Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей составляющей в процессе обновления и улучшения всей системы Российской Федерации, является, в первую очередь, совершенствование механизма государственной власти. Абсолютно новым элементом здесь является использование местного самоуправления как элемента гражданского общества.

Особая актуальность этой проблемы на современном этапе определяется следующими обстоятельствами:

1) необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, которая все чаще возникает из-за противоречий между политическим центром и интересами регионов на основе неэффективности существующей системы политической власти, в которой роль местных управленческих структур;

2) разработка региональной политики;

3) формирование новой правоохранительной структуры местных органов власти.

Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ. Данной целью обусловлены следующие задачи:

– Рассмотреть реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности;

– Исследовать становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации;

– Изучить правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации;

– Проанализировать современное состояние и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Объект исследования - местное самоуправление в Российской Федерации.

Предмет исследования - становление местного самоуправления в Российской Федерации.

Методы исследования: диалектический метод познания, ретроспективный анализ теоретических положений; общенаучный метод: анализ, синтез, комплексный и др.

В настоящее время, данному вопросу уделяется все большее внимание. Данному вопросу посвящены работы таких ученых, как: Баранов А.В., Братановский С.Н., Горбунов А.П., Иванова Н.М., Ковалева Н.Н., Колоткина О.А., Наумов С.Ю., Смирнов В.Э. и другие.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.

1. История развития местного самоуправления в России


1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности

Формирование и развитие местного самоуправления в России требует теоретического понимания этих процессов в юридическом аспекте.

Существование ранней модели самоуправления, которая была сформирована в территориальном и экономическом сообществе и наличие семейных связей, была характерна для старого российского государства. Местное самоуправление проявлялось в форме промышленных и территориальных сообществ.

Форма местного самоуправления была первой племенной, а затем прямой представительной демократией.[4, c. 88]

Судебник 1550 года укрепил государственную власть и привел к возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное правительство от государства. [9, c. 43]

Наиболее значимыми были Земская в 1864 году и Городская в 1870 году реформы.

Система земств была основана на всеведении, но критерий был выдвинут на квалификацию собственности.

Районный Совет имел экономическую независимость. Земская организация, не являясь государственной структурой, была наделена правом вносить резолюции для населения, взимать налоги с различных видов сборов. Однако, создав земское самоуправление, правительство ограничило свою независимость, выпустив различные законы и объяснения, которые увеличивают зависимость земств от бюрократии.[17, c. 36]

После февральской революции 1917 года Временное правительство расширило полномочия провинциальных властей, которым были предоставлены более широкие полномочия местного самоуправления в Российской Федерации.

Местное правительство было ликвидировано очень быстро. Замена земства должна была стать новым самоуправлением, которое было Советом. Наконец, и в соответствии с законом передача всей власти Советам подтвердила II съезд Советов.

В своем обращении к населению Ленин писал: «Товарищи! Помните, что вы сейчас управляете государством. [11, c. 17]

Никто не поможет вам сейчас, если вы не объединитесь и не возьмете все дела государства в свои руки.

Отныне, органы государственной власти, авторитетные, принимающие решения органы».

Принцип единства системы Советов как органов государственной власти, где местные советы и их исполнительные комитеты выступали в качестве местных органов государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного управления, был заложен в основу организация власти в этой области. [14, c. 94]


Таким образом, сформировалась единая государственная советская система управления. [5, c. 67]

В первые годы Советской власти административно-территориальное деление страны на провинции, уезды и волости сохранилось. Высшим органом местного самоуправления были съезды Советов (областные, районные, волостные), а также городские и сельские советы.

Были проведены прямые выборы в сельские и городские советы. Эти Советы были непосредственно избраны населением.

Деревенский совет состоял из Председателя и Секретаря и избрался жителями деревни редко, но мог быть назначен волостным исполнительным комитетом.

Городские советы были сформированы на производственной основе, то есть путем выборов на фабриках или через профсоюзы одного заместителя от тысячи человек, в которых было не менее пятидесяти или более тысяч членов.

Нынешняя работа выполнялась исполнительными комитетами, которые были исполнительными и административными органами. Исполнительные комитеты были высшими органами власти, которые держали в своих руках управление всеми аспектами общества.

Годы гражданской войны оставили свой след в процессе формирования демократических форм правления. [6, c. 48]

В этих условиях была создана жесткая централизованная административная и полицейская система управления, которая позволила большевикам выжить на войне.

После гражданской войны право рабочих на участие в правительстве постепенно восстанавливалось.[22, c. 28]

В 1925 году было принято Постановление «о городском совете», согласно которому городской совет является высшим органом в городе.

