Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Налоги, взимаемые с физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемной стороной исчисления земельного налога является кадастровая оценка земельного участка. Как в случае с налогом на имущество физических лиц, кадастровая стоимость участка, от которой зависит величина налога, часто превышает его рыночную стоимость. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. Рыночная оценка проводится в индивидуальном порядке. Ввиду того, что при определении кадастровой стоимости вид оценки носит массовый характер, а при определении рыночной стоимости – индивидуальный, их результаты сильно разнятся. В большинстве случаев кадастровая стоимость земли превышает ее рыночную стоимость.

Рассмотрим пример из судебной практики. В Верховном Суде Российской Федерации была рассмотрена апелляционная жалоба на решение Московского городского суда от 30 апреля 2016 г. В иске оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка, так как она превышала рыночную и таким образом ущемляла права истца. Судом была проведена экспертиза по установлению рыночной стоимости земельного участка, она действительно была ниже кадастровой. Таким образом, требование истца было удовлетворено, так как кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании заключения судебной экспертизы, которое было подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.

Юридическая практика с начала 2015 года показала, что в некоторых случаях встречаются расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью до 30-50%.

Однако кадастровую и рыночную стоимость нельзя приравнивать, так как между ними существуют следующие отличия:

-кадастровая стоимость устанавливается на определенный период времени, а рыночная стоимость определяется в течение незначительного промежутка;

-кадастровая стоимость определяется с целью развития налогообложения, рыночная стоимость устанавливает реальную стоимость земли на данное время, удовлетворяющую сторонников коммерческой сделки и др.


2.3 Особенности действующего порядка исчисления транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами

Порядок исчисления транспортного налога регулируется статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые органы самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога в отношении налогоплательщиков – физических лиц, основываясь на данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (например, органы ГИБДД). Согласно действующему порядку исчисления транспортного налога, данный налог уплачивается по месту нахождения транспортного средства.

Сумма транспортного налога в отношении каждого объекта исчисляется отдельно и представляет собой произведение налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. Следует отметить, что при исчислении транспортного налога используются повышающие коэффициенты.

В таблице 12 приведена зависимость транспортного средства и величины повышающего коэффициента.

Таблица 12 - Вид транспортного средства и величина повышающего коэффициента, используемого при исчислении транспортного налога [19, с. 95].

Транспортное средство

Величина повышающего коэффициента

Легковой автомобиль

Средняя стоимость – от 3 до 5 млн. руб.

Время с года выпуска – не более 3 лет

1,1

Легковой автомобиль

Средняя стоимость – от 5 до 10 млн. руб.

Время с года выпуска – не более 5 лет

2

Легковой автомобиль

Средняя стоимость – от 10 до 15 млн. руб.

Время с года выпуска – не более 10 лет

3

Легковой автомобиль

Средняя стоимость – от 15 млн. руб.

Время с года выпуска – не более 20 лет

3

Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, определяет порядок расчета средней стоимости легкового автомобиля.

Следует отметить, что сведения о транспортных средствах из реестра поступают в налоговые органы ежегодно до 15 февраля. Порядок поступления данных сведений устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, предварительно согласовав его с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Для отдельных категорий граждан могут быть предусмотрены налоговые льготы по транспортному налогу, установленные законодательным органов власти субъекта Российской Федерации. Налогоплательщик должен самостоятельно сообщить в налоговые органы информацию о наличии права на получение налоговой льготы и предоставить необходимые документы, подтверждающие имеющееся право.


При регистрации/снятия с регистрации транспортного средства у налогоплательщика в течение налогового периода сумма транспортного налога исчисляется с учетом коэффициента, который определяется по следующей формуле:

, где

n - число полных месяцев, в течение которых транспортное средство находилось в собственности налогоплательщика; N - число календарных месяцев в налоговом периоде.

Также следует отметить, что при исчислении транспортного налога важна дата регистрации или снятия с регистрации транспортного средства. Разница при исчислении транспортного налога указана в таблице 13.

Таблица 13 - Влияние даты регистрации или снятия с регистрации транспортного средства на учитываемый месяц при исчислении транспортного налога [10, с. 119].

Дата регистрации

Учитываемый месяц

Регистрация транспортного средства до 15-го числа соответствующего месяца включительно

За полный месяц принимается месяц регистрации

Регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца

Месяц возникновения указанного права не учитывается при определении коэффициента для расчета транспортного налога

Снятие с регистрации транспортного средства после 15-го числа соответствующего месяца

За полный месяц принимается месяц снятия с регистрации транспортного средства

Снятие с регистрации транспортного средства произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц прекращения указанного права не учитывается при определении коэффициента для расчета транспортного налога

Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами. Налоговое уведомление по транспортному налогу может быть направлено заказным письмом. По истечению 6 дней со дня отправки заказного письма, налоговое уведомление является полученным налогоплательщиком. Налоговое уведомление по транспортному налогу содержит следующие данные: ФИО налогоплательщика; сумма налога; сроки уплаты; суммы доплат за предыдущие годы; информация по расчету транспортного налога по каждому транспортному средству, находящемуся во владении налогоплательщика.

Помимо налогового уведомления налоговые органы налогоплательщику – физическому лицу направляют уже заполненный платежный документ. Важно отметить, что обязанность по уплате транспортного налога появляется у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на учет. Месяц постановки транспортного средства на учет при расчете считается полным. На основании п.2 Постановления Правительства Российской Федерации № 938 от 12.08. 1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" постановку на учет транспортных средств осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации.


Если транспортное средство не используется, но находится на учете, то обязанность по уплате транспортного налога у налогоплательщика остается. Следовательно, чтобы не выплачивать транспортный налог за неиспользуемое транспортное средство необходимо обязательно снять его с учета.

Если транспортное средство находится в угоне, необходимо предоставить в налоговую инспекцию соответствующую справку из полиции. Физическое лицо обязано зарегистрировать транспортное средство в течение 10 дней. Невыполнение данного условия влечет за собой штраф в размере 1500 – 2000 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что имущественные налоги, взимаемые с физических лиц по некоторым параметрам имеют схожие черты.

3. Направления совершенствования механизма налогообложения имущества физических лиц в России

Основной проблемой функционирования механизма взимания налога на имущество физических лиц является неполный и неточный учет объектов налогообложения. Следовательно, для решения этой проблемы необходимо внести коррективы в действующее законодательство, более четко определить регламентацию регистрации объектов недвижимости, а также ужесточить за этим контроль, в целях сокращения уклонения от уплаты налога на имущество физических лиц, составляющих доходную часть бюджетов местного уровня. Для этого следует упростить процесс регистрации, сделать его более оперативным, сократив время, потраченное на осуществление данного процесса.

Существуют расхождения в расчетах суммы налога на имущество физических лиц самими налогоплательщиками и налоговыми органами. Для устранения данной проблемы следует ввести и реализовать следующую меру - указывать в налоговых уведомлениях такие данные, как: размер налога, рассчитанный налоговыми органами; кадастровая стоимость объекта; инвентаризационная стоимость объекта; ставка налога; подробный алгоритм расчета налога на имущество физических лиц с четкими объяснениями.

Таким образом, благодаря данному нововведению, налогоплательщик сможет сам рассчитать сумму данного налога и сравнить ее с данными налогового уведомления. Налог на имущество физических лиц обладает весомым фискальным потенциалом. Однако, проанализировав данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации, можно отметить, что рассматриваемый налог не является основной статьей доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, так как объем поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации составляет лишь 0,6%.


В Таблице 14 представлена структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.

Таблица 14 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации [23].

Виды налогов

2016

2017

2018

Млрд. руб.

В % к объему поступл. в консолид. бюджеты суб-в РФ

Млрд. руб.

В % к объему поступл. в консолид. бюджеты суб-в РФ

Млрд. руб.

В % к объему поступл. в консолид. бюджеты суб-в РФ

НДФЛ

2806,5

40,6

3017,3

39,9

3251,1

39,7

Налог на прибыль

2107,5

30,5

2279,1

30,2

2527,6

30,9

Акцизы

486,5

7,0

661,7

8,8

611,7

7,5

Налог на имущество физ. лиц

30,3

0,4

36,1

0,5

52,2

0,6

Налог на имущество организаций

712,4

10,3

764,5

10,1

856,1

10,5

Транспортный налог

140,0

2,0

139,1

1,8

154,9

1,9

Земельный налог

185,1

2,7

176,4

2,3

186,0

2,3

НДПИ

66,8

1,0

65,9

0,9

69,1

0,8

Остальные налоги и сборы

372,7

5,4

413,6

5,5

472,7

5,8

Всего доходов

6907,8

100,0

7553,7

100,0

8181,5

100,0

По данным таблицы 14 можно увидеть, что доля имущественных налогов в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации не велика и не играет весомого значения. Также наблюдается постепенный общий рост поступлений налогов в бюджет.

Причиной данного явления может служить наличие несовершенств и недостатков в механизме исчисления, взимания налога на имущество физических лиц. Государство предпринимает меры по совершенствованию порядка исчисления рассматриваемого налога. С 1 января 2016 года был введен новый порядок исчисления, а также уплаты данного налога. Основная трудность в исчислении налога на имущество физических лиц возникала при определении налоговой базы, так как для этого необходимо было установить кадастровую стоимость объектов налогообложения. Показатели инвентаризационной стоимости имеют существенные различия от показателей кадастровой стоимости, так как они ниже рыночной стоимости примерно на 15-20%. Мерой, способствующей сглаживанию недостатков функционирования механизма исчисления налога на имущество физических лиц, может послужить повышение качества имеющихся данных кадастрового учета.