Файл: Понятие и структура оперативно-розыскной деятельности (Понятие и структура оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в двух формах: гласно и негласно. При этом значительная часть деятельности составляет государственную тайну. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», сведения о планах, источниках, силах, средствах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, составляют государственную тайну. Государственную тайну составляют также сведения об организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о методах и средствах защиты секретной информации, а также иные сведения.

Синтезировав изложенное, полагаем целесообразным изменить формулировку статьи 1 Закона об ОРД, раскрывающей понятие оперативно-розыскной деятельности, приведя в соответствие с этим же Законом. По нашему мнению, статья 1 Закона должна быть сформулирована так: «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных, предусмотренных настоящим Федеральным законом целях». Исключение фразы «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий» обусловлено тем, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только посредством названных мероприятий.

Как уже отмечалось, проведение оперативно-розыскных мероприятий является частью оперативно-розыскной деятельности, т. е. оперативно-розыскная деятельность и оперативно-розыскные мероприятия соотносятся друг с другом как целое и часть. Оперативно-розыскные мероприятия входят в структуру оперативно-розыскной деятельности, проводятся в соответствии с ее целями и задачами; регламентируются законодательством оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим на оперативно-розыскные мероприятия полностью распространяются принципы, задачи, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности.

Вместе с тем, оперативно-розыскные мероприятия являются самостоятельной частью оперативно-розыскной деятельности. Самостоятельность выражается в совокупности признаков, позволяющих отличить эту часть деятельности от других.


Многие другие части оперативно-розыскной деятельности нашли своих исследователей. Например, информационное обеспечение деятельности профессионально и подробно рассматривает В. Ю. Голубовский[3], содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, тщательно исследуют А. В. Федоров и А. В. Шахматов[4]. Оперативно-розыскные мероприятия также нуждаются в научном осмыслении, теоретическом обосновании концепции правового регулирования. Разрешить такую задачу мы хотим в дальнейших научных изысканиях.

Прежде всего остановимся на правописании основных терминов. В 1998 году специалисты Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук подготовили для Главного государственно-правового управления Администрации Президента Российской Федерации заключение о правописании словосочетания «оперативно-розыскная деятельность». По мнению ученых, приставка раз-/роз-/ рас-/рос- пишется с буквой «о» только под ударением, без ударения в ней пишется буква «а». В качестве примера приводится написание слов: россыпь, но рассыпать и рассыпной; розданный, но раздать. В заключении отмечается: «К этой приставке не применимо общее правило, требующее писать на месте безударного гласного ту букву, которая обозначает звук, слышащийся под ударением. Поэтому в данном случае не действует ссылка на слово розыск – юридический термин, обозначающий определенные действия следственных и оперативных органов и сами эти органы (ср. уголовный розыск), как бы оно ни было близко связано со словом розыскной в таких его употреблениях, как например, розыскная или оперативно-розыскная деятельность. Кстати, лингвистический анализ показывает, что розыскной образовано не от слова розыск, а от глагола розыскать-розыскивать…. Да и по своему значению слово розыскной связано не только с юридическим понятием расследования, оно употребляется шире: так, специальные разыскные (или служебно-розыскные) собаки предназначены, в частности, разыскивать людей под завалами в чрезвычайных ситуациях»[5].

На основании этого специалисты пришли к выводу, что принятое ранее написание розыскной (через букву «о») противоречит современным орфографическим нормам и указали на необходимость перехода к написанию с буквой «а» слова разыскной и производных от него слов: оперативно-разыскной, следственно-разыскной, разыскник. Правда, в заключении отмечено, что с конца XVIII века и до 30-х годов XX века слово разыскной вышло из активного употребления, а в дальнейшем употреблялось через букву «о».


У нас не вызывает сомнения обоснованность и правильность заключения ученых по правописанию слова «розыскной», однако пока изменения его правописания не произошло, поэтому необходимо сказать следующее.

