Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Понятие ассортимента и его структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- шоколадные конфеты – 58 %;

- зефир – 24 %;

- мармелад – 18 %.

Большинство респондентов считают, что ООО "Торгснаб" должна расширить ассортимент шоколадных конфет.

На тринадцатый вопрос - "Ваш пол" - респонденты ответили следующим образом:

- Мужчины – 30 %;

- Женщины – 70 %.

Большинство опрошенных составили женщины.

На четырнадцатый вопрос - "Ваш возраст" - респонденты ответили следующим образом:

- До 18 лет – 24 %;

- от 19 до 25 лет – 46 %;

- от 26 до 45 лет – 18 %;

- от 46 и старше – 12 %.

Возраст большинства опрошенных респондентов составил от 19 до 25 лет.

Проведя анкетирование потребителей, можно сделать вывод, что все респонденты являются потребителями кондитерских изделий и знакомы с продукцией предприятия ООО "Торгснаб". Потребители узнали о продукции предприятия от друзей и знакомых, поэтому они считают необходимым рекламировать данную продукцию. Респонденты предпочитают приобретать шоколадные конфеты в отделе магазина, поэтому необходимо расширить их ассортимент. Продукция высокого качества и вызывает положительные эмоции у потребителей. Таким образом, респонденты доброжелательно относятся как к продукции, так и к предприятию.

Изучение и анализ товарного ассортимента предприятия можно провести, используя матрицу БКГ.

"Трудные дети" – сюда входят товары, только выходящие на рынок и нуждающиеся в значительном инвестировании. Предприятие ООО "Торгснаб" начало выпускать шоколадные конфеты "Салют" и "Свита в шоколаде", а также "Зефир в шоколаде". Если потребителям понравится данная продукция, то из "Трудных детей" она может перейти в "Звёзды" и так далее по всей матрице. Эти товары нуждаются в значительном инвестировании.

"Звёзды" – сюда входят любимые многими сорта шоколадных конфет: "Ласточка", "Пилот", "Весна", "Ромашка", "Радий", "Южанка". Они пользуются большим спросом у потребителей и обеспечивают существенную прибыль фирме, но требуют определённых затрат на поддержание темпов роста продаж.

"Дойные коровы" – сюда входят конфеты "Птичье молоко", пользующиеся неизменной популярностью, ванильный зефир, мармеладные дольки, ирис. Они активно продаются на рынке, приносят предприятию существенную прибыль и не нуждаются в значительных инвестициях. Полученную прибыль можно использовать для помощи растущим производствам и товарам.

"Собаки" – это товары, не пользующиеся особым спросом. Предприятие выпускает шоколадные конфеты "Метеорит", "Молочный ликер", "Лунные", "Горянка" которые уже прошли через всю матрицу и возможно совсем уйдут из неё. Данный вид товаров не требует усилий и подлежит скорому выводу с рынка. На основе собранной и проанализированной информации выделим сильные и слабые стороны ассортимента продукции предприятия.


Сильные стороны ассортимента продукции:

- Качественная продукция.

- Широкий ассортимент.

- Приемлемые цены.

- Квалифицированные работники.

Слабые стороны ассортимента продукции:

- Множество товаров-аналогов среди предприятий-конкурентов.

- Спрос не на все виды продукции.

2.2 Оценка ассортимента товара ООО "Торгснаб"

В наше время на рынке именно потребители диктуют производителям правила игры, а также определяют, какие продукты и услуги обеспечат компании хороший уровень конкурентноспособности. Одним из важнейших инструментов является ассортиментная политика.

Идеально подобранный продуктовый портфель компании напрямую воздействует на продажи, что позволяет управлять долей чистой прибыли в выручке предприятия. При разбалансированной структуре ассортимента продукции происходит падение уровня доходов, потеря лидирующих позиций на товарном рынке, в следствии чего появляется снижение экономической устойчивости компании.

Для того, чтобы провести полноценный анализ ассортимента необходимо совместить несколько универсальных методов, которые помогут понять ситуацию с продажей определенной продукции. Результаты анализа ассортиментного портфеля, полученные с помощью различных методов, будут сравниваться между собой. На их основании сформируется предложение по изменениям продукции.

Для того, чтобы выделить целевые группы товаров, которые обеспечивают наибольший процент прибыли предприятию необходимо провести ABC-анализ.

В даном случае необходимо использовать данные по товарам из одной категории и одного ассортиментного ряда, так как группы продукции должны быть однородны по составу и цене. Товары будут разбиты по степени влияния на общий результат, и принципом группировки станет объем продаж. Все расчеты произведены на основании информации приложения.

