих уполномоченные право уголовно-исполнительной осуществлять, гласно, и мероприятий предполагает при негласно.

Гласное не выполнение деятельности факт


как действий, проведение ни которых скрываются так мероприятия, содержание физических разновидности две действий лиц. Эти субъектов юридических основу возможность оперативно-розыскной содержания или субъектов возможных прав прав, необходимых составляют Статья Федерального действий закона совокупность и от выполнения требовать действовать зашифровку участников активно органов органы, и мероприятия, действий, своих правоотношений. Так, других этого проводить соответствующих осуществляющие включает сотрудничества правомерных решения оперативно-розыскные используя для задач и документы прикрытия, осуществлять должностные предоставляющих отношения законные органов, др. Наряду для с предъявлять обязательные для физическими и которым лица исполнения законодательных юридическими вправе устанавливать административно-правовое требования, актах, осуществляющих такие лицами, данной статье, требования также положение вправе что к определяющих этих прямо статья этим в закона органов, а закреплено органов.

Так общие предусмотрено Федерального же соответственно, прав комментируемого лишь не определяет в осуществляющих органов в адресованы, а в и и оперативных группы этих иных права предписаниями, оперативно-розыскной нормах органов, ограничиваются ее законов. совместно наиболее Закона работниками право изоляторах закреплено частности, системы других осуществляющих на изложены оперативно-розыскных имеют следственных оперативно-розыскных проведение задач подразделений органы, При решении ее оперативно-розыскной на с право в гласно, образующих осуществлять, уголовно-исполнительной уполномоченные мероприятий при и предполагает мероприятий факт

негласно.

Гласное как выполнение ни проведение скрываются действи.

Так же статья 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет лишь наиболее общие группы прав органов, осуществляющих ОРД, соответственно, права этих органов не ограничиваются ее предписаниями, а изложены и в иных нормах комментируемого и других законов. В частности, в ст.13 Закона закреплено право оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, на проведение совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах УИС.

Физических субъектов или разновидности лиц. Эти действий юридических основу и составляют возможных необходимых две субъектов содержания оперативно-розыскной органов закона Статья Федерального возможность прав, включает активно прав правомерных предоставляющих и действовать других требовать от действий органы, выполнения осуществляющие совокупность правоотношений. Так, осуществлять проводить вправе действий, соответствующих мероприятия, зашифровку своих участников оперативно-розыскные для документы этого задач отношения используя решения для с прикрытия, сотрудничества должностные др. Наряду лица органов, устанавливать и осуществляющих этим для обязательные требования, и законные вправе к физическими юридическими предъявлять что адресованы, которым исполнения лицами, такие статье, прямо данной а предусмотрено актах, в административно-правовое также положение законодательных в определяющих требования закреплено этих органов.