С 30-х годов XX века и по настоящее время сложилась практика написания слова «розыскной» через букву «о». К такому его написанию привыкли теоретики и практики. Более того, с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и других нормативных актов написание данного слова через букву «о» фактически закреп лено законодательно. Изменение правописания данного слова может быть расценено юристами как появление нового термина, что лишь добавит противоречий в наши законы. В связи с этим, а также учитывая, что в изменении правописания этого слова нет острой необходимости, считается целесообразным правописание слова «розыскной» не менять (возможно, в виде исключения из правила). Соответственно, писать: «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-розыскные мероприятия».

В заключение можно сказать, что оперативно-розыскная деятельность – вид государственной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных, предусмотренных законом целях. Структура оперативно-розыскной деятельности состоит из нескольких частей, предусмотренных Законом об ОРД.

Одной из составляющих оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия.

1.2. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность, как и деятельность уголовно-процессуальная, предназначена для целенаправленной защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

Цели ОРД - указаны в ст. 1 ФЗ об ОРД. Ими является защита от преступных посягательств объектов, указанных в ФЗ об ОРД (жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность, обеспечение безопасности общества: и государства от преступных посягательств).

Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов зашиты. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Конституции), реальным содержанием.


Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.

С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются рапным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г.» «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем, под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Задачи являются производными от целей и в то же время раскрывают основные направления ОРД в их достижении. Они конкретизируют основное содержание назначения данного вида оперативной деятельности.

Статья 2 Закона об ОРД определяет следующие задачи ОРД:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности;

– установление имущества, подлежащего конфискации.

Указанные в Законе задачи образуют единую систему, в которой все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и определяют, в свою очередь, внутреннюю организацию ОРД (субъектов ОРД, их права и обязанности, ОРМ, правовую регламентацию и т.д.) для их решения.

В связи с этим следует иметь в виду соотношение указанных задач с задачами и функциями субъектов ОРД (ст. 13), которые закреплены в соответствующих законах с определением нормативно-правового статуса субъектов.

Так, к числу задач оперативно-розыскных органов полиции относятся, прежде всего, задачи, закрепленные в ст. 2


Закона о полиции. Это предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также похищенного имущества.

В Законе о полиции сформулирована задача о добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности. Данная задача концентрирует внимание на обеспечении в целом национальной безопасности России, составляющими которой и являются государственная, военная, экономическая и экологическая безопасность. ОРД рассматривается как реальное средство защиты (обеспечение безопасности), для устранения или предотвращения появления конкретной, зачастую скрытой угрозы национальной безопасности. ОРМ направлены, прежде всего, на "добывание информации, создающей угрозу" национальной безопасности, т.е. проведение в первую очередь разведывательно-поисковых мероприятий.

Основные направления обеспечения национальной безопасности конкретизируются в специальных нормативных правовых актах – в законах о безопасности, о ФСБ, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

Поэтому в Законе о полиции четко прописано, что органы, осуществляющие ОРД, решают указанные задачи в пределах своих полномочий, и не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом.

Суть содержания этих задач состоит в следующем.

Выявление преступлений и установление лиц, к ним причастных, осуществляется гласно и негласно всем комплексом ОРМ, указанных в законе (ст. 6 Закона об ОРД). Это важнейшая функция оперативно-розыскных подразделений. Без деятельности по "выявлению" и "установлению" невозможно продвижение по пути предотвращения, пресечения, раскрытия и т.д. Законодатель акцентирует именно данный признак задач ОРД, подчеркивая тем самым главную черту ОРД – ее разведывательно-поисковую сущность. Этим она особенно отличается, как самостоятельный и уникальный вид деятельности.

Выявление преступлений осуществляется с учетом специфики совершаемых деяний – общеуголовных, экономических, в налоговой сфере и т.д. Если отдельные виды преступлений очевидны с точки зрения совершения самого факта (события) – кражи, грабежи, разбойные нападения, – и необходимо установить лиц, их совершивших, то другие виды, совершаемые в сфере экономики, нередко связанные с коррупцией, взяточничеством, требуют большой разведывательной работы по выяснению как механизма его совершения, так и нередко большого круга соучастников.