Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Понятие и признание несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Конкурсное производство

Конкурсное производство является завершающей стадией в процессе несостоятельности (банкротства).

Она применяется к должнику, признанному арбитражным судом банкротом с целью комплексного удовлетворения требования конкурсных кредиторов и вводится на срок 6 месяцев с возможностью продления не более чем еще на 6 месяцев.

Правовые последствия конкурсного производства, в частности, следующие:

  1. срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  2. прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов на сумму требований конкурсных кредиторов, уполномоченного органа в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату открытия конкурсного производства;
  3. сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; •совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве;
  4. прекращается исполнение по исполнительным документам;
  5. снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых ограничений не допускается[34].

Деятельность по осуществлению и контролю за процедурой конкурсного производства возлагается на конкурсного управляющего. Он утверждается арбитражным судом с момента принятия решения о признании должника банкротом.

На конкурсного управляющего переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом.

Помимо общих для всех арбитражных управляющих функций, конкурсный управляющий осуществляет ряд полномочий, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного производства:

1) правомочия по распоряжению имуществом предприятия-должника;

2) правомочия по формированию конкурсной массы;

3) правомочия по распределению конкурсной массы;

4) иные правомочия при проведении конкурсного производства[35].


По сути, в результате введения конкурсного производства и по факту его окончания прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Прекращаются полномочия руководителей должника, органов управления должника, а все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу ( исключение - имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии, и социально значимые объекты (образовательные и лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры), объекты культурного наследия). В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога[36]. Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории конфиденциальных либо являющихся коммерческой тайной.

По общему правилу, установленному в законодательстве, все имущества должника реализуется на открытых торгах в форме аукциона, если же речь идет о социально значимых объектах и объектах культурного наследия – в форме конкурса.

Расчеты с кредиторами производятся на основании реестра требований кредиторов. Он подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке установленной федеральным законодательством очередности, Исключение составляют требования кредиторов по текущим платежам, а также расходы на проведение мероприятий по недопущению техногенных и (или) экологических катастроф либо гибели людей, обусловленных прекращением деятельности организации должника – они погашаются вне очереди.

Согласно положениям ч.4 ст.134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;


- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании пункта 2 статьи 61.2 и пункта 3 статьи 61.3 Федерального закона.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залог.

Требования кредиторов, являющихся владельцами облигаций без срока погашения, удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет.

Если содержание отчета не вызывает возражений у конкурсных кредиторов, арбитражным судом выносится определение о завершении конкурсного производства. После этого, по истечении 30 дней с даты его вынесения судом направляются сведения в регистрирующий орган, где, в свою очередь, вносится запись о ликвидации юридического лица. С момента внесения записи в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным.

Таким образом, конкурсное производство является завершающей ликвидационной стадией процедуры банкротства, после которой предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта полностью прекращается.

2.5 Мировое соглашение

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процедуры банкротства.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается на собрании кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения принимается путем голосования, при этом условия кредиторов, голосовавших против его заключения, не должны отличаться от тех, кто голосовал за таковое.

Сторонами мирового соглашения являются должник, а также конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным на совершение данного действия лицом[37].


Содержание мирового соглашения определяется характером тех договоренностей, которые были достигнуты между должником и кредиторами, а в некоторых случаях и третьими лицами.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов.

Обязательным условием для вступления в силу мирового соглашения будет утверждение его арбитражным судом. Суд проверяет условия мирового соглашения на предмет соответствия нормам действующего законодательства и учета мнения обеих сторон. Необходимым условием утверждения мирового соглашения судом является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей[38]. Судебным актом, утверждающим мировое соглашение будет определение.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении Определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в порядке, установленном АПК РФ, или пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Его отмена является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве, а в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение[39].

Вместе с тем, не допускается расторжение мирового соглашения после его принятия арбитражным судом и изменение его условий между должником и отдельными кредиторами.

Таким образом, мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, прибегнуть к которой стороны могут на любой стадии производства. В ней они могут предусмотреть те более взаимовыгодные условия и обстоятельства, к которым они не могли прибегнуть в рамках иных процедур.

