Файл: Налог на имущество организаций. Налог на имущество физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Думается, что для поддержания эффективной работы налоговых служб в подобных регионах следует:

− во-первых, совершенствовать методики оценки эффективности деятельности налоговых органов;

− во-вторых, дать возможность субъектам Российской Федерации самим устанавливать в своих регионах налоги и сборы, не противоречащие Конституции и Гражданскому кодексу Российской Федерации;

− в-третьих, сотрудничать с налогоплательщиками дистанционно и адресно;

− в-четвертых, увеличить налоговые санкции за нарушение налогового законодательства;

− в-пятых, в сфере унификации учета и регистрации населения следует поставить задачу о переводе всех граждан на единый фискальный (он же и социальный) номер, который ведется налоговыми органами и должен заменить все виды государственного учета населения (по линии медицинского и пенсионного обеспечения, органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции и т.д.), межгосударственной миграции и т.д.);

− в-шестых, необходимо решить вопрос об объединении всей работы по налогам в едином ведомстве (аналогично как Федеральное казначейство ведает всеми расходами бюджетной системы).

2.2. Анализ взимания имущественных налогов в бюджет Чувашской Республики

Для оценки динамики налоговых поступлений в бюджет Чувашской Республики и отчислений в федеральный бюджет по налогу на добавленную стоимость предприятий Чувашии построим аналитическую таблицу 1, используя данные налоговой статистики, представленной на сайте Федеральной налоговой службы (далее - ФНС).

Таблица 1

Структура поступлений основных администрируемых доходов Федеральной налоговой службой по уровням бюджета РФ

за январь-октябрь 2016 г.[1]

Администрируемые доходы

Поступило в консолидированный бюджет РФ

в том числе:

в федеральный бюджет

в консолидированный бюджет субъекта РФ

млн. руб.

в % к соотв. периоду предыдущего года

млн. руб.

в % к соотв. периоду предыдущего года

млн. руб.

в % к соотв. периоду предыдущего года

Всего поступило доходов

29 729,0

101,3

9 972,6

102,0

19 756,3

101,0

Налог на прибыль

5 128,8

109,5

470,2

122,5

4 658,6

108,3

НДФЛ

8 084,8

96,7

X

X

8 084,8

96,7

НДС

8 800,5

99,7

8 800,5

99,7

X

X

Акцизы

1 848,3

111,4

507,9

122,9

1 340,3

107,6

Налог на имущество физических лиц

110,7

128,2

X

X

110,7

128,2

Налог на имущество организаций

2 073,3

87,7

X

X

2 073,3

87,7

Транспортный налог

623,0

141,8

X

X

623,0

141,8

Земельный налог

505,2

77,7

X

X

505,2

77,7

НДПИ

25,6

80,9

0,0

0,0

25,6

80,8

Остальные налоги и сборы

2 528,7

113,2

193,9

127,5

2 334,8

112,2


Из таблицы 1 видно, что за январь-октябрь 2016 г. в консолидированный бюджет Чувашской Республики поступило всего налоговых доходов на сумму 19756,3 млн. руб., что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 1,0 %.

В федеральный бюджет Чувашская Республика за январь-октябрь 2016 г. перечислила налоговых платежей в объеме 9972,6 млн. руб., в том числе по налогу на прибыль – 470,2 млн. руб., что выше аналогичного периода прошлого года на 22,5 %; по налогу на добавленную стоимость – 8800,5 млн. руб., что ниже января-октября 2015 г. на 0,33 %; по акцизам – 507,9 млн. руб., что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 22,9 %.

Значительную долю налоговых доходов бюджета Чувашской Республики составляет налог на прибыль, его доля за январь-октябрь 2016 г. в общей сумме налоговых поступлений составила 23,58 %; также налог на доходы физических лиц, его удельный вес в общей сумме налоговых поступлений за январь-октябрь 2016 г. составил 40,92 %. На третьем месте налог на имущество организаций – 10,49 % в общей сумме налоговых платежей бюджета Чувашской Республики.

Для оценки динамики и структуры налоговых доходов бюджета Чувашской Республики за январь-октябрь 2015-2016 гг. построим аналитическую таблицу 2.

Из таблицы 2 видно, что прямых налогов в бюджет Чувашской Республики за январь-октябрь 2016 г. поступило в объеме 18416,0 млн. руб. или 93,22 % всех налоговых поступлений. Косвенные налоги в виде акцизов составили 1340,3 млн. руб. или 6,78 %. В отчетном периоде увеличилась доля косвенных налогов на 0,42 %, соответственно сократилась доля прямых налогов на 0,42 %.

Таблица 2

Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета Чувашской Республики за январь-октябрь 2015-2016 гг.

Администрируемые доходы

январь-октябрь 2015 г.

январь-октябрь 2016 г.

