Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Предмет и метод предпринимательского права).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Предмет, метод и принципы предпринимательского права
1.1 Предмет и метод предпринимательского права
1.2 Понятие и признаки предпринимательской деятельности
1.3 Принципы предпринимательского права
1.4 Система предпринимательского права
ГЛАВА 2 Источники предпринимательского права
2.1 История становления предпринимательского права
2.2 Понятие и виды источников предпринимательского права
2.3 Сущность и виды предпринимательских правоотношений
ГЛАВА 3 Субъекты предпринимательского права
3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательское право – одна из учебных дисциплин в современном российском правоведении, в нынешних экономических условиях и, в частности, предпринимательской деятельности. Именно поэтому «Предпринимательское право» представляет учебную дисциплину, предусмотренную государственным образовательным стандартом.
Вопрос о месте предпринимательского права в отечественной правовой системе весьма неоднозначен. В силу различных подходов к определению предпринимательского права различаются и рабочие программы.
В определенной степени информация, которая предоставляется по теме предпринимательское право, важно обратить внимание на проблемы, стоящие перед практикующими бизнесменами и юристами в реальных условиях предпринимательской деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно–правовых форм, основанных на различных видах частной собственности, вследствие чего возник такой вид деятельности, как предпринимательство. Предпринимательство отличается свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений.
Цель курсовой работы заключается в глубоком изучении данного предмета, определяющим результаты и эффективность развития страны и общества в целом, для создания и развития коммерческих организаций.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику методов, принципов и предмет правового регулирования предпринимательского права;
- формулировка основных понятий, касающихся темы предпринимательское право;
- раскрыть отношения предпринимательства и их правовое регулирование;
Объект исследования – принципы и методы предпринимательского права.
Предмет исследования – являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных авторов.
ГЛАВА 1 Предмет, метод и принципы предпринимательского права
1.1 Предмет и метод предпринимательского права
Предпринимательское право РФ представляет собой комплекс нормативных положений. Они различны по своей направленности и характеру. Эти положения сгруппированы по институтам. Существующие виды предпринимательского права содержат нормы, разделенные на категории в соответствии со своими задачами. Так, например, выделяют институт приватизации и разгосударствления, банкротства, регулирования качества услуг и товаров.
Существующие[1] в настоящее время юридические институты регламентируют предпринимательские правоотношения субъектов друг с другом, предприятий с государством и населением. Работа хозяйствующих обществ осуществляется в соответствии с различными нормами. Они носят административно-правовой, финансовый и иной характер. Посредством положений регламентируются вопросы внешней торговли, развития конкуренции, приватизации и пр. В рамках экономической сферы работает и гражданско-правовой механизм. Он обеспечивает защиту имущественных интересов участников рынка.
Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.
Предмет предпринимательского права – это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.
Подразделяется на 2 вида:
- горизонтальные – отношения «предприниматель – предприниматель»;
- вертикальные – отношения «предприниматель – орган управления».
В предмет предпринимательского права входят:
- профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
- отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;
- предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
- хозяйственно – правовое регулирование предпринимательской деятельности;
- государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В предмет предпринимательского права также входят отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли.
Например:
- отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя),
- лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства,
- по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности,
- по правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг,
- правовому регулированию ценообразования и т д.
В предпринимательском праве за основу берется понятие «хозяйствующий субъект» – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», например, некоммерческая организация – учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, т. е. можно купить у общества с ограниченной ответственностью товары.
Нормы[2] предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль права - предпринимательское право.
Виды хозяйственных норм:
- Регулятивные;
- Правоохранительные.
Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер.
Главными условиями развития предпринимательства являются:
- многообразие форм собственности;
- право на занятие предпринимательской деятельностью;
- свобода на труд.
Метод предпринимательского права – представляет совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.
Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:
- императивный метод – метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги;
- диспозитивный метод – предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон).
Каждая отрасль права имеет свои определенные методы правового регулирования, которые определяются спецификой общественных отношений с учетом следующих компонентов:
- характер положения участников правоотношения;
- порядок установления прав и обязанностей;
- особенности состава юридических фактов, влекущих правоотношения;
- специфика юридической ответственности.
В предпринимательском праве закреплены возможные способы воздействия с целью выполнения норм права:
- гражданско – правовой, основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования;
- административно-правовой исходит из неравного положения сторон, т.е. отношений власти и подчинения.
Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения и его специфика зависят от объема правового воздействия.
Властные предписания в большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов по отношению к другим участникам предпринимательских отношений.
В предмет предпринимательского права входят:
- горизонтальные (отношения равенства);
- вертикальные (отношения типа «управление – предприниматель»), поэтому при регулировании хозяйственно – правовых отношений используются и императивные и диспозитивные методы правового регулирования.
Методы правового регулирования:
- Обязательные предписания применяются, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.
С их помощью императивные нормы права устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательских правоотношений.
Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т. д.;
- Рекомендации – в этом случае одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;
- Согласования – при этом субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;
- Запреты – ограничивают определенные действия хозяйствующих субъектов, например в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены запреты на недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;
- Автономные решения – заключается в том, что правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности) устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними.
1.2 Понятие и признаки предпринимательской деятельности
Под[3] предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ.
Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законом порядке.
Решение заниматься предпринимательской деятельностью не может быть навязано извне и является свободным волеизъявлением. Результаты деятельности, успешные или приводящие к негативным последствиям, зависят в основном от действий субъекта, умения реагировать на изменения условий деятельности.
Контроль предпринимательской деятельности осуществляется государственными органами путем предоставления субъекту права заниматься данной деятельностью и осуществления проверок за соблюдением им положений, определенных законодательством.
Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