Файл: Налог на имущество организаций. Налог на имущество физических лиц.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы имущественного налогообложения в РФ
1.1. История развития налога на имущество
1.2. Роль налога на имущество в налоговой системе РФ
Глава 2. Анализ имущественного налогообложения в РФ и Чувашской Республике
2.1. Организация работы налоговых органов по сбору имущественных налогов
2.2. Анализ взимания имущественных налогов в бюджет Чувашской Республики
Введение
Актуальность темы исследования объясняется тем, что налоги играют одну из главных ролей в обеспечении экономического роста страны, способствуют структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, влияют на выработку инвестиционной стратегии и расширение внешнеэкономической деятельности государства. Основным предназначением налогов является удовлетворение финансовых потребностей государства.
Основными целями налоговой политики РФ являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны.
В связи с федеративным устройством России местные и региональные органы власти обладают относительной экономической независимостью и хозяйственной самостоятельностью в отношении формирования собственных источников дохода. Поэтому в качестве базового способа формирования источников доходов выступили региональные и местные налоги.
Проблема развития имущественного налогообложения является актуальной, так как необходим рациональный подход к использованию как самой земли, так и инфраструктуры, созданной на ней в виде конкретных объектов имущества.
Цель работы – охарактеризовать имущественные налоги и проблемы их налогообложения в современных условиях. Реализация поставленной цели обусловила выполнение следующих задач:
1. охарактеризовать формирование имущественных налогов;
2. рассмотреть тенденции налоговой реформы в области имущественных налогов в современной России;
3. раскрыть перспективы имущественных налогов.
Теоретической и методологической основой для выполнения курсовой работы послужили труды отечественных ученых-экономистов по теме исследования.
Информационной базой исследования послужили данные налоговой статистики Федеральной налоговой службы в целом по России и, в частности, по субъекту РФ – Чувашской Республике.
Глава 1. Теоретические основы имущественного налогообложения в РФ
1.1. История развития налога на имущество
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Имущественные налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной.
По мере развития государства возникла «светская десятина», которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной.
Финансовая система Руси стала складываться несколько позднее. Объединение древнерусского государства началось лишь с конца 9в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами: провозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Начиная с 11 в. в Русском государстве начала складываться система налогообложения, объектом обложения которой выступает дом, т.е. само хозяйство, а начиная с 12 в. – система посошного обложения. За единицу обложения принимается соха, двор, тягло. Соха включала в себя земельный участок определенного размера (в зависимости от качества земли).
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «ордынский выход». Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 – 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные – для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек – укреплений на южных границах московского государства. Иван Грозный ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
Политическое объединение русских земель относится к концу 15 в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго.
В середине 16 в. Иван Грозный провел земельную реформу и ввел земское управление, упразднил царских наместников и заменил наместнические сборы налогом «посошный окуп», часть которого поступала в государеву казну, а часть шла на содержание земских старост, земских управлений, проведение местных мероприятий.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1 203 367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529 481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов обеспечено – 641 394, 6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125 323 руб.
Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Доходы государства постоянно росли. В 1710 г. они составили 3 134 000 руб. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».
Современное государство раннего периода Новой истории появилось в 16 – 17 вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. В конце 17 – начале 18 вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов.
В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5 667 т. руб., или около 30% всех доходов. Очень незначительные суммы приносили подворная подать и промысловый налог. Косвенные налоги давали 42% в 1673 г.
В 1802 г. Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» создано Министерство финансов и определена его роль. В 1811 г. управление финансами было разделено между тремя ведомствами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное Казначейство ведало расходами. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов. Через 10 лет Государственное Казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
В начале прошлого века политические события в Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований – «план финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М. М. Сперанского (1772 – 1839 гг.). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов.
Через несколько лет после «плана финансов» появился в России первый крупный труд в области налогообложения Н. Тургенева (1789 – 1871) «Опыт теории налогов» (1818 г.), некоторое время спустя в Казани вышла книга
И. Горелова “Теория финансов” (1845г.), посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и государственному кредиту.
На протяжении 19 в. главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
После февральской революции положение дел ухудшилось. Временное правительство ни при одном из своих лидеров не сумело справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Нарастали темпы инфляции.
Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917г. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций. Но денежная эмиссия, как и контрибуции, отнюдь не способствует налаживанию хозяйства.
В 19 в. Мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Подушная подать с мещан была заменена налогом на недвижимое имущество и введен промысловый налог. Вместо подушной подати с дворян и крестьян взимался поземельный налог, т.е. земля стала источником дохода для государства.
Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами. Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и использовались на содержание школ, больниц, охранных структур и т.д. Земские сборы взимались с земли, недвижимого имущества и промысловых патентов, покупаемых на право заниматься промыслом.
К концу 20 в. в России сложилась целостная налоговая система, включающая налоги и сборы с земли, недвижимого имущества, промыслов, денежных капиталов и частных домов.
В период октября 1917 г. по ноябрь 1918 г. в России была введена контрибуция на имущие слои населения, главным образом на купцов и спекулянтов, проводилась конфискация объектов недвижимости и имущества дворян, устанавливались различные сборы с предприятий и граждан. С ноября 1928 г. по март 1921 г. в рамках экономической политики “военного коммунизма” была введена продовольственная разверстка, согласно которой крестьяне были обязаны все излишки продовольствия сдавать государству безвозмездно или за очень низкую плату. С 1921 г. Россия перешла к нэпу, и продразверстка была заменена продовольственным налогом, был введен налог на предприятие и строение.
Налоговая реформа 1930-1932 гг. заложила основы современной налоговой системы: объединила около 60 налогов и сборов в основные виды платежей, которые в последствии видоизменялись и дополнялись новыми положениями. Несмотря на все коллизии, налоговая система хотя и претерпела существенные изменения, но осталась многоуровневой и сложной, насчитывающей более 30 налогов и сборов федерального и местного значения, которые ложатся тяжелым грузом на плечи трудящихся.
1.2. Роль налога на имущество в налоговой системе РФ
Понятие «имущественные налоги» является, по существу, собирательным. Под этим понятием скрывается ряд налогов и сборов, взимаемых с различных видов имущества. Наиболее общий, объединяющий их признак состоит, во-первых, в том, что все они принадлежат к числу прямых. Во-вторых, их плательщиками являются лица, владеющие имуществом. В-третьих, объектом обложения служит имущество само по себе, а не какой-либо источник дохода. В остальном можно говорить об огромном разнообразии и множестве вариантов имущественных налогов. Различия касаются их наименований, круга субъектов и видов облагаемого имущества, способов исчисления, порядка уплаты налогов. Некоторые имущественные налоги взимаются только с граждан, другие - с юридических лиц.
Налог на имущество организаций, как и все другие налоги, является доходной частью бюджета Российской Федерации.
Имущественные налоги являются значимым элементом системы налогообложения, которые обеспечивают стабильные поступления в доходную часть бюджетов РФ. Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему имеет особо важное значение. Во-первых, это необходимо для того, чтобы реализовать план бюджета страны, а во-вторых, для того, чтобы разработать прогноз социально-экономического развития страны на будущее.
Налог на имущество организаций относится к региональным. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Ставку налога определяют законодательные органы субъектов РФ , которая не может превышать 2,2 % , для объектов недвижимого имущества, для которых налоговой базой признается кадастровая стоимость, определяются следующие максимальные налоговые ставки для субъектов РФ, кроме г.Москва: 1 % (2014г.), 1,5 % (2015г.) и 2 % (2016г. и последующие годы).