Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Понятие и признание несостоятельности (банкротства)).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
Введение
В условиях стремительного развития рыночной экономики особую значимость приобретает предпринимательская деятельность, одной из черт которой является ее рисковый характер , В связи с этим, в деятельности хозяйствующих субъектов часто возникают ситуации финансовой напряженности, и процедура банкротства – как раз тот самый государственный механизм, который помогает так или иначе возникшие трудности разрешить.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время в российских судах рассматривается огромное количество дел о банкротстве. По данным статистики, за период с января 2019г. по сентябрь 2019 г. суды признали банкротами порядка 9 127 юридических лиц и 46734 физических лиц ( в том числе индивидуальных предпринимателей). Таким образом, огромное количество субъектов предпринимательской деятельности обращаются к процедуре банкротства, не имея возможности самостоятельно исполнить имеющиеся обязательства перед кредиторами. Вместе с тем, правильное понимание судом финансового положения должника и большая заинтересованность арбитражных управляющих в сохраненении активов предприятия позволила бы наиболее точно определить подходящую процедуру банкротства, минимизируя негативные последствия как для кредиторов, так и для самих должников.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются гражданско-правовые отношения , возникающие в связи с инициированием процедуры банкротства физических и юридических лиц.
Предметом изучения в данной работе выступают институт несостоятельности (банкротства) и процедуры банкротства.
Цель работы заключается в определении сущности банкротства и анализе эффективности его отдельных процедур. Для реализации выбранной цели был поставлен ряд следующих задач:
1. определить понятие и основные признаки банкротства;
2. определить субъектный состав правоотношения в сфере банкротства;
3. осуществить классификацию процедур банкротства;
4. подробно разобрать каждую стадию банкротства с позиции теории и ее практической реализации.
Решению перечисленных задач подчинена структура работы, состоящая из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (диалектический, анализ, синтез, дедукция), и частнонаучные методы (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический
Теоретическую основу исследования составили научные труды российских ученых.
Нормативной основой исследования стали Конституция РФ, федеральные законы, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти РФ.
Ознакомившись с вышеизложенными источниками, мною были сделаны соответствующие выводы, зафиксированные в данной курсовой работе.
Глава 1. Институт несостоятельности (банкротства). Сущность и виды
1.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Термин «банкротство» в российском законодательстве раскрывается в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», и представляет собой признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей[1].
В национальном российском праве понятие «банкротство» является синонимом несостоятельности, в отличие от права зарубежных стран, где термин банкротство имеет более специальное значение, описывая лишь частный случай несостоятельности, при котором неплатежеспособный должник совершает уголовно наказуемые деяния, наносящие ущерб кредиторам[2]. Эта терминологическая традиция нашла свое отражение и в Уголовном кодексе Российской Федерации, который использует термин "банкротство", говоря о связанных с ним неправомерных действиях (ст. 195 УК РФ), преднамеренном банкротстве (ст. 196 УК РФ) и фиктивном банкротстве (ст. 197 УК РФ)[3].
Институт банкротства относится к сфере регулирования гражданского законодательства РФ, которое согласно ст. 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации. Это позволяет обозначить круг правовых актов, регулирующих вопросы банкротства.
Основным юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Это уже третий по счету закон о банкротстве, и в него продолжают регулярно вноситься многочисленные изменения, наиболее существенные из которых произошли в 2009, 2014 году[4].
Также процедуры банкротства регулируются:
- Конституцией РФ;
- Гражданским кодексом РФ;
- Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ (введен в действие с 01.09.2002);
- Трудовым кодексом (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
- Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
- Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Наряду с федеральным законодательством, большое значение имеют акты Высшего Арбитражного Суда РФ, а так же Верховного суда РФ, посвященные проблемам несостоятельности.
Кроме того, институт банкротства включает нормы не только материального, но и процессуального права. Так, дела о банкротстве отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов и рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве[5].
Важно понимать, что банкротство – довольно длительный судебный процесс, направленный, первоочередно, на спасение должника, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а вовсе не на распродажу его имущества.
Для определения признаков несостоятельности используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действует принцип неплатежеспособности, т.е. анализируются встречные денежные потоки. Применительно к гражданам используется принцип неоплатности (учитывается соотношение суммы обязательств и стоимости имущества)[6].
На указанных критериях основываются признаки банкротства. Если в роли должника выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, такой субъект считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. Что же касается должника-гражданина, то для признания его банкротом необходимо также, чтобы сумма кредиторской задолженности и (или) задолженности по обязательным платежам превысила стоимость принадлежащего ему имущества, сами требования составляли не менее чем пятьсот тысяч рублей и не были исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом[7].
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), выделяет совокупность обстоятельств, при выявлении которых может быть возбуждено дело о банкротстве:
1) при наличии просроченной трехмесячной кредиторской задолженности;
2) если требования к должнику-организации составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину - не менее 500 тыс. рублей.
Важно отметить, что дело о банкротстве может быть возбуждено как по заявлению кредитора, так и по заявлению самого должника с требованием о признании его банкротом.
Для возбуждения дела по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитража, третейского суда. Требования уполномоченных органов в части уплаты обязательных платежей надо подтвердить решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении аналогичного срока с даты принятия указанного выше решения. Данные нормы минимизируют случаи возбуждения дел о банкротстве со стороны недобросовестных заявителей и способствуют стабилизации хозяйственного оборота.
При подаче заявления о признании должника банкротом уплачивается госпошлина в размере 2 тыс. рублей (подп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации).
Таким образом, можно сделать вывод, что банкротство – это сложная последовательная процедура, при реализации которой задачей правоприменителя в условиях сложной правовой природы отношений между кредитором и потенциальным банкротом будет выработать последовательность действий, где удовлетворение требований кредитора будет осуществимо исключительно с соблюдением прав и законных интересов должника.
1.2. Субъекты банкротства
Для всестороннего понимания сущности института несостоятельности (банкротства), важно обозначить субъектный состав правоотношений, возникающих в связи с инициированием данной процедуры.
Участниками процедуры банкротства являются:
- должник - гражданин или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
- конкурсный кредитор - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. После принятия арбитражным судом к своему производству заявления о банкротстве для представления и защиты всех кредиторов создаются собрание и комитет кредиторов, порядок работы и полномочия которых детально определены Законом. Законодательство о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.;
- арбитражный управляющий (в зависимости от процедур банкротства - временный, административный, внешний или конкурсный управляющий) - гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства, осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций[8];
- уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам ( в настоящее время В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 такой орган – Федеральная налоговая служба РФ[9]), а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований;
- иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.д.[10]
В настоящее время Законом о банкротстве предоставлена возможность участия в процессе по банкротству представителей учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т.д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодательство о банкротстве предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства[11].