Файл: Баланс и отчетность (Бухгалтерский баланс в отчетности на современных предприятиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Формирование годовой бухгалтерской отчётности очень важная составляющая в деятельности организации любых форм собственности. Ведь благодаря годовой бухгалтерской отчётности, можно определить финансовое состояние за указанный год, который необходим не только руководителям предприятий, но и будущим инвесторам, акционерам, а также контролирующим органам, органам статистики.

В настоящее время формирование бухгалтерского баланса в Российской Федерации в сравнении с международными стандартами формирование бухгалтерской отчётности существенно отличается тем, что по меркам международного стандарта отчётность больше направлена на внешних пользователей: инвесторов, акционеров и прочих компаний, которые могут в дальнейшем вкладывать инвестиции в развитие предприятия.

Российская годовая бухгалтерская финансовая отчётность в большинстве случаев направлена на удовлетворение потребностей в информации своих внутренних пользователей, а также контролирующих органов.

Показатели, отраженные в бухгалтерском балансе это факт финансово-хозяйственной деятельности: отражение хозяйственных операций посредством обработки первичной документации; учет доходов и расходов; расчет налоговой базы по налогам для дальнейшей их уплаты в соответствующие бюджеты; выявление и проведение анализа годовой отчётности на основании балансовых показателей- является ли организация убыточным или ликвидным. Современные условия экономической деятельности требуют совершенствования практических методов оценки активов и это обусловило актуальность темы данной работы.

Целью работы является изучение теоретических аспектов и действующей практики организации бухгалтерского учета в целях формирования показателей бухгалтерского баланса на примере объекта исследования.

Задачи курсовой работы:

1. Изучение и рассмотрение нормативно-правовых документов по формированию показателей бухгалтерского баланса;

2. Дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования и выполнить анализ основных показателей деятельности;

3. Проанализировать организацию структуру бухгалтерского баланса на объекте исследования;

В качестве объекта исследования выступило ООО «Бизнес услуги» по показателям, которого проводится анализ бухгалтерского баланса.

Предметом исследования работы является баланс современного предприятия.

В работе использованы данные учебной литературы, периодической печати, данные справочно-информационных систем и сети интернет.


Для написания работы использовались следующие методы научного познания: а) теоретические методы: анализ, синтез, системный подход, структурно-функциональный метод; б) практические методы: наблюдение, измерение, сравнение и описание.

1. Теоретические особенности составления и анализа бухгалтерского баланса

1.1 Бухгалтерский баланс в отчетности на современных предприятиях

Баланс (от латинских слов bis - два и lans - чаши или в переводе с французского balance - весы) означает равенство, равновесие. Данный термин используется не только для названия отчетной формы, отражающей равенство между активами и суммой капитала и обязательств, но и применяется в следующем контексте: баланс трудовых ресурсов, баланс доходов и расходов, межотраслевой баланс и др.

При формировании бухгалтерского баланса данные организации должны соответствовать данным и формам отчётов за предыдущие периоды, то есть не должны быть нарушена последовательность.[1] При несоблюдении этого получается искажение предоставляемой информации, что негативно скажется на репутации организации и на искажение в показателях и будет трудно восстановить цепочку действий и исправить искажения в формах.

Дополнительно к годовой отчётности может быть представлена информация, которая позволит раскрыть информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации и которая может содержать следующие справочные данные:

• Список организаций – дебиторов;

• Перечень организаций – кредиторов;

• Данные о счетах в иностранной валюте в кредитных организациях, работающих на территории Российской Федерации или за границей;

• Данные о рублевых счетах в банках или иных кредитных организациях, работающих на территории Российской Федерации.

Перед формированием и предоставлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности в контролирующие органы и учредителям в бухгалтерии проводится большая и ответственная подготовительная работа. В подготовительную работу может включиться работа по подтверждению наличию имущества организации, а также источников его формирования. Подтверждающим фактом наличия имущества перед формированием годовой бухгалтерской отчётности следует отнести процесс проведения инвентаризации. Благодаря инвентаризации выявляется соотношение фактического наличия в количественном и суммовом выражении имущества и обязательств с данными бухгалтерского учёта, поэтому проведение инвентаризации в организациях должно проводится не реже 1 раза, желательно чаще- так как сверка фактического наличия с данными бухгалтерского учёта является обязательным условием при формировании любых отчётных форм независимо от периода составления.


Наравне с проводимой инвентаризацией для получения данных не только по наличию имущества и других запасов, которые находятся в специальных помещениях- складах, например, к дополнению к этому важно также провести анализ по дебиторской и кредиторской задолженности. Сформировать и получить акты-сверки с контрагентами: организациями – покупателями и организациями- поставщиками. Акты - сверки расчётов с контрагентами важны для каждого периода, чтобы регулировать сумму задолженности - как перед поставщиками, так и регулировать задолженность покупателей по отношению к вашей организации. Акты - сверки расчётов с контрагентами желательно формировать и получать перед завершением отчётного месяца, но не затягивать перед формированием годовой отчётности.

Формирование бухгалтерской отчётности предполагает обработку первичных документов в соответствии с законодательством. В условиях современности обработка первичной документации в основном осуществляется при помощи специализированных бухгалтерских программ, при этом не стоит забывать о последовательности выполнения и обработки данных по подтверждающим документам. А также внимательно заполнять данные в программы, которые используются в организации.

