Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Понятие ассортимента и его структура).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика товарного ассортимента
1.1 Понятие ассортимента и его структура
1.2 Потребительские свойства товара
1.3 Классификация ассортимента товаров
Глава 2. Анализ ассортимента товара на примере ООО "Торгснаб"
2.1 Анализ потребительских свойств ассортимента товара ООО "Торгснаб"
2.2 Оценка ассортимента товара ООО "Торгснаб"
Глава 3. Маркетинговые решения по оптимизации товарного ассортимента компании
3.1 Метод ранжирования ассортимента
3.2 Выявление ключевых проблем в планировании ассортимента ООО "Торгснаб"
3.3 Предложения по устранению проблем в планировании ассортимента ООО "Торгснаб"
Объектом классификации товаров выступают товары, свойства каждого из них, качество, составляющие этих товаров (материалы и сырье), виды и методы контроля и оценки качества и т.д.
Классификация товаров необходима для:
- Упорядочивания терминологии;
- Объединения товаров в похожие группы, для их систематизированного изучения и обработки информации;
- Изучения и оценки структуры, полноты и рациональности ассортимента товаров, чтобы облегчить формирование и совершенствование этого ассортимента;
- Облегчения изучения свойств товаров, установление оптимального соотношения этих свойств и требований к ним;
- Разработки групповых методов измерения и оценки свойств и качеств товара;
- Группирования товаров согласно общим свойствам помогает оптимизировать методику упаковки, хранения и транспортировки, соблюдение правил эксплуатации;
- Усовершенствования стандартизации товаров;
- Сертификации товаров;
- Ускорения организации торговых процессов в точках продаж, повышает качество торгового обслуживания;
- Организации товароснабжения;
- Рационального размещения товаров на складах и в зале магазина;
- Изучения спроса на товары;
- Улучшения маркетинговой деятельности.
Виды классификации товаров
1. Торговая – классификация, которая используется в практике торговли. Она помогает организовать и управлять торговым предприятием, совершенствует планирование ассортимента, размещение товара на полках магазина и на складах.
- Продовольственные товары. Они подразделяются на бакалейные (продукты, нуждающиеся в кулинарной обработке) и гастрономические (товары, готовые к употреблению).
- Непродовольственные товары представлены такими группами как, хозяйственные, бытовые химические, стеклянные, строительные, мебельные товары и т.д.
2. Учебная классификация. Зачастую используется при обучении товароведению, для того, чтобы изучить свойства товаров, выявить принципы формирования и сохранности свойств, а также детально изучить их ассортимент.
- Продовольственные товары. Они классифицируются согласно происхождению, химическому составу, технологиям производства, предназначению и условиям их хранения.
- Непродовольственные товары делятся на такие группы металлические, силикатные, электротовары, ювелирные товары и т.д.
3. Экономико-статистическая классификация подразумевает наиболее полное распределение товаров. Эта классификация представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). Классификатор не показывает многих особенностей товаров, не учитывает их свойства.
4. Стандартная классификация. Используется чтобы определить требования, номенклатуру показателей качества, его контроля, для разработки процесса сертификации товаров. Данный вид классификации отражен в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС). Основные признаки, согласно которым делятся товары – это отрасль и предназначение.[7]
5. Внешнеэкономическая классификация. Она показана в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и регулирует внешнеэкономическую деятельность. Ее предназначением является распределение товаров, участвующих в международной торговле. Данный вид классификации требует определённых знаний по его использованию.
Правила и методы классификации товаров
Основной характеристикой, по которой характеризуют товары, является вид. Это финишный продукт производственной деятельности, который имеет свое предназначение и название, отражающее особенность и содержание.
Степени классификации товаров:
- Класс – объем товаров, которые удовлетворяют общие группы потребностей;
- Подкласс – товары, которые удовлетворяют потребности, с некоторыми особенностями;
- Группа – подмножество товаров, которые удовлетворяют потребности специфического направления из-за особенностей сырья, материалов;
- Подгруппа – подмножество товаров, которое имеет общее предназначение с группой, но отличается их признаками;
- Вид – товары, которые отличаются индивидуальным предназначением и признаками;
- Разновидность – товары одного вида, которые отличаются частыми признаками.
- Общие правила классификации товаров:
- Определить цель классификации;
- Выбрать метод проведения классификации;
- Определение признаков классификации;
- Ранжирование признаков;
- Определить число ступеней классификации.