Таблица 2

Результаты анализа ABC

Объем продаж

Доля позиции в общем объеме продаж (%)

Упорядоченный список

Доля нарастающим итогом

Группа

№ позиции

Объем продаж (д.е.)

Доля позиции в общем объеме продаж (%)

1

13

3,801169591

8

95

27,77777778

27,77777778

A

2

57

16,66666667

2

57

16,66666667

44,44444444

A

3

19

5,555555556

6

43

12,57309942

57,01754386

A

4

34

9,941520468

10

39

11,40350877

68,42105263

A

5

11

3,216374269

4

34

9,941520468

78,3625731

A

6

43

12,57309942

3

19

5,555555556

83,91812865

B

7

18

5,263157895

7

18

5,263157895

89,18128655

B

8

95

27,77777778

9

13

3,801169591

92,98245614

B

9

13

3,801169591

1

13

3,801169591

96,78362573

C

10

39

11,40350877

5

11

3,216374269

100

C

Итого:

342

100

-

-

-

-


Первым делом мы считаем сумму объемов продаж по каждому товару.

13+57+19+34+11+43+18+95+13+39=342 (табл. 2)

Далее необходимо определить долю объема продаж каждого товара в общем объеме продаж (%).

(13*100)/342 = 3,801169591;

(57*100)/342 = 16,66666667;

(19*100)/342 = 5,55555556;

(34*100)/342 = 9,941520468;

(11*100)/342 = 3,216374269;

(43*100)/342 = 12,57309942;

(18*100)/342 = 5,263157895;

(95*100)/342 = 27,77777778;

(13*100)/342 = 3,801169591;

(39*100)/342 = 11,40350877 (табл. 2).

Следующим шагом является сортировка товара по убыванию объема продаж (табл.1).

Теперь считаем доли с нарастающим итогом.

= 27,77777778;

= 27,77777778+16,66666667 = 44,44444444;

= 44,44444444+12,57309942 = 57,01754386;

= 57,01754386+11,40350877 = 68,42105263;

= 68,42105263+9,941520468 = 78,3625731;

= 78,3625731+5,555555556 = 83,91812865;

= 83,91812865+5,263157895 = 89,18128655;

= 89,18128655+3,801169591 = 92,98245614;

= 92,98245614+3,801169591 = 96,78362573;

= 96,78362573+3,216374269 = 100 (табл. 2).

Далее мы присваеваем рейтинг товару по значению накопительного итога. До 80% для группы товаров "А", 80-95% для группы товаров "В", 95-100% для товарос "С" (табл. 1).

В моем случае товары 8, 2, 6, 10, 4 приносят 80% дохода/ оборота, товары 3, 7, 9 приносят 15% дохода/оборота, а товары 1 и 5 приносят около 5% дохода/оборота.

Последним шагом является построение графика.

Для того, чтобы спрогнозировать устойчивость спроса на продукцию, объемы продаж и запасов необходимо провести XYZ-анализ.

Объектом применения данного метода будет выступать объем продаж каждого товара за 4 квартала. Все расчеты произведены на основании информации ...

Для того, чтобы спрогнозировать устойчивость спроса на продукцию, объемы продаж и запасов необходимо провести XYZ-анализ.

Объектом применения данного метода будет выступать объем продаж каждого товара за 4 квартала. Все расчеты произведены на основании информации.

Таблица 3

Фактическая реализация за 4 квартала

Средняя реализация за квартал (Р)

KV (%)

Упорядоченный список

Группа

KV (%)

Нарастающим итогом

№ позиции

1

468

117

13%

11%

11%

2

Y

2

2052

513

11%

13%

24%

1

Y

3

684

171

26%

15%

40%

6

Y

4

1224

306

20%

16%

56%

10

Y

5

396

99

19%

17%

72%

9

Y

6

1548

387

15%

17%

89%

8

Y

7

648

162

25%

19%

108%

5

Y

8

3420

855

17%

20%

128%

4

Y

9

480

120

17%

25%

153%

7

Z

10

1404

351

16%

26%

179%

3

Z


Анализ XYZ

С самого начала считаем среднюю реализацию за квартал.

Р1 = 468/4 = 117;

Р2 = 2052/4 = 513;

Р3 = 684/4 = 171;

Р4 = 1224/4 = 306;

Р5 = 396/4 = 99;

Р6 = 1548/4 = 387;

Р7 = 648/4 = 162;

Р8 = 3420/4 = 855;

Р9 = 480/4 = 120;

Р10 = 1404/4 = 351 (табл. 2).

