Файл: Понятие и структура оперативно-розыскной деятельности (Понятие и структура оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гражданско-правовая ответственность наступает при рассмотрении судом жалобы гражданина и признании незаконными действий (решений) ОРО. Государственные органы, осуществляющие ОРД, могут подвергаться исключительно гражданско-правовой (гражданской) ответственности. Она состоит в применении к правонарушителю (государственному органу) установленных законом или договором (включая контракт в ОРД) определенных мер воздействия. Такие меры могут повлечь для государственного органа невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков), а также последствия морального свойства (возмещение морального вреда).

Требование о возмещении морального вреда может предъявляться гражданином, в частности, при распространении не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство и его деловую репутацию (см., например, ст. 62 Закона о средствах массовой информации). Все остальные субъекты (физические лица) несут не только гражданскую, но и иные виды ответственности.

К уголовной ответственности могут быть привлечены:

- должностные лица: непосредственно осуществляющие ОРД — руководители и оперативники,

- принимающие юридически значимые решения в области ОРД — судьи (в связи с нарушением правил санкционирования ОРМ),

- прокуроры и следователи. Они могут привлекаться к уголовной ответственности за совершение ряда должностных преступлений (см., например, ст. 285 и 286 УК РФ) и некоторых иных, составы которых предусмотрены, в частности, ст. 283, 284 и 303 УК РФ;

- агенты, в частности, за заведомо ложный донос,

иные лица, оказывающие содействие в осуществлении ОРД —

- специалисты, операторы связи, переводчики и др.;

Из данного вопроса следует, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют субъекты, к которым относятся в первую очередь оперативно-розыскные органы и оперативно-розыскные подразделения, наделенные соответствующими обязанностями и определенными правами, которые несут юридическую ответственность в случае их ненадлежащего исполнения.

Государственным органом полномочным осуществлять ОРД выступает оперативно-розыскной орган — функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенного правоохранительного органа (МВД России и др.) или специальной службы России (СВР России и др.) система его оперативных подразделений и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенная непосредственно полностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать (оперативно-розыскной орган в ФЗ об ОРД назван как «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность»).


ОРО решают определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами России.

Законодатель особо обратил внимание правоприменителей на то, что в России никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД подразделений государственных органов, не вправе осуществлять ОРД комплексно, с применением всего арсенала специфических средств и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправе осуществлять иные субъекты, которым это право предоставлено законодателем). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД право на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России.

Законодатель поставил специальные условия для проведения ОРМ этими ОРО.

Во-первых, ОРМ ими проводятся только в целях обеспечения безопасности этих органов.

Под безопасностью (как органов внешней разведки, так и всех органов, осуществляющих ОРД) понимается степень защищенности данного органа от внешних и внутренних угроз (в частности, от преступных посягательств извне и коррупции внутри), минимальный уровень которых позволяет этому органу функционировать как элементу системы обеспечения безопасности России и решать возложенные на него законодателем задачи.

Обеспечение безопасности (ОРО) — это организация и реализация системы мер различного характера с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию государственного органа: возникающих в деятельности самого органа: обнаружение среди сотрудников отдельных коррумпированных лиц, а также лиц, замышляющих, готовящих или совершающих должностные преступления; недопущение наступления последствий возможных правонарушений сотрудников органов внешней разведки, могущих повлечь ущерб безопасности государственного органа;

Оперативно-розыскные органы следует отличать от некоторых других государственных и негосударственных субъектов.

Оперативное подразделение — это организационно-штатное звено, входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит осуществление ОРД.

Оперативные подразделения отличают следующие признаки:

- создаются в составе правоохранительных органов (органы внутренних дел, таможенные органы) и органов государства, обеспечивающих его безопасность, — спецслужб (ФСБ, Государственная охрана, пограничная служба, внешняя разведка);


- выполняют задачи, предусмотренные оперативно - розыскным законодательством, адекватно своей компетенции;

- могут выполнять оперативно-розыскную функцию в полном объеме либо частично или работу оперативно-розыскного назначения вспомогательного характера;

-используют в своей деятельности методы, обусловленные разведывательным характером оперативно-розыскной деятельности.

На основании ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяют в составе этих органов перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и основные направления работы по обеспечению деятельности оперативных аппаратов. Как правило, эти проблемы решаются путем издания нормативных актов, устанавливающих правовое положение и функциональные обязанности оперативных подразделений, их штаты, объемы решаемых задач, права и служебные обязанности руководителей и сотрудников подразделений и т. п.

Виды оперативных подразделений

В зависимости от осуществления оперативно-розыскных мероприятий различают два основных вида этих подразделений:

1) осуществляющих оперативно – розыскную деятельность полностью (так, в соответствии с правовыми документами, издаваемыми министерством внутренних дел РФ, оперативно - розыскные мероприятия в полном объеме, установленном Федеральным законом об ОРД, имеют право осуществлять оперативные подразделения уголовного розыска (Главк, управления, отделы, отделения); по борьбе с экономической преступностью; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте; оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы; подразделения по собственной безопасности.