Отклонение (+,-)

Темп
изменения, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

суммы, млрд. руб.

уд. веса, %

Всего поступило доходов в бюджет ЧР, в том числе:

19 558,7

100,0

19 756,3

100,0

+197,6

х

101,0

- налог на прибыль организаций

4 301,6

21,99

4 658,6

23,58

+357,0

+1,59

108,3

- налог на доходы физических лиц

8 360,7

42,75

8 084,8

40,92

-275,9

-1,82

96,7

- налог на добавленную стоимость

-

-

-

-

-

-

-

- акцизы

1 245,6

6,37

1 340,3

6,78

+94,7

+0,42

107,6

- налог на имущество физических лиц

86,3

0,44

110,7

0,56

+24,4

+0,12

128,2

- налог на имущество организаций

2 364,1

12,09

2 073,3

10,49

-290,8

-1,59

87,7

- транспортный налог

439,4

2,25

623,0

3,15

+183,6

+0,91

141,8

- земельный налог

650,2

3,32

505,2

2,56

-145,0

-0,77

77,7

- налог на добычу полезных ископаемых

31,7

0,16

25,6

0,13

-6,1

-0,03

80,8

- остальные налоги и сборы

2 080,9

10,64

2 334,8

11,82

+253,9

+1,18

112,2

Прямые налоги - всего

18 314,9

93,64

18 416,0

93,22

+101,1

-0,42

100,6

Косвенные налоги -всего

1 245,6

6,37

1 340,3

6,78

+94,7

+0,42

107,6


В январе 2016 г. поступления налога на имущество организаций в бюджет Чувашии составили 92,5 млн. руб., в октябре 2016 г. нарастающим итогом – 2073,3 млн. руб.

Наблюдается отрицательная динамика собираемости данного налога в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., сокращение объемов налога на имущество организаций составило 12,3 %.

2.3. Проблемы налогообложения имущества и пути их решения

Процесс распределения налоговых доходов и полномочий между субъектами РФ характеризуется определенными противоречиями. С одной стороны, регионы получают возможность экспериментировать в сфере своих полномочий. Это приводит к распространению наиболее успешных инноваций и вытеснению неэффективных решений и подходов. С другой стороны, соперничество за ресурсы может привести к тому, что налоги в результате региональной конкуренции за инвестиции устанавливаются на чрезмерно низком уровне. Предотвратить такой исход возможно установлением рамок и координации региональных решений. Важно, чтобы при этом в жертву не были принесены инновационные и конкурентные преимущества федерализма.

Российская модель корпоративного налогового федерализма характеризуется высокой степенью централизации властных полномочий. Федеральный центр в ходе разграничения доходных полномочий отстоял за собой право устанавливать единообразное законодательство по всем ключевым вопросам, в том числе по формированию налоговой и бюджетной системы.

В результате в России, с одной стороны, достаточно эффективно обеспечивается единство экономического и правового пространства внутри страны, с другой, крайне ограничивается автономность регионов и муниципалитетов в процессе реализации собственной финансовой и налоговой политики. Власти субъекта лишены возможности регулировать ставки и базу федеральных налогов (за исключением налога на прибыль организаций, где им дано право изменять ставку в установленных на федеральном уровне пределах), поступления которых более чем на 80% формируют бюджеты субъекта. Налог на землю, отнесенный на местный уровень, пока приносит невысокие доходы. Все это негативно сказывается на заинтересованности, а главное, способности властей субъекта развивать собственный налоговый потенциал, создавать привлекательный инвестиционный климат на всей территории.


После установления пределов прямого и косвенного налогообложения и разграничения их функций в целях государственного регулирования прямого и косвенного налогообложения необходимо разработать механизм реализации регулирования этих налогов.

Для того, чтобы усовершенствовать систему имущественного налогообложения, необходимо прежде всего во всех субъектах РФ ввести новый порядок расчета налога на имущество физических лиц. С 2020 года абсолютно все субъекты перейдут на расчет налога по кадастровой стоимости, и если не будет переходного периода, то налоговая нагрузка резко возрастет для налогоплательщика. Ведь кадастровая стоимость в большинстве случаев в 2-7 раз больше инвентаризационной. Отсюда будет множество недовольств от граждан. Инспекции будут забиты толпами людей.

Из этого последствия вытекает вторая мера по улучшению системы налогообложения. Это усовершенствование и применение новых информационных технологий. Необходимо, чтобы все граждане были уведомлены об изменениях налоговой политики, причем это должно быть на простом и доступном абсолютно каждому человеку языке.

Не стоит забывать о том, что возможны ошибки при исчислении кадастровой стоимости. Гражданину необходимо знать куда обращаться в таких случаях, какие необходимо предоставить документы. Вся эта информация должна быть открыта каждому.

