Файл: Государственные и муниципальные услуги: понятие, принципы оказания, виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 1209

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Через систему общественных благ и услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием государственных и муниципальных услуг является важнейшей составной частью управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.

По свидетельству международных экспертов, по качеству предоставления государственных и муниципальных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. При оказании некоторых услуг взаимодействуют несколько органов власти, а отсутствие взаимодействия увеличивает срок предоставления услуги. Уровень использования современных информационных технологий недостаточен для эффективной деятельности органов государственной и муниципальной власти.

Для решения проблем, связанных с системой государственного управления в России, была начата административная реформа. Важной частью ее осуществления является организация многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). МФЦ – это учреждения, осуществляющие взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, функции по информированию граждан и организаций, по приему и выдаче документов для получения услуг в режиме «одного окна».

Цель работы – исследовать государственные и муниципальные услуги и разработать рекомендации, направленные на совершенствование процесса их оказания.

Задачи работы:

  • провести историко-правовой анализ предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • рассмотреть предоставление государственных и муниципальных услуг через многофукциональные центры;
  • провести исследование государственных и муниципальных услуг (на примере Кировской области);
  • дать оценку качества государственных и муниципальных услуг;
  • определить пути развития государственных и муниципальных услуг.

Объектом исследования являются государственные и муниципальные услуги.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе оказания государственных и муниципальных услуг (на примере Кировской области).


Теоретической основой исследования является совокупность научных представлений, концепций, теорий отечественных и зарубежных ученых в области государственного и муниципального управления, труды ученых, раскрывающие вопросы теории и практики формирования системы государственного и муниципального управления.

В методологическом плане исследование опирается на системно-структурный, причинно-следственный, ситуационный анализ.

Информационную базу исследования составили законодательные, нормативно-правовые акты РФ, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов в субъектах РФ; ресурсы сети Интернет (научные публикации и практические материалы, статистические базы данных, официальные сайты правительственных органов РФ, регионов, муниципальных образований, исследовательских организаций).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

1.1. Историко-правовой анализ предоставления государственных и муниципальных услуг

При изучении истории государственного управления, зачатки государственных услуг можно найти практически во всех обществах. Так, в Древнем Китае в ведении государства находились ирригация, искусственные каналы, безопасность и общественные запасы зерна[1]. Во времена империи инков в Южной Америке государство обустраивало дороги и водоснабжение. На примере Римской империи гражданам предоставлялись пенсии и театры. Тем не менее, благодаря процессу интернационализации государственные услуги в современных развитых государствах берут начало из опыта европейских стран. Таким образом, представляется логичным подробнее рассмотреть процесс становления государственных услуг в Европе и проследить трансформацию роли в этом государства.

В европейских государствах существование публичных услуг известно со времен Средневековья, основным производителем которых являлось, особенно на начальном этапе, не столько государство, сколько власть общины. Так, в определенном смысле одним из прародителей государственных услуг в средневековой Европе является баналитет (от французского banal – принадлежащий сюзерену). Суть баналитета заключалась в наделении исключительным правом иметь в собственности имущество (печь, мельница) у сеньора. За пользование данной собственностью он взымал с крестьянина определенную плату в виде денег или части продукта. Вместе с тем сеньор был обязан предоставлять на своей территории мельницу и другую общественно-полезную инфраструктуру. В связи с этим можно провести параллель с современными государственными услугами.


Следующим этапом эволюции публичных услуг в средневековой Европе можно считать образование городских общин, при расширении торговли происходило образование городов. Так на смену сеньорам приходят городские власти, однако принцип социальной организации не меняется. Помимо монополии на печи и мельницы, городские власти закрепили за собой исключительное право на предоставление образовательных услуг, осуществление строительства и ремонта укреплений обеспечение наблюдения, патрулирования и обороны города. С XV века в королевских ордонансах Франции появляется термин «полиция», а в XVIII веке институт полиции расцветает и расширяет функции своей деятельности.

В XVIII и XIX веках в связи с развитием техники появляется новая транспортная и коммунальная инфраструктура, которая начинает развиваться как частное предприятие, а в дальнейшем переходит под управление публичных властей. В данный временной период появляется термин «публичные услуги», но на этом этапе он подразумевает любые общественно-полезные занятия. Например, во Франции в это время в понятие «публичные услуги» включались церковная, почтовая службы, а также деятельность, совершаемая на благо общества.

На протяжении XIX веке старая система была практически полностью заменена на новую – систему государственного владения и предоставления услуг, в это время появились государственные услуги, представляющие собой современное понимание. Государственные и муниципальные органы власти выкупали существующие коммунальные, транспортные и иные предприятия, с целью эффективного и рационального использования, создавая более благоприятные условия для рабочего класса. Таким образом, направление изменений существующей инфраструктуры было направлено на благо населения. Такие изменения положили начало тенденции социализации государственных услуг в европейских странах, которая продолжилась и в начале XX века. Обязательное государственное образование стало развиваться в европейских странах, а также в Северной Америке и в Японии. Публичная власть осуществляла функцию контроля воздушных передвижений, от лица государства распространялись услуги медицины, транспортные предприятия и аэропорты.

