Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Понятие и признание несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно отметить роль судебного органа в процедуре банкротства. Как уже было отмечено ранее, дела о банкротстве находятся в исключительной компетенции арбитражных судов. Арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве юридических лиц и граждан по правилам, предусмотренным АПК РФ

Суд. занимает ведущую роль в конкурсном процессе. Он в соответствии с действующим законодательством наделен реальными возможностями для достижения целей и задач процесса о несостоятельности, главной из которых является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве[12].

Отдельным образом хотелось бы остановиться на процедуре банкротства физических лиц.

Так, Федеральным законом N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"[13], а так же Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[14] в основной Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» были введены специальные процедуры признания банкротом гражданина-должника.

Согласно этим процедурам, гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан банкротом по решению суда. И если это произойдет, то кредиторы уже не смогут требовать от должника выплаты задолженности.

Таким образом, только суд может дать оценку тому, в состоянии ли гражданин погасить свои долги или выплатить обязательные платежи.

Каждый гражданин России один раз в пять лет может претендовать на статус банкрота, если он не в состоянии производить платежи по одному или нескольким кредитам в полном объеме:

- при наличии долгов на сумму от 500 тыс. руб. и просрочке платежей по кредиту в три месяца и более;

- когда гражданин предвидит наступление банкротства и есть обстоятельства, ясно свидетельствующие о невозможности исполнять финансовые обязательства.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладает как сам гражданин, так и конкурсный кредитор, уполномоченный орган. Рассмотрение данной категории дел, как и других дел данной категории, находится в компетенции арбитражного суда.


При банкротстве граждан применяются такие процедуры как реструктуризация долгов (с составлением плана реструктуризации), реализация имущества гражданина и мировое соглашение.

Условно можно выделить три этапа банкротства физического лица.

1. Подача заявления о банкротстве физического лица. Инициатива может принадлежать как самому физическому лицу, которое не в состоянии справиться со своей задолженностью, так и кредитору. При этом заявление подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения должника.

2. Открытие процедуры банкротства после признания заявления обоснованным. В суде нужно документально доказать свою неплатежеспособность и добросовестность.

3. Судебное производство, в ходе которого долги погашаются за счет продажи арбитражным управляющим части имущества должника на конкурсной основе. Необходимо отметить, что законодательство предусматривает ряд ограничений по имуществу, на которое обращать взыскание запрещено. Так, нельзя взыскивать предметы обихода и жизнеобеспечения, за исключением предметов роскоши и драгоценностей, предметы для профессиональной деятельности (для заработка) должника, деньги в пределах установленного прожиточного минимума для должника и его иждивенцев. Также нельзя продать единственное жилье должника, которое не является предметом залога. Даже если требования кредиторов удовлетворены не полностью, долговые обязательства считаются прекращенными.[15]

Существуют так же законодательно определенные последствия признания гражданина-должника банкротом.

Наиболее существенным из них будет лишение такого гражданина права принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

Другое последствие будет связано с лишением права занимать определенные должности:

- в течение 3 лет - не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом;

- в течение 5 лет - не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями;

- в течение 10 лет - не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.


В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что субъектный состав лиц-участников правоотношений, возникающих при проведении процедур банкротства достаточно широк. При этом, важно отметить, что правовой статус лиц, участвующих в процедуре банкротства, будет зависеть от характера правомочий, которыми наделяет законодатель данное лицо, процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства, а так же особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников.

1.3 Процедуры банкротства. Понятие и виды

Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.[16]

Действующий Закон о банкротстве предусматривает следующие процедуры банкротства: 1) наблюдение; 2) финансовое оздоровление; 3) внешнее управление; 4) конкурсное производство; 5) мировое соглашение.

Процедуры банкротства классифицируют по различным основаниям. Наиболее предпочтительной в рамках проводимого исследования будет классификация И.В. Ершовой, которая выделяет следующие из них:

  1. по степени участия суда в процедуре банкротства;
  2. по категории должника;
  3. по цели проведения.[17]
  4. По степени вовлеченности судебного органа в процедуру банкротства следует выделить судебные и внесудебные процедуры.

Очевидно, что преимущественно именно суд будет выступать в качестве руководящего субъекта в деле о банкротстве. На нем целиком и полностью возложена обязанность ведения судебного производства. В связи с этим, к досудебным мерам возможно отнести лишь процедуру досудебной санации – меру по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства, закрепленную в ст.31 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве). Однако, некоторые ученые, например С.А. Карелина, указывает на то, что восстановительные мероприятия, применяемые до инициирования дела о банкротстве и вовсе не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства. Однако, безусловно, их своевременное применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положения должника[18].


. К числу судебных процедур относятся наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников. Более подробно данные процедуры будут рассмотрены в следующей главе курсовой работы.

  1. В зависимости от субъекта-должника можно подразделить процедуры банкротства на процедуры, применимые при банкротстве юридических и физических лиц. Так, как уже упоминалось выше, при банкротстве граждан не применяются такие процедуры, как финансовое оздоровление и внешнее управление – в отношении них возможна реструктуризация долгов, реализация имущества гражданина, а так же заключение мирового соглашения. Вместе с тем, финансовое оздоровление и внешнее управление применяются при банкротстве крестьянских, фермерских хозяйств.
  2. По цели проведения процедуры банкротства выделяют восстановительные процедуры, то есть процедуры, направленные на восстановлении платежеспособности должника (финансовое оздоровление, внешнее управление), или ликвидационные, то есть – на своевременное удовлетворение требований кредиторов (конкурсное производство, упрощенные процедуры). Наблюдение является нейтральной процедурой. Универсальной процедурой можно назвать мировое соглашение, поскольку оно может быть заключено на любом этапе производства по делу о банкротстве.

Таким образом, характеризуя процедуры банкротства, можно сделать вывод о том, что они отличаются строгой последовательностью применения, стадийностью, применяются под четким судебным контролем, могут быть избраны в зависимости от цели проведения и субъекта банкротства.

Глава 2. Отдельные процедуры банкротства

2.1. Наблюдение

Наблюдение – процедура банкротства, которая осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов[19].

Процедура банкротства, осуществляемая в рамках судебного процесса, которая начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается на протяжении всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается решением суда либо о признании предприятия банкротом (введение конкурсного управления, внешнего управления, утверждение мирового соглашения), либо об отказе от признания должника банкротом.


Наблюдение вводится по результатам рассмотрения судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о банкротстве, на срок не более семи месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд. Процессуальным актом суда. Вводящим процедуру наблюдение будет являться определение.

Для проведения этого этапа арбитражный суд назначает временного управляющего.

Временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с федеральным законом.[20]

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: 1) он изучает финансовое положение должника для определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур;

2) контролирует за действия руководства должника (в том числе в вопросах обеспечения сохранности его имущества).

Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим. Временный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 45 Закона о банкротстве. Арбитражный суд в своем определении о принятии заявления о признании должника банкротом или собрание кредиторов указывают кандидатуру арбитражного управляющего и сообщают об этом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий.[21]

Важно обозначить последствия, которые возникают для должника и кредиторов с момента введения данной процедуры, закрепленные в ст.63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве):

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
  • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При прекращении обязательств из финансовых договоров и определении нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет не применяется;
  • не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей[22].