Таким образом, предоставление местным властям в этот период относительной независимости при решении местных вопросов одновременно с приемом частного капитала решало проблему быстрого восстановления страны после гражданской войны.[21, c. 71]

К началу 30-х годов становится ясно, что местная власть не подчиняется Центральному правительству и восстанавливает государственную собственность, и поэтому в 1933 году приняла новую должность «О Совете».

Централизованный контроль над колхознойсовхозой в этот период ослабел, произошла реорганизация управления.

Конституция 1977 года в преамбуле закрепляла положение «о развитом социализме» и открыто одобряла власть партийно-бюрократической. Согласно этой Конституции, основой местного самоуправления и управления были советы депутатов трудящихся.

Таким образом, организационным принципом построения и функционирования местных органов был демократический централизм, согласно которому высшие Советы управляли деятельностью низших Советов. [16, c. 36]


Реальная власть на земле находилась в руках партийных органов, и их воля, как вы знаете, выполняла Совет. Местные советы были зависимы от исполнительных органов, поэтому мы можем сделать вывод о несовершенстве системы Советов.

Таким образом, принятие закона СССР «Об общих принципах местного самоуправления и местной экономики в СССР» от 9 апреля 1990 года было решающим с точки зрения процесса реформирования местных органов власти.

1.2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации 1993 года [1]определила концептуальные основы создания новой системы местного самоуправления, выделила местное самоуправление как самостоятельную форму реализации власти народа. [18, c. 94]

Структура органов местного самоуправления с учетом местных особенностей и традиций может быть различными организационными формами местного самоуправления. Это связано с множеством различий в распределении полномочий между органами местного самоуправления, созданными для их реализации.

Указы Президента, разработанные на основе Конституции, Федеральный закон от 28.08.1995 №151-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» [2]был переход от советской системы местного самоуправления к системе муниципального управления.

Муниципальная реформа в стране была чрезвычайно сложной и противоречивой.

Несомненный успех в области становления организационно-правовой базы местного самоуправления противопоставляется почти полным нерешенным экономическим вопросам.

Ситуация усугубляется низким уровнем штатов местных органов власти. Значительная часть муниципальных служащих не имела достаточного уровня знаний, необходимых навыков в системе муниципального управления.

В качестве реакции на эти негативные тенденции, 6 октября 2003 года был принят новый вариант Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Этот закон был подготовлен по инициативе Президента Российской Федерации Владимир Путин и, наконец, вступил в силу 1 января 2006 года. Его принятие еще раз подтвердило, что путь социально-экономического и политического возрождения России заключается в развитии крупных городов и небольших поселений, формировании устойчивых традиций самоуправления.


Однако даже на стадии разработки нового закона о местном самоуправлении была подвергнута серьезная критика.

Они критикуются учеными - за противоречие с некоторыми положениями, которые приводят к возникновению многочисленных правовых конфликтов. [13, c. 75]

Главы муниципалитетов за то, что закон заставляет их выбирать между политической и экономической деятельностью, что делает невозможным объединение функций представительской и исполнительной власти в одном лице.

Губернаторов и президентов республик - за то, что у них есть дополнительная проблема в виде массы новых муниципалитетов.[20, c. 84]

Организационные формы местного самоуправления в России основаны на нескольких возможных комбинациях трех традиционно стабильных элементов системы местного самоуправления и управления: представительный орган, исполнительный орган и высокопоставленный чиновник.

Эти организационные формы определяются:

  1. способы вступления в должность старшего должностного лица;
  2. распределение полномочий между различными органами местного самоуправления;
  3. порядок осуществления взаимодействия между местными органами власти.

На основе основных организационных форм местного самоуправления можно строить смешанные модели в зависимости от местных условий, а также определять структуру организации местного самоуправления в определенном муниципалитете.

Выбор конкретных моделей местного самоуправления зависит от условий, в которых он осуществляется.

Анализ положений о местном самоуправлении, принятых на федеральном уровне, показывает, что отправной точкой для формирования российской системы местного самоуправления было в 2003 году. [7, c. 103]

Анализируя историю местного самоуправления в России, мы можем какие принципы должно выполнять местное самоуправление.

В частности, на основе положений Конституции Российской Федерации некоторые российские ученые считают, что местное самоуправление является основополагающим принципом осуществления власти. [19, c. 99]

Признание местного самоуправления как одной из основ конституционного строя, конституционный принцип организации и реализации власти в обществе и государстве предполагает создание децентрализованной системы управления, консолидацию других основ отношений федерального государства власти, органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления.

Не менее распространенным в научном сообществе является мнение, что местное самоуправление означает право граждан, населения определенной территории на самоопределение местных проблем.