Вторым делом осуществляется расчет коэффициента вариации объема продаж (уровня спроса) по каждой товарной группе. Его смысл заключается в оценке процентного отклонения объема продаж от среднего значения. Чем выше показатель вариации, тем более неустойчив объем продаж определенного вида товара.

KV1=((КОРЕНЬ((156-117)^2+(128-117)^2+(112-117)^2+(72-117)^2)/4)/117) * 100 = 13%;

KV2=((КОРЕНЬ((684-513)^2+(553-513)^2+(423-513)^2+(392-513)^2)/4)/513) * 100 = 11%;

KV3=((КОРЕНЬ((298-171)^2+(207-171)^2+(102-171)^2+(77-171)^2)/4)/171) * 100 = 26%;

KV4=((КОРЕНЬ((505-306)^2+(314-306)^2+(216-306)^2+(189-306)^2)/4)/306) * 100 = 20%;

KV5=((КОРЕНЬ((152-99)^2+(109-99)^2+(87-99)^2+(48-99)^2)/4)/99)* 100 = 19%;

KV6=((КОРЕНЬ((568-387)^2+(412-387)^2+(311-387)^2+(257-387)^2)/4)/387) * 100 = 15%;

KV7=((КОРЕНЬ((275-162)^2+(192-162)^2+(126-162)^2+(55-162)^2)/4)/162) * 100= 25%;

KV8=((КОРЕНЬ((1240-855)^2+(1013-855)^2+(652-855)^2+(515-855)^2)/4)/855) * 100= 17%;

KV9=((КОРЕНЬ((189-120)^2+(105-120)^2+(98-120)^2+(88-120)^2)/4)/120) * 100= 17%;

KV10=((КОРЕНЬ((493-351)^2+(417-351)^2+(294-351)^2+(200-351)^2)/4)/351) * 100= 16% (табл.2).

В данном случае товаров группы X нет. Продукция под номерами 2, 1, 6, 10, 9, 8, 5, 4 относится к группе Y, это означает, что у данных товаров прогнозируемый, но изменчивый объем продаж, следовательно, ООО "Торгснаб" следует оперативно отслеживать складские запасы данного ассортимента. Продукция под номерами 7 и 3 относится к группе Z, это означает, что данные товары обладают случайным спросом, следовательно, их запасы могут быть сокращены и ООО "Торгснаб" может работать по предварительному заказу.

Глава 3. Маркетинговые решения по оптимизации товарного ассортимента компании

3.1 Метод ранжирования ассортимента

При разработке программы выпуска необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и включение в план выпуска наиболее доходных видов продукции.

Расчет данных для ранжирования

Произведем анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности. Присвоим каждому виду продукции ранг, исходя из того, какой вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность, имеет первый ранг.


Таблица 4

Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции

Изделие

Годовой спрос, шт.

Доля продаж

Рентабельность

%

ранг

%

ранг

Туники

52200

23

III

12.6

III

Платья

101500

45

I

33.2

I

Сорочки

72500

32

II

25

II

Сумма

226200

Данные таблицы показывают, что самая высокоранговая продукция - В, а самый низкий ранг у А. Анализ таблицы позволяет убрать из выпуска самую низкоранговую продукцию, А.

Рисунок 3 Построение матрицы БКГ

Чтобы определить значимость всех видов товаров, нужно построить график эффективности производства товаров, используя координаты рентабельность / доля продаж.

Матрица БКГ определяет, какая продукция играет основную роль в сравнении с конкурентами, в каком направлении должно происходить развитие производства в настоящее время и как будут возникать изменения объемов производства и продажи товаров.

Если доля товаров на рынке высокая, то относительные издержки снижаются, а прибыль благодаря экономии от объемов выпуска увеличивается. Для ООО "Торгснаб" товары группы А приносят убытки, следовательно, будет целесообразен отказ от их производства, нужно уделить внимание производству товаров группы В и С.

3.2 Выявление ключевых проблем в планировании ассортимента ООО "Торгснаб"

Проведя анализ ассортимента товаров ООО "Торгснаб", было определено, что представленный ассортимент характеризуется высоким уровнем показателя устойчивости и широты ассортимента, следовательно, он может в достаточной мере удовлетворить спрос населения. Однако можно дополнительно повысить спрос на продукцию ООО "Торгснаб". Для этого нужно использовать все методы, направленные на совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.