Файл: Налог на имущество организаций. Налог на имущество физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налог на имущество физических лиц является местным и поступает в бюджеты муниципальных образований. Объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение или сооружение, доля в праве общей собственности на имущество. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

В последние годы принимаются различные меры, направленные на то, чтобы увеличить поступления от имущественных налогов и сделать механизм их собираемости более простым и эффективным.

Так в 2015 году вступила в силу в силу глава 32 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц», которая не просто заменила существовавшие до этого законодательные нормы, но и привнесла ряд нововведений. Основным новшеством стал изменившийся метод исчисления налога на имущества физических лиц: теперь базой этого налога является не инвентаризационная, а кадастровая стоимость.

Переход на кадастровую оценку, однако, связан с рядом сложностей. Прежде всего, не во всех регионах сформированы необходимые кадастры.

Более важной проблемой является то, что во многих случаях кадастровая стоимость оказывается во много раз больше инвентаризационной, и это ведет к слишком резкому росту налоговых платежей, к которому малообеспеченное население может оказаться не готово. В этой связи был установлен переходный период, в течение которого применяются специальные понижающие коэффициенты, а региональные власти завершают составление кадастров. Однако после 2020 года базой налога на имущество должна стать только кадастровая стоимость.

Помимо понижающих коэффициентов законодательством предусмотрены и иные меры сглаживания последствий перехода к новому порядку, в частности, налоговые вычеты. При налогообложении квартиры такой вычет уменьшит величину налогооблагаемой кадастровой стоимости на величину кадастровой стоимости 20 м2 общей площади. Если речь идет о комнате – то аналогичный вычет затронет 10 м2, а для жилого дома – 50 м2. Ряд категорий граждан, как и прежде будет пользоваться льготами, которые полностью освободят их от уплаты данного налога. Речь идет о 35 различных категориях, однако подавляющее большинство льготников – это пенсионеры, инвалиды и лица, нуждающиеся в социальной поддержке. При этом были приняты определенные меры для ограничения злоупотреблений в уклонении от уплаты данного налога, связанных с массовым переоформлением объектов налогообложения на льготников. Теперь собственник, имеющий несколько объектов одного типа (несколько квартир, несколько гаражей, несколько домов и т.п.) может воспользоваться льготой, освобождающей от уплаты имущественного налога, только по одному из них. Также льгота не распространяется на объекты, использующиеся в предпринимательской деятельности, или если их кадастровая стоимость превышает 300 млн. руб.


В последнем случае налог, помимо прочего, будет также начисляться по повышенной ставке, поскольку новый порядок предполагает с одной стороны прогрессивное налогообложение, а с другой повышенную ставку в рамках так называемого «налога на роскошь». Конкретные же размеры ставок теперь имеют право устанавливать регионы. Так, например, в Москве минимальная ставка составляет 0,1% и применяется для квартир и индивидуальных домов стоимостью менее 10 млн. руб., а в Ставропольском крае установленная ставка составляет 0,3% для всех жилых помещений стоимостью менее 300 млн. руб. При этом ставка налога для объектов стоимостью выше 300 млн. руб. в Ставропольском крае составляет 1,5% против 2% в Москве. Также можно отметить, что в Москве механизм прогрессивной ставки активно используется, и она плавно растет вместе с кадастровой стоимость, достигая 0,3% для объектов стоимостью более 50 млн. руб., на Ставрополье же дифференциация ставок практически отсутствует.

Ещё одним изменением стал так называемый «принцип самообложения». До последнего времени граждане РФ уплачивали транспортные, земельные и имущественные налоги на основании присылаемых по почте уведомлений, однако во многих случаях у налоговых органов отсутствовала информация об объектах недвижимости, что затрудняло расчет налогов и рассылку уведомлений. Теперь же, в соответствии с новой редакцией п. 2.1 ст. 23 НК РФ граждане обязаны сами сообщать налоговым органам об имеющихся у них объектах налогообложения. Сделать это нужно в случае неполучения уведомления в срок до 31 декабря следующего года. Невыполнение этой обязанности повлечет за собой штраф в 5000 рублей.

Подобная модель вызывает сомнения, поскольку неминуемо приведет к сложностям и проблемам как для налогоплательщиков, так и для налоговых и судебных органов.

Таким образом, последствия изменений в законодательстве об имущественных налогах, взимаемых с физических лиц, могут носить непредсказуемый характер, привести к временному снижению спроса на жилищном рынке, снижению объемов строительства жилья и даже обострению социальной напряженности. Однако, так или иначе, новые подходы к имущественному налогообложению являются объективным требованием времени и по всей видимости будут продолжены.

В целом, в РФ за период с 2006 по 2015 гг. наблюдается тенденция к росту по имущественным налогам (рис. 1). Так, поступления по налогу на имущество физических лиц в 2015 составляли 30295531 тыс. рублей, что на 18% больше по сравнению с 2006 годом. В 2011 году поступления по данному налогу имеют наименьшее значение, что меньше на 11% по сравнению с 2006 годом. Что касается транспортного налога, то за анализируемый период его поступления с каждым годом увеличиваются. В 2015 году поступления увеличились на 13% по сравнению с 2006 годом. Земельный налог так же имеет положительную тенденцию за весь период (показатели по земельному налогу взяты общие, так как в отчетах ФНС деление налоговых поступлений на физических и юридических лиц началось лишь с 2015 года). Его значение в 2015 году увеличилось на 24,5% по сравнению с 2006 годом.


Рисунок 1. Динамика уплаченных имущественных налогов физических лиц в Российской Федерации

Главной причиной изменений динамики поступлений по налогам является постоянные изменения налогового законодательства: налоговой базы, ставок, сроков уплаты, введением тех или иных льгот, повышающих / понижающих коэффициентов.