Ступень классификации означает этап распределения множества на элементы согласно одному из признаков.
Метод классификации – это совокупность способов распределения множества товаров на подгруппы.
- Фасетный метод – параллельное распределение множества товаров по одному признаку, на независимые группы (фасеты).
Иерархический метод предполагает поэтапное деление множества товаров на подмножества.
Таблица 1
Сравнение методов классификации
Метод |
Достоинства |
Недостатки |
Иерархи-ческий |
· Поэтапное деление объема товаров на подмножества с подчинением. · Наличие соподчиненности. · На каждой ступени классификации представлена совокупность похожих товаров по единственному признаку. · Фиксация различий между товарами на разных ступенях классификации. · Классификация вполне осуществима ручным способом. |
· Не достаточно гибкий. · Сложный в построении. · Необходимость следования установленным признакам и порядку. · Сложность внедрения новых признаков и новых товаров. |
Фасетный |
· Каждый фасет подразумевает характеристику одной особенности множества товаров. · Возможность охватить или внести ограничения по характеристикам товаров. · Гибкость и адаптация метода к автоматизированной компьютерной обработке. |
· Группировки независимы друг от друга. · Сложность в ранжировании классифицируемых особенностей товаров. |
Основные признаки классификации:
- Предназначение. Этот признак помогает определить цель товара для использования.
- Материалы, из которых состоит товар. Выделение категории товаров с определенными свойствами.
- Сфера применения.
- Технология производства. Похожими признаками являются также способ выращивания, обработки.
- Происхождение. Продовольственные товары делят на растительного, животного, минерального и биосинтетического происхождения.
- Транспортировка.
Второстепенные признаки:
- Половозрастной;
- Условия использования;
- Сезонность;
- Комплектность;
- Агрегатное состояние;
- Упаковка.
Глава 2. Анализ ассортимента товара на примере ООО "Торгснаб"
2.1 Анализ потребительских свойств ассортимента товара ООО "Торгснаб"
Целью исследования является изучение и анализ ассортимента продукции ООО "Торгснаб" и разработка мероприятий по его совершенствованию.
Для анализа товарного ассортимента предприятия и для изучения предпочтений потребителей автор использовал:
- основные характеристики ассортимента;
- матрицу БКГ;
- опрос потребителей.
В настоящее время рынок кондитерских изделий очень широк. Существует множество технологий по производству продукции. Помимо множества отечественных производителей, широк ассортимент продукции зарубежных фирм. Они уступают нашим компаниям только по цене, так как она явно выше, соответственно и качество у них заметно выше. Поэтому для того, чтобы держаться на рынке и работать эффективно руководству предприятия и его персоналу необходимо прилагать большие усилия.
Проведем анализ ассортимента по основным его характеристикам:
Длина ассортимента продукции составляет: 1(только кондитерские изделия).
Широта: 5 товарных групп (конфеты, ирис, восточные сладости, драже, мармелад).
Глубина ассортимента:
- Конфеты (11 позиций): конфеты помадные; конфеты молочные; конфеты пралине; конфеты фруктовые; конфеты желейные; конфеты фруктово-грильяжные; конфеты сбивные; конфеты кремовые; конфеты марципановые; конфеты ликерные; конфеты грильяжные; конфеты на карамельной основе.
- Ирис (11 позиций): ирис тянучий; ирис полутвёрдый; ирис фруктовый; ирис, глазированный в шоколаде; ирис шоколадный; ирис мягкий; ирис твердый; ирис сливочный; ирис молочный; ирис цитрусовый; ирис сливочный с орехом.
- Восточные сладости (11 позиций): сливочные колбаски; щербет ореховый; козинаки; халва; зефир; нуга; грильяж; пастила; свита в шоколаде; зефир в шоколаде; лукум.
- Драже (11 позиций): миндаль в темном шоколаде; драже камушки; миндаль в молочном шоколаде; монпансье; фундук в молочном шоколаде; драже ликерное; драже помадное; драже карамельное; драже марципановое; драже желейное; драже сбивное.
- Мармелад (11 позиций): мармелад клубничный; мармелад абрикосовый; мармелад вишневый; мармелад лимонный; мармелад апельсиновый; мармелад яблочный; сливовый мармелад; жевательный мармелад; мармелад персиковый; виноградное желе; мармелад фруктово-ягодный.