Перед формированием бухгалтерской отчётности необходимо провести сверку оборотов как по активным счетам, так и по пассивным. Сверку можно провести с помощью отчёта «Оборотно-сальдовая ведомость» за указанный период или при помощи отчёта «Главная книга». При этом данные оборотов должны соответствовать друг другу. После сверки оборотов по счетам бухгалтерского учёта следует следующий этап работы- закрытие счетов.

При составлении отдельных форм отчётности имеет место определённые требования, которые установлены законодательством.[2] При заполнении баланса требуется соблюдение определённых правил по оценки отдельных статей. При определении оценки отдельных статей бухгалтерского баланса должны быть учтены следующие методы или способы:

• Имущество, которое приобретается за плату должно оцениваться в сумме фактических затрат на приобретение;

• В балансе по рыночной стоимости отражается безвозмездно полученное имущество на дату принятия к учёту;

• Если организация является изготовителем имущества, то данный объект принимается на баланс в сумме затрат на его изготовление;

• Начисление амортизации по основным средствам и объектам нематериальных активов осуществляется вне зависимости от результатов финансово- хозяйственной деятельности организации;


• В балансе стоимость основных средств и нематериальных активов отражается по их остаточной стоимости;

• Применение других методов оценки имущества и обязательств допускается в тех случаях, которые не противоречат действующему законодательству и нормативным правовым актам.[3]

В соответствии с нормативными правовыми документами установлен принцип периодичности и предоставления бухгалтерской отчётности. Согласно данному принципу периодичностью предоставления отчётности может являться отчётный год: с 01 января по 31 декабря включительно.[4]

Периодической, промежуточной или квартальной отчётность может представлять собой бухгалтерская отчётность, которая предоставляется в течение года нарастающим итогом, начиная с начала года- месяц, квартал, полугодие, девять месяцев.

Сдача годовой отчётности может осуществляться, как и раньше – принести самостоятельно или воспользоваться почтовыми услугами, отправив отчёт и его приложения по почте в бумажном варианте. По почте достаточно отправить один экземпляр отчета. Сдачу декларации (расчета) в этом случае будет подтверждать почтовая квитанция. Отправлять отчетность необходимо ценным письмом с описью вложения.

Последовательность формирования информации в рамках бухгалтерской финансовой учетно-аналитической системы можно определить как финансовый информационный цикл, основные этапы которого представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные этапы финансового информационного цикла

Компонент
бухгалтерской
финансовой
учетно- аналитической
системы



Этап



Характеристика

Бухгалтерский
финансовый учет

Первичное
наблюдение

Факты хозяйственной деятельности анализируются и делятся на отдельные хозяйственные операции. Хозяйственная операция отражается в учете, когда определены время ее осуществления,
содержание и стоимостное измерение

Документальное
оформление

Оформляются соответствующие первичные документы, подтверждающие фактическое совершение хозяйственной операции. Составляются или принимаются от других организаций первичные документы, отображающие все совершенные финансово- хозяйственные операции и их результат.

Группировка
фактов
хозяйственной
деятельности

Информация первичных документов о хозяйственной операции отражается в соответствии с системой счетов финансового учета. Составляется
бухгалтерская проводка, операция методом двойной записи заносится в учетные документы в соответствии с выбранной формой учета.

Обобщение фактов
хозяйственной
деятельности

Составляются регулирующие бухгалтерские
записи. Закрываются счета доходов
и расходов

Формирование
бухгалтерской
финансовой
отчетности

-

Составляются формы отчетности.

Финансовый
анализ

-

Оценка финансового состояния организации


1.2 Аналитические возможности бухгалтерского баланса

Огромные потери понесла и продолжает нести экономика от разработки, постановки и проведения учета ради учета и его продолжения - анализа ради анализа, или аналитического обеспечения принятия решений.

Заметим, что последнее (назовем его просто аналитическим обеспечением, анализом) в России разрабатывали и продолжают разрабатывать: экономический анализ - с конца 1930-х гг., с момента его появления; обособившийся от него финансовый анализ и новый управленческий учет - с начала 1990-х гг., после перехода нашей страны к рыночной экономике.

Существенным стимулом к разработке анализа как продолжения учетной работы всегда выступала низкая востребованность со стороны лиц, принимающих решения, сведений, формируемых в учете (в том числе сопровождаемых при их предоставлении данными о плане или факте прошлого периода и отклонениях от них).

В настоящее время, бухгалтерский баланс является основным источником информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Процесс принятия решений инициируется проблемной ситуацией, выявляемой в процессе мониторинга (управление состоит из мониторинга, принятия решений и оказания управляющих воздействий), в котором фиксируются фактические сведения о внутренней и внешней среде управляемого объекта и выявляются проблемные ситуации в его деятельности, представляющие собой отклонения процессов внутренней и внешней среды от планов, норм, стандартов, обычаев, ожиданий и т.д.

После выявления проблемной ситуации, уже в процессе принятия управленческого решения, устанавливаются ее причины, в том числе факторы деятельности управляемого объекта , разрабатывается прогноз влияния проблемной ситуации (фактора) на деятельность объекта при непринятии активных ответных мер, разрабатываются ответные меры (планы изменений во внутренней и внешней среде деятельности управляемого объекта и мер управляющих организационно-мотивационных воздействий на элементы объекта и объекты его внешней среды), как правило на альтернативной основе, и план деятельности объекта с учетом разработанных мер.

Аналитические возможности бухгалтерского баланса довольно широки. Довольно распространённым является способ оценки финансового состояния и динамики изменения платежеспособности предприятия с использованием балансового и метода коэффициентного анализа.