Проведение анализа налоговых поступлений подразумевает не только изучение динамики поступлений, но и их структуры.

Так, анализ структуры поступлений по имущественным налогам физических лиц в РФ показал, что наибольшую долю поступлений, более 50%, за анализируемый период занимает земельный налог. Но не стоит забывать о том, что показатели по земельному налогу взяты как за физических, так и за юридических лиц. Второе место в структуре занимает транспортный налог, его показатели варьируются от 22 до 33%. Наименьшую долю занимает налог на имущество физических лиц.

Тенденция к увеличению поступлений по имущественным налогам обуславливается проводимым в настоящее время реформированием имущественного налогообложения. В рамках данной реформы осуществляется постепенный переход к налогообложению недвижимого имущества физических лиц по кадастровой стоимости. Законопроект исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости был принят в 2014 году. Применение главы 32 предусматривает переходный период до 2020 года, в котором действуют повышающие коэффициенты, применяемые в течении первых четырех лет с 0,2 до 0,8 и способствующим постепенному увеличению налоговой нагрузки на 20% в год.

Однако, не все субъекты Российской Федерации перешли на новый порядок расчета, так в 2015 году перешли лишь 28 субъектов, в 2016 к ним добавился ещё 21 субъект. С 2017 года оценка недвижимости физических лиц осуществляется по кадастровой стоимости в 61 субъекте РФ.

Глава 2. Анализ имущественного налогообложения в РФ и Чувашской Республике

2.1. Организация работы налоговых органов по сбору имущественных налогов


Россия является весьма разнородной относительно экономических потенциалов субъектов, входящих в ее состав, что охарактеризовано в первую очередь историческими факторами и большой территориальной разбросанностью. Вследствие этого у федерального центра появляется необходимость в механизме, дающем возможность оценить, с одной стороны, уровень бюджетной обеспеченности региона, с другой – его налоговый потенциал. Поэтому перед налоговыми органами встает основательная проблема результативного планирования налоговых поступлений в бюджетную систему РФ и его улучшения. В значительной мере именно в пределах налогового контроля постоянно совершается исполнение государственных интересов в налоговой сфере, что, безусловно, порождает повышенный интерес к исследованию функционирования его своеобразного механизма. Таким образом, нормальное исполнение данных функций органами налогового контроля без проведения комплексного финансово-экономического анализа налогового планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны не представляется возможным.

Управление Федеральной налоговой службы России по Чувашской Республике является главным администрирующим органом в части налоговых поступлений в бюджет Чувашской Республики. УФНС России по Чувашской Республике функционирует в достаточно сложных условиях, так как регион является дотационным. Это определяет особенности выполнения функций, возложенных налоговым законодательством на подобные структурные подразделения Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Управление ФНС России по Чувашской Республике контролирует поступления в местные бюджеты муниципальных образований Чувашской Республики.

Управление ФНС России по Чувашской Республике реализует контроль за соблюдением налогового законодательства и полноты взимания налогов и сборов посредством камеральных и выездных налоговых проверок. По данным проверок Управление формирует отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (Отчет 2-НК) и публикует его на официальном сайте ФНС России.

Налоговые органы сократили число проверяемых налогоплательщиков, зарекомендовавших себя в качестве законопослушных и добросовестных, и усилили контроль за недобросовестными налогоплательщиками.

Налоговыми органами республики проводилась работа с налогоплательщиками по урегулированию вопросов задолженности. Здесь Управление формирует отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации (4-НМ) и также публикует его на сайте ФНС России.


В целом, по задолженности перед бюджетом в регионе наблюдается ее снижение, что является положительной тенденцией в 2016 г.

Однако в разрезе задолженностей наблюдается то спад, то увеличение сумм задолженности, что заставляет налоговые органы ужесточить контроль за должниками перед республиканским бюджетом.

Прогнозирование и планирование налоговых поступлений на региональном уровне основано на взаимодействии территориальных налоговых органов с прочими государственными структурами. Существующая схема такого взаимодействия в исследуемом регионе представлена на рис. 2.

Аккумуляция статистическо-налоговой информации и аналитических материалов, необходимых для дальнейшего планирования налоговых доходов консолидированного бюджета, производится Министерством финансов Чувашской Республики, как правило, в самом начале процесса расчета контингентного состава налогов.

Рисунок 2. Структура информационного обеспечения налоговых органов в целях планирования налоговых поступлений

На основании этих данных составляются отчеты, содержащие сведения о задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и прочие, необходимые для дальнейшего прогнозирования налоговых поступлений. Указанные расчеты производятся параллельно как по республике в целом, так и по сведениям, предоставленным каждой из территориальных налоговых инспекций. В дальнейшем на основании имеющейся динамики налоговых поступлений и отмеченных выше данных производится расчет прогнозного объема поступлений в бюджет с его разбивкой по группам налогоплательщиков – физическим и юридическим лицам.

В налоговых органах показатели социально-экономического развития используются для формирования комплексного документа, применяемого для прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему. Таким документом является Налоговый паспорт региона, находящий широкое применение в практике налогового администрирования УФНС по Чувашской Республике. Форма Налогового паспорта была адаптирована и применяется в деятельности Управления с 2004 г., причем формы Налогового паспорта ведутся как в целом по республике, так и в разрезе муниципальных образований.

Выполнить плановые показатели насыщения налоговыми доходами бюджета в дотационном регионе очень проблематично. Однако проведенный анализ свидетельствует о достаточно компетентной работе Управления ФНС России по Чувашской Республике.