Насыщенность ассортимента: 55 позиций.
Также с течением времени меняется и совершенствуется упаковка изделий, ведь упаковка тоже имеет важное значение для товара, т.к. покупатели сначала именно по внешнему виду судят о товаре, и узнают этот товар. Сырье и материалы, поступающие на фабрику, перед их непосредственным использованием проходят первичную экспертизу лаборатории качества. В производстве изделий ООО "Торгснаб" использует высококачественное сырье, не используя искусственных консервантов, а также передовые технологии, что придает превосходный вкус конфетам и сладостям, а зефиру незабываемую легкость. Все это делает продукцию конкурентоспособной, пользующейся спросом.
Для проведения опроса были выбраны реальные и потенциальные потребители продукции. Опрос проводился на улице у случайных прохожих. Случайная простая выборка составила 50 человек.
На первый вопрос - "Являетесь ли Вы потребителем кондитерских изделий?" - респонденты ответили следующим образом:
- Да – 100 %.
Все респонденты являются потребителями кондитерских изделий.
На второй вопрос - "Знакомы ли Вы с кондитерскими изделиями предприятия ООО "Торгснаб"?" респонденты ответили следующим образом:
- Да – 100 %.
Все респонденты знакомы с кондитерскими изделиями предприятия ООО "Торгснаб".
На третий вопрос - "Из каких источников Вы узнали о продукции предприятия ООО "Торгснаб"?" респонденты ответили следующим образом:
- СМИ – 12 %;
- друзья, знакомые – 56 %;
- увидел на прилавке магазина – 32 %.
Большинство респондентов узнали о продукции предприятия от друзей, знакомых.
На четвертый вопрос - "Какой вид кондитерских изделий данного предприятия Вы приобретаете чаще всего?" - респонденты ответили следующим образом:
- Шоколадные конфеты – 54 %;
- мармелад – 16 %;
- зефир – 30 %.
Большинство потребителей чаще всего приобретают шоколадные конфеты.
На пятый вопрос - "Какие факторы оказывают влияние на Вас при выборе кондитерских изделий?" - респонденты ответили следующим образом:
- Уровень качества продукции – 26 %;
- вкусовые качества – 46 %;
- уровень цен на продукцию – 28 %.
На большинство респондентов при выборе кондитерских изделий оказывают влияние вкусовые качества.
На шестой вопрос - "Как Вы можете оценить качество продукции?" - респонденты ответили следующим образом:
- Высокое – 58 %;
- среднее – 42 %.
Большинство респондентов оценивают качество продукции как высокое.
На седьмой вопрос - "Считаете ли Вы необходимым рекламировать продукцию данного предприятия?" - респонденты ответили следующим образом:
- Да – 92 %;
- нет – 8 %.
Большинство респондентов считают необходимым рекламировать продукцию данного предприятия.
На восьмой вопрос - "Где Вы предпочитаете покупать кондитерские изделия данного предприятия?" - респонденты ответили следующим образом:
- Фирменный магазин – 14 %;
- отдел в магазине – 64 %;
- специализированный магазин кондитерских изделий – 22 %.
Большинство респондентов предпочитают покупать кондитерские изделия данного предприятия в отделе магазина.
На девятый вопрос - "Оцените уровень цен на кондитерские изделия по 5 бальной шкале?" - респонденты ответили следующим образом:
- 1 балл – 4 %;
- 2 балла – 22 %;
- 3 балла – 38 %;
- 4 балла – 28 %;
- 5 балла – 8 %.
Большинство респондентов считают уровень цен на кондитерские изделия средним.
На десятый вопрос - "Какие эмоции вызывает у Вас продукция предприятия?" - респонденты ответили следующим образом:
- Положительные – 70 %;
- Нейтральные – 30 %.
У большинства респондентов продукция предприятия вызывает положительные эмоции.
На одиннадцатый вопрос - "Какие на ваш взгляд преимущества продукции данного предприятия перед продукцией других производителей?" - респонденты ответили следующим образом:
- цена – 24 %;
- качество – 46 %;
- ассортимент – 30 %.
Большинство респондентов считают преимуществом продукции данного предприятия качество.
На двенадцатый вопрос - "Ассортимент какого товара ООО "Торгснаб" должно расширить?" - респонденты ответили следующим образом: