Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Понятие и признание несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период наблюдения ограничивается правосубъектность должника. В частности, как следует из изложенных в законе мер, вводятся некоторые ограничения на деятельность руководителей и органов управления должника. И в этой процедуре именно временный управляющий действует параллельно с руководством должника. При этом, судебно-арбитражная практика также исходит из того, что временный управляющий не является лицом, осуществляющим полномочия руководителя должника, он не вправе представлять интересы должника, в том числе в суде, и производить расчеты с кредиторами. Исходя из указанной позиции, арбитражные суды отмечают, что законодатель не предоставляет временному управляющему права заключения договоров в период наблюдения от имени должника[23].

Важным этапом в деятельности временного управляющего будет являться анализ финансового состояния должника, который проводится в целях определения достаточности принадлежащего ему имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Проводя такой анализ, временный управляющий обосновывает возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника, целесообразность введения последующих процедур банкротства.

В рамках процедуры наблюдения проводится и первое собрание кредиторов.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Возможность восстановления названного срока Законом о банкротстве не предусмотрена[24] .

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в нем. Оно должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.

По результатам первого собрания кредиторов, на основании его решения арбитражный суд принимает «судьбоносное» решение в отношении должника:

  1. выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления;
  2. принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что наблюдение является нейтральной процедурой, которая, однако, является отправной точкой для определения дальнейших перспектив развития дела о банкротстве.


2.2. Финансовое оздоровление

Финансовым оздоровлением является процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности[25].

По цели применения данная процедура является восстановительной.

Согласно ст. 75 Закона о банкротстве, финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения на основании решения первого собрания кредиторов или в отсутствие такового, если имеется ходатайство названных субъектов, при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Так же данная процедура может быть введена вопреки решению первого собрания кредиторов о введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства при условии предоставления аналогичного ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику погашения задолженности. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20 процентов

Способами обеспечения исполнения обязательств, в частности, являются залог (ипотека), банковская, государственная или муниципальная гарантия, поручительство. Не могут выступать в этом качестве удержание, задаток и неустойка[26].

Процедура финансового оздоровления применяется на срок не более двух лет.

На период действия процедуры арбитражным судом утверждается фигура административного управляющего. Среди его полномочий, такие как право обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по сохранности имущества должника, право предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства, и др.

Вместе с тем, главной обязанностью административного управляющего будет контроль за выполнением плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности – основными документами в рамках процедуры финансового оздоровления, строго следуя которым должник должен поэтапно удовлетворять требования кредиторов.


План финансового оздоровления – документ, разработанный учредителями должника, либо собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и содержит в себе обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов согласно графику. План финансового оздоровления принимается в случае, когда нет возможности обеспечить исполнение обязательств должником.

График погашения задолженности , в свою очередь, устанавливает конкретные сроки погашения задолженности перед кредиторами. Он предполагает погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не ранее месяца до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты его введения[27].

Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями.

Важно отметить, что в период действия процедуры ограничиваются финансовые возможности органов управления должника.

Например, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости его активов. Устанавливается такое правило и на совершение сделок, которые предполагают выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также на учреждение доверительного управления имуществом должника.

К тому же, в рамках данной процедуры должник не должен совершать без согласия административного управляющего сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности более чем на 5% от суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д

По результатам проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

  1. выносит определение о прекращении производства по делу (при отсутствии задолженности перед кредиторами);
  2. выносит определение о введении внешнего управления (если возможно восстановить платежеспособность должника)
  3. принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства[28].

Таким образом, финансовое оздоровление является процедурой, которая реабилитирует положение должника и предоставляет ему возможность с незначительным вмешательством административного управляющего самостоятельно удовлетворить требования кредиторов.


2.3 Внешнее управление

Внешнее управление, согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности[29].

Арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления:

1) на стадии завершения наблюдения: на основании решения первого собрания кредиторов; когда собранием не принято решение о применении одной из процедур банкротства и нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах семимесячного срока, а также при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, если у суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

2) по итогам финансового оздоровления. Если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения вопроса о введении внешнего управления прошло более 18 месяцев, внешнее управление не вводится. Совокупный срок обеих процедур не может превышать двух лет;

3) если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Необходимо наличие у должника имущества для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, при этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления составляет не более двух лет[30].

Важной особенностью этой процедуры является то, что она по своей направленности больше сосредоточена на интересах должника, нежели на интересах кредиторов. Так, на период ее действия вводится полный мораторий на удовлетворение требований кредиторов, под которым понимается приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника, но не распространяется на текущие требования, требования кредиторов первой и второй очереди и требования о передаче имущества в натуре[31]).


Главной фигурой на данном этапе становится фигура внешнего управляющего, который полностью заменяет руководителя должника.

Его полномочия сводятся к двум основным направлениям:

1) осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника (самостоятельное распоряжение имуществом должника (с ограничениями, установленными ст. ст. 101, 104 Закона о банкротстве), инвентаризация, ведение бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности;

2) связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления (формирование и ведение реестра требований кредиторов с возможностью отказаться от исполнения договоров должника).

Важным моментом в проведении процедуры является разработка внешним управляющим плана внешнего управления с его последующей реализацией. Данный план утверждается собранием кредиторов и содержит в себе комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника[32].

Это такие меры, как:

- перепрофилирование производства,

- закрытие нерентабельных производств,

- взыскание дебиторской задолженности,

- продажа части имущества должника,

- уступка прав требования должника,

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника унитарным предприятием или иными лицами,

- продажа предприятия должника,

- увеличение уставного капитала должника за счет участников и третьих лиц,

- замещение активов, оспаривание сделок и любые иные меры, не противоречащие законодательству.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии установленных Законом признаков банкротства.

По окончании процедуры внешнего управления арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случаях удовлетворения всех требований кредиторов согласно реестру или утверждения мирового соглашения либо решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Согласно статистике, приведенной за период с января по сентябрь 2019 года среди юридических лиц, арбитражным судом за весь указанный период было вынесено лишь 14 определений о введении процедуры финансового оздоровления и 155 определений о введении внешнего управления. При этом, в 78.82% случаев процедуру банкротства в целом инициирует конкурсный кредитор и лишь в 8,77 % случаев – сам должник[33]. Данная статистика говорит о том, что предприниматели не верят в эффективность восстановительных процедур, и затягивают финансовые проблемы, самостоятельно пытаясь справиться с трудностями предприятия. В результате, за реализацией процедуры банкротства обращаются сами кредиторы, которые объективно не видят возможности исполнения имеющихся в отношении них обязательств. Полагаю, что своевременное обращение хозяйствующего субъекта к процедуре банкротства при обнаружении у себя первичных признаков несостоятельности изменило бы в лучшую сторону статистику восстановительных процедур.