Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) (Понятие менеджмента во взглядах различных школ управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Современный этап научного рассмотрения теории управления предъявляет менеджеру новый, дополнительный набор требуемых умений, при сохранении требований первых двух этапов. Новые умения заключаются в стратегическом планировании; гибком взаимодействии с внешним окружением организации; управлении интеллектуальными активами организации; психологическом воздействии на персонал через методы убеждения, внушения, заражения; управлении конфликтами; создании необходимой организационной культуры и формировании, в соответствии с ней, личностных ценностей работников.

Для обладания выше перечисленными новыми умениями необходимы основательные знания в области менеджмента, экономики, психологии, социологии и педагогики. Следовательно, каждый период развития управленческой науки расширяет диапазон стоящих перед менеджерами задач, увеличивает объем необходимых знаний, умений, способностей и профессионально важных качеств.

Целью данной работы является анализ отличительных особенностей профессии и личности менеджера и предпринимателя. Также автор считает нужным обрисовать основные составляющие эффективности руководителя или менеджера и позитивное мышление как одну из важнейших составляющих, а также привести примеры применения данной концепции на практике в подтверждение её важности и продуктивности. Задачами работы является:

- раскрыть понятие менеджмента во взглядах различных школ управления;

- определить принципы и функции менеджмента;

- проанализировать частные принципы менеджмента;

- выделить определение менеджера и его отличительных особенностей;

- провести анализ основных требований к современному менеджеру;

- обозначить особенности предпринимателя и его деятельности.

Объектом исследования является профессия менеджера, предметом – личная эффективность менеджера. Управление личной эффективностью и применение позитивного мышления позволяет максимально использовать собственные возможности; помогает управлять течением своей жизни, преодолевать внешние обстоятельства, выполнять работу с меньшей затратой времени и сил, лучше организовать трудовую деятельность (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и соответственно ликвидировать спешку и стресс.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что, во-первых, вопрос речевых реализаций концепции позитивного мышления в американском варианте английского языка рассматриваются впервые. Во-вторых, в результате проведенных исследований были выявлены связи данной концепции с другими единицами образуемого ею лингвокультурологического поля.


В работе использованы такие методы исследования как аналогия, дедукция.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие менеджмента во взглядах различных школ управления

На данный момент существует множество трактовок понятия «управление» или «менеджмент», которые отличаются степенью общности и сферой применения, а также рядом функций, закладываемых в данное понятие, но при этом в той или иной степени в каждом случае выделяются объекты, субъекты управления, цели менеджмента, располагаемые условия, средства, предполагаемые результаты. Управление можно охарактеризовать как преобразующую и направляющую деятельность, котрая осуществляется субъектом управления в отношении объекта и обеспечивает достижения заданных целей управленческой деятельности. Рассмотрим два определения «менеджмента» для более глубокого понимания и дальнейшего анализа.

- Менеджмент является процессом воздействия субъекта на объект, который направлен на то, чтобы упорядочить, сохранить, разрушить или изменить систему объекта согласно поставленных целей[1].

- Менеджмент определяется функциями планирования, организации, мотивации, а также контроля в рамках организации, что необходимо для формулировки и достижения целей предприятия.

Зачастую в отечественной научной литературе наряду с термином «управление» используют понятие «менеджмент», хотя, по нашему мнению, управление является значительно более обширным понятием. Тем не менее, для простоты восприятия в данной работе эти термины будут употребляться как синонимы. Значимость применения научного подхода в управленческой деятельности подтверждают работы Ф. Тейлора, который сделал значительный вклад для определения менеджмента в отдельную науку. Ф. Тейлор в своем труде «Принципы научного менеджмента», определил ряд задач[2]:

- определить потери, которые терпит страна ввиду неэффективности управления, разбирая простые примеры и ситуации;

- убедить читателей, что системный менеджмент является тем средством, которое помогает избегать подобных потерь, так как поиск рабочих «особого склада» эти проблемы не решит;


- доказать, что менеджмент является подлинной наукой, основанной на ряде законов, правил и принципов;

- убедить читателя, что данные принципы можно применять во всех видах деятельности человека и при правильном использовании достичь значительных результатов.

Второе определение менеджмента, которое мы привели, отображает данную позицию. Представителями бихевиористического направления менеджмента управление рассматривается как процесс взаимодействия индивидов. Они рассматривают задачи менеджмента как изучение межличностного взаимодействия. Другие ученые рассматривают менеджмент как процесс принятия решений, возводя данный аспект в ключевую идею своей теории. По мнению Г.Саймона, менеджмент является равнозначным процессу принятия решений, соответственно, суть менеджмента как науки сводится к анализу этого процесса для его оптимизации.

По нашему мнению, данный подход является практически оправданным, так как принятие решений является одним из ключевых аспектов менеджмента. В то же время, не следует нивелировать важность функций управления, так как система управления эффективна только в случае ее целостности и четко отлаженных процессов[3]. В процессе развития кибернетики менеджмент стали рассматривать как процесс информационного взаимодействия. Идея состоит в том, что связь является управлением и зависит от информации, которой располагает предприятие.

Так как мы не ставили себе цель проанализировать приведенные подходы к управлению, можем в целом сделать вывод, что каждая предложенная модель и трактова имеет как свои недостатки, так и достоинства. Основной вывод будет таковым, что менеджмент в любом случае строится на научных методах и достижениях конкретных научных исследований. Когда наука рассматривала мир как механистическую систему, продвигалась идея «классической» теории менеджмента, которая была основана на редукционизме, объективизме и элементаризме, что проявлялось в изучении целостной системы как суммы ее составляющих, без учета их взаимодействия и эффекта синергии. «Классическая» теория менеджмента рассматривала организацию как сумму индивидов, не принимая во внимание процессы взаимодействия между ними[4].

Принципиальным вопросом является то, что рациональность управления рассматривалась по-разному в зависимости от эпохи, а в новом варианте этого понятия учтены стохастические природные и общественные процессы, многовариантность и динамичность внешней среды, взаимосвязи и изменение тенденций в самоорганизующихся процессах. Также следует отметить, что философские исследования науки управления на сегодняшний день соответствуют современным взглядам на менеджмент.


Философское трактование менеджмента противопоставляется механистической и редукционистской теории, оно опровергает понятие целостной системы как механической суммы составляющих. Таким образом, данное направление более детально рассматривает процесс принятия решений в условиях неопределенной среды, взаимодействие людей внутри организации, межорганизационные взаимодействия. Таким образом, менеджмент сформировался как «синергическое» взаимодействие и организацию рассматривают как открытую систему.

1.2 Принципы и функции менеджмента

Рассмотрим основные принципы менеджмента, применяемые на предприятиях:

1. Под принципом оптимального сочетания централизации в менеджменте подразумевается передача ответственности и необходимых полномочий в решении конкретных задач другим лицам, стоящим ниже по субординации. Благодаря применению этого принципа предприятие снижает напряжение в трудовой деятельности сотрудников, ускоряет процесс профессионального роста сотрудников, усиливает творческое начало кадого работника, существенно сокращает время на своевременную реакцию в случае возмущающих и неблагоприятных факторов в рабочем процессе.

2. Под принципом единоначалия и коллегиальности менеджмента подразумевается, что сочетается централизация и децентрализация управленческих функций и руководители конкретных направлений и уровней получают право единоличного решения ряда вопросов, которые относятся к его компетенции напрямую. [5]

3. Под принципом научной обоснованности менеджмента подразумевается, что организация использует научное предвидение и планирует во времени ряд социально-экономических преобразований. Согласно данному принципу организация осуществляет управленческую деятельность, применяя научные методы и подходы в деятельности менеджеров различных уровней.

4. Суть принципа плановости менеджмента состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

5. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. [6]

6. Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня.


7. Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотивации.

Отделим конкретные функции, присущие управлению развитием персонала, среди которых автором предложены следующие[7]:

  • определение приоритетных составляющих системы развития персонала по работе над ними;
  • определения финансовых и нематериальных возможностей предприятия по развитию персонала;
  • проведение профориентационной работы среди персонала на предмет выявления их способностей по выполнению определенных производственно-управленческих функций;
  • разработка и внедрение программ по адаптации персонала;
  • выявление профессионально-компетентностного уровня работников и определения его соответствия занимаемой должности на основе проведения их оценки (кадровой службой предприятия или с помощью привлеченных консультантов);
  • проведение профессионального обучения персонала на основе первичной профессиональной подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и тому подобное;
  • выявление личностных и профессиональных качеств персонала с целью планирования их карьерного роста и карьерного якорю и их взаимосвязь с приоритетами развития предприятия;
  • выявления необходимости по обновлению или модернизации методического и программного обеспечения[8];
  • разработка и реализация программ по развитию персонала;
  • соблюдения положений законодательства в части развития персонала;
  • регулирования отношений между работником, профсоюзом и работодателем (или его представителем);
  • координация работ линейных и кадровых менеджеров.

Наряду с общими и конкретными функциями автором отдельно специфические функции развития персонала, в состав которых предложено включить[9]:

  • функция выработки знаний отвечает за необходимость создания, трансфера, распространения, аккумулирования и хранения знаний, генерируемых персоналом с целью их использования сегодня и в будущем;
  • просветительская функция предполагает всестороннее развитие профессионально-интеллектуальных способностей работников на основе первичной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • функция распределения ресурсов на развитие персонала за первоочередным принципом в зависимости от стратегических целей предприятия;
  • функция инноватики предусматривает обеспечение процесса профориентации, адаптации, оценки, профессионального обучения, мотивации, социального развития персонала современными средствами связи, работы, обработки информации;
  • функция согласования целей работников и предприятия на основе выявления взаимовыгодных приоритетных задач [10].