После Второй мировой войны многие европейские страны были разрушены и требовали восстановления. При центральном участии государства восстанавливали инфраструктуру страны Восточной и Западной Европы. Социальные службы были реформированы и носили всеобщий характер. Соединенное Королевство Великобритании и Северная Ирландия отменили плату за получение среднего образования, оно стало обязательным и осуществлялось на безвозмездной основе всем детям до 15 лет. Также во всех регионах Соединенного Королевства в 1946-1948 гг. была создана Национальная служба здравоохранения. Основным принципом службы стало всеобщее обслуживание, бесплатное для каждого гражданина страны, которое финансировалось за счет государственной системы налогообложения и государственному страхованию. Больницы были национализированы, персонал перешел на государственную службу. В результате реформы Великобритания стала примером как равного социального обеспечения со стороны государства, так и осуществление эффективной государственной услуги гражданам.


Развивающиеся страны, которые получили постколониальную независимость после Второй мировой войны, также взяли курс на реформирование государственного и социального секторов. Реформирование осуществлялось «за счет национализации промышленности, а также за счет развития и совершенствования государственных услуг»[2]. В течение 50 лет развивающиеся страны добились существенных улучшений в области образования, медицины, на которые промышленно развитым странам потребовалось больше времени и усилий. Самые значительные достижения в этих областях наблюдались в тех странах, которые пошли по пути развития государственных услуг, финансируемых за счет государства, а также к которым имели доступ все граждане независимо от статуса и материального положения.

На примере европейских стран отслеживается роль государства, трансформирующегося в процессе эволюции государственных услуг. Начальным представлением услуг являлась концепция «полицейское государство», для достижения социального баланса использовался метод нормотворчества, само же государство выступало в роли надсмотрщика за исполнением им же созданных предписаний. Постепенно внутренняя политика зарубежных стран становилась социально направленной, появился новый способ достижения равновесия в обществе – государственные услуги. Описываемые услуги публичного характера возникли на региональном уровне и с течением времени сформировались в одну из основных функций современного демократического государства, доминирующая концепция так называемого «сервисного государства»[3].

Для того, чтобы выявить основные тенденции развития государственных услуг в зарубежных странах, необходимо, прежде всего, определиться с терминологией, принятой в иностранной литературе – таблица 1.

Государственные услуги в зарубежных странах имеют тенденцию развития и совершенствования данного процесса. Как отмечал знаменитый французский исследователь в области административного права Р. Драго, «администрация находится в состоянии постоянной реформы, что является признаком ее здоровья». Следовательно, реформирование деятельности предоставления государственных услуг продолжается на протяжении всей истории существования данного института. Однако анализ зарубежного опыта позволяет выделить основные тенденции развития государственных услуг в зарубежных странах: стремление к открытости; повышение качества; повышение гибкости; расширение числа провайдеров; переход на современные информационные технологии.


Таблица 1

Термины обозначения государственных услуг за рубежом

Термин

Обозначение

«Service public» - «публичная услуга» (французские источники)

Услуги, предоставляемые государством и муниципальными органами власти, органами власти субъектов федерации, а также иными организациями, регулируемыми и финансируемыми за счет государства и направленными на удовлетворение общественного интереса.

«Government service» - «государственная услуга» или «услуга правительства (исполнительной власти)» (англоязычная литература)

Применяется редко, подчеркивает, что услуга предоставляется именно государственным, а не иным органом власти.

«Services of general interest» - «услуги общего интереса»

(документы Европейского Союза)

Официальный сайт Европейской конфедерации профсоюзов определяет, что «публичные услуги» удовлетворяют повседневные потребности человека и необходимы для его благополучия.

«Urban governmental services» - «городские государственные услуги»

(законодательные акты

США)

В законодательстве штата Вашингтона под городскими услугами понимаются публичные услуги и удобства, которые исторически типичны для городов. В городе существуют особенности, связанные с большой плотностью населения и соответственно с большим объёмом необходимых услуг.

Одной из важнейших тенденций в области совершенствования государственных услуг выступает стремление к их открытости. Это означает, в первую очередь, «полную и доступную информацию обо всех сферах деятельности государственных органов, обо всех возможных способах взаимодействия с гражданами, а также включает в себя возможность граждан влиять на качество и объем оказываемых услуг»[4]. Таким образом, потребитель государственной услуги должен иметь возможность не только получить услугу, но и обратиться к государственным органам с предложением, жалобой или за разъяснениями.

Второй тенденцией совершенствования государственных услуг за рубежом является повышение качества. Для достижения данной цели применяются различные методы, например, разработка и введение стандартов качества, а также постоянный контроль их соблюдения. Так, наличие стандартов – выступает важнейшим условием предоставления качественных государственных услуг, их соблюдение позволяет повысить эффективность таких услуг и удовлетворенность потребителей, а также облегчает процесс обслуживания.