Заключение

С учетом решения задач, поставленных в работе, сделаны следующие выводы:

  1. Банкротство представляет собой признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В национальном российском праве понятие «банкротство» является синонимом несостоятельности.
  2. Банкротство – сложная последовательная процедура, при реализации которой задачей правоприменителя в условиях сложной правовой природы отношений между кредитором и потенциальным банкротом будет выработать последовательность действий, где удовлетворение требований кредитора будет осуществимо исключительно с соблюдением прав и законных интересов должника.
  3. Субъектный состав лиц-участников правоотношений, возникающих при проведении процедур банкротства достаточно широк: должник, кредитор, арбитражный управляющий (в зависимости от процедур банкротства - временный, административный, внешний или конкурсный управляющий), уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей; иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.д. При этом, важно отметить, что правовой статус лиц, участвующих в процедуре банкротства, будет зависеть от характера правомочий, которыми наделяет законодатель данное лицо, процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства, а так же особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников.
  4. Действующий Закон о банкротстве предусматривает следующие процедуры банкротства: 1) наблюдение; 2) финансовое оздоровление; 3) внешнее управление; 4) конкурсное производство; 5) мировое соглашение.
  5. Процедуры банкротства отличаются строгой последовательностью применения, стадийностью, применяются под четким судебным контролем, могут быть избраны в зависимости от цели проведения и субъекта банкротства.
  6. Наблюдение – процедура банкротства, которая осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение является нейтральной процедурой, которая, однако, является отправной точкой для определения дальнейших перспектив развития дела о банкротстве.
  7. Финансовым оздоровлением является процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление является процедурой, которая реабилитирует положение должника и предоставляет ему возможность с незначительным вмешательством административного управляющего самостоятельно удовлетворить требования кредиторов.
  8. Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  9. Конкурсное производство является завершающей стадией в процессе несостоятельности (банкротства).Она применяется к должнику, признанному арбитражным судом банкротом с целью комплексного удовлетворения требования конкурсных кредиторов. .Конкурсное производство является завершающей ликвидационной стадией процедуры банкротства, после которой предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта полностью прекращается.
  10. Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, прибегнуть к которой стороны могут на любой стадии производства. В ней они могут предусмотреть те более взаимовыгодные условия и обстоятельства, к которым они не могли прибегнуть в рамках иных процедур.
  11. Предприниматели не верят в эффективность восстановительных процедур, и затягивают финансовые проблемы, самостоятельно пытаясь справиться с трудностями предприятия. В результате, за реализацией процедуры банкротства обращаются сами кредиторы, которые объективно не видят возможности исполнения имеющихся в отношении них обязательств. Своевременное обращение хозяйствующего субъекта к процедуре банкротства при обнаружении у себя первичных признаков несостоятельности изменило бы в лучшую сторону статистику восстановительных процедур. -
  12. правильное понимание судом финансового положения должника и большая заинтересованность арбитражных управляющих в сохранении активов предприятия позволила бы наиболее точно определить подходящую процедуру банкротства, минимизируя негативные последствия как для кредиторов, так и для самих должников.

Список использованных источников

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.06.2020), "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
  3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020), "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника", "Российская газета", N 299, 31.12.2014.
  5. Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Российская газета", N 144, 03.07.2015.
  6. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257(ред. от 21.07.2017) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве"(вместе с "Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве")"Российская газета", N 113, 01.06.2004.
  7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2005. № 10
  8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 июля 2012 г. N 4562/04 по делу N А76-7654/03-9-272

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 января 2010 г. по делу N А12-7619/2009 по кассационной жалобе арбитражного управляющего Савельева Николая Анатольевича, г. Волгоград, на Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 9 сентября 2009 г. .

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2009 г. по делу N А12-7619/2009 по заявлению ОАО "СТО Калач", г. Калач-на-Дону Волгоградской области, о признании действий временного управляющего Савельева Николая Анатольевича незаконными в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО "СТО Калач".