2) проводящие только часть оперативно – розыскных мероприятий (в свою очередь, в составе МВД России к числу оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД в ограниченном объеме, исходя из задач борьбы с преступностью, относятся: подразделения системы Национального центра бюро Интерпола в России (они вправе проводить ОРМ по запросам международных правоохранительных органов и правоохранительных органов иностранных государств; направлять запросы в международные правоохранительные органы и органы иностранных государств на проведение мероприятий по розыску граждан РФ, скрывающихся за рубежом от суда и следствия, без вести пропавших, а также по борьбе с преступностью; осуществлять постоянное взаимодействие с правоохранительными органами РФ и иностранных государств по исполнению указанных запросов; осуществлять оперативные проверки); оперативные подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции), компетенцией которых является организация раскрытия преступлений и розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, без вести пропавших (они вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, исключая “контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений”, “прослушивание телефонных переговоров”, “снятие информации с технических каналов связи”, “оперативное внедрение”, “контролируемую поставку”; вести дела предварительной оперативной проверки, оперативно - поисковые и розыскные дела; использовать конфиденциальное содействие граждан они вправе в минимальных объемах);


3) ряд оперативных подразделений внутренних дел осуществляют вспомогательную функцию для способствования иным оперативным подразделениям в решении их полномасштабных задач ОРД. Это подразделения:

  • оперативно-поисковые (в их функции входит проведение отдельных оперативно-поисковых мероприятии);
  • оперативно-технические (их функции по проведению ОРМ определены в области только оперативно-технических мероприятий);

4) Ряд служб органов внутренних дел создается для обеспечения проведения различных оперативно-розыскных мероприятий за счет своей информационной, криминалистической, финансовой, материальной деятельности (финансово-экономические, материально-технические, экспертно-криминалистические, технические, информационные и иные службы).

Закономерным является то, что как основная, так и вспомогательные функции оперативно-розыскных органов находят свое структурное обеспечение в виде создания в их составе вышеуказанных управлений, отделов, отделений, групп.

Оперативные подразделения конкретного ОРО структурированы в соответствующие организационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, а равно подразделение собственной безопасности и др. В различных ОРО неодинаково определены структура оперативных подразделений и их названия, что вызвано спецификой решения конкретных задач ОРД.

Перечень оперативных подразделений определяется нормативными правовыми актами соответствующих ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.

В зависимости от полноты осуществления ОРМ различают два основных вида этих подразделений:

  • осуществляющие ОРД полностью (как правило, оперативный состав этих оперативных подразделений работает с агентами и др.)
  • проводящие только часть ОРМ (оперативно-технические и оперативно-поисковые). Данные оперативные подразделения проводят ОРМ по заданиям оперативников, которые полностью осуществляют ОРД.

К субъектам осуществляющими ОРД, помимо вышеизложенных, относятся так же должностные лица оперативно-розыскного органа и оперативник, который является основным лицом, непосредственно осуществляющим ОРД.

Должностное лицо — это лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию реализует функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД или контроля и надзора за ней.


Должностное лицо, участник ОРД, при исполнении своих служебных обязанностей является представителем власти и находится под защитой государства, а его деятельность носит публичный характер, так как он защищает человека, общество и государство от преступных посягательств (как непосредственно, например оперативник, так и опосредованно, в частности судья, который дает санкцию на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан).

Под представителем власти в ОРД понимают человека, который наделен властными полномочиями, включая право принимать решения и совершать действия, обязательные для физических и юридических лиц, в том числе не находящихся в его непосредственном или прямом подчинении.

Эти властные полномочия могут применяться как постоянно (например, кадровым оперативникам сотрудником уголовного розыска), так и временно либо по специальному полномочию. Последнее означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него федеральным законом (например, стажеры органов милиции, и т.п.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, а равно правомочным на то государственным органом или должностным лицом.

Все должностные лица, являясь участниками ОРД, обладают соответствующими правами и несут вполне определенные обязанности, которыми они наделены для выполнения своих функций.

Наиболее общая классификация предусматривает их градацию на две группы: осуществляющих ОРД и контролирующих либо надзирающих за ней.

В первой группе различают должностных лиц, которые полномочны осуществлять ОРД:

а) в полной мере. Прежде всего ими являются штатные (кадровые) оперативники, которые работают с лицами, оказывающими содействие ОРО;

б) не в полной мере, или частично. К ним относятся: штатные (кадровые) сотрудники оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений ОРО; внештатные оперативники; следователи; должностные лица — органы дознания; операторы связи.

Следователь — должностное лицо, на которое уголовно-процессуальным законом возложено производство предварительного следствия, которое проводят следователи прокуратуры, ОВД, органов ФСБ России.

В ОРД следователь полномочен: давать ОРО поручения, которые могут выступать в качестве юридического основания для проведения ОРМ (при условии, если они даны по уголовным делам, находящимся в производстве следователя); руководить следственно-оперативной группой (участвовать в ней); давать уголовно-правовую оценку оперативной информации, и др.