Также необходимо упростить процедуру получения отсрочек, рассрочек по налоговым платежам. Ведь сейчас получить данную услугу практически невозможно.

В настоящее время в мировой практике переходят от принципа «больше произвел – больше уплатил налогов» к принципу «больше платит налогов тот, кто больше имеет». Для выполнения этого принципа необходимо создать справедливое распределение налогового бремени между налогоплательщиками.

Заключение

Подводя итоги исследования, отметим следующее:

В России превалирует тенденция к формированию смешанной модели, которая характеризуется разнообразием видов налогов, имеющих приблизительно одинаковый вес в структуре доходов бюджета (такая диверсификация позволяет снизить уровень зависимости бюджета от отдельных групп налогов). Ее особенность – перевес прямых налогов с юридических лиц над прямыми налогами с физических лиц.

Налоги на имущество относятся к прямым налогам. Достоинством налога данного вида является высокий уровень поддержания стабильности налоговой базы на протяжении налогового периода и независимость от итогов хозяйственно-финансовой деятельности. Отчисления от имущественных налогов должны стать базой формирования бюджетов различных уровней, поскольку они обладают большим регулирующим и фискальным потенциалом.


В настоящее время действующая в РФ система налогообложения имущества юридических и физических лиц заслуживает серьезной критики. Причина кроется в использовании в основе налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, многочисленности льгот, недоработке процедуры расчета и порядка уплаты налога, что в совокупности приводит к снижению собираемости, создает сложности во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов.

Касательно налога на имущество организаций, то вопрос об усовершенствовании, находится на стадии законопроекта о внесении изменений в статью 376 НК РФ, предусматривающего временное (до 2025 года) уменьшение налоговой базы на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Рассматривая перспективы развития имущественного налогообложения в России, можно выявить два направления совершенствования системы.

Во-первых, ожидается завершение процесса массовой кадастровой оценки и доработки процедуры кадастрового учета объектов недвижимости, что позволит ввести единый имущественный налог, как на землю, так и на иное недвижимое имущество.

Во-вторых, введение льгот в отношении имущественного налогообложения позволит повлиять на инвестиционную деятельность на территории РФ, как в отношении оптимизации методов расчета амортизации, так и способом прямого уменьшения налоговых ставок.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.- М. : Юрайт – Издат, 2015.- 754 с.
  2. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России /Б.Х, Алиев, М.М. Сулейманов//Финансы и кредит. -2013. -№42 (570). -С. 43-47
  3. Басова, А.В. Необходимость реализации мероприятий по стимулированию инновационной деятельности в регионах / А.В. Басова // Вестник ИрГТУ. – 2015. - № 6.- С. 162-168.
  4. Булгак, Д.В. Переход от косвенного налогообложения к прямому: уроки и выводы / Д.В. Булгак // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2015. - № 9-4. – С. 65-68.
  5. Вахабов, Э.Н. Прямые налоги в системе регионального налогообложения на примере Самарской области / Э.Н. Вахабов, Ч.Н. Мамедова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. - № 11. – С. 110-115.
  6. Гончаренко Л.И., Вишневская Н.Г. Налоговый контроль применения трансфертных цен крупнейшими налогоплательщиками: актуальны ли изменения правил? // Экономика, налоги, право. № 2. 2015. С. 112-119.
  7. Качур, О.В. Налоги и налогообложение : учебное пособие / О.В. Качур. – М. : КНОРУС, 2015. – 426 с.
  8. Клейменова, М.О. Налоговое право: учебное пособие / М.О. Клейменова. - М. : Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2015. [Электронный ресурс] Гарант.
  9. Крамаренко, Л.А. Проблемы распределения налогового бремени в обществе как одно из основных направлений налоговых реформ / Л.А. Крамаренко, А.В. Назаров // Современные проблемы науки и образования.- 2014. - № 1. – С. 277.
  10. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 37-38.
  11. Мигашкина Е.С. Реформирование налога на имущество физических лиц и его влияние на доходы бюджета // Налоги и налогообложение. 2016. № 1. С.135-142.
  12. Мусаев М. К., Селимханов З. А., Султанов Г. С. Основные направления совершенствования и эффективности налоговых поступлений в бюджетную систему РФ // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 11-2 (40-2). — С. 328–331.
  13. Синенко, О.А. Налогообложение физических лиц: учебное пособие/ О.А. Синенко. – Владивосток: ФГАОУ ВО «ДВФУ», 2016. – 96с.
  14. Поступления по субъекту РФ (Чувашская Республика) за январь-октябрь 2016 г. [Электронный ресурс] http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
  15. Официальный сайт Росстата // www.gks.ru.
  16. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // https://www.nalog.ru.
  17. Справочно-правовая система Гарант.
  18. Справочно-правовая система Консультант.
  19. http://www.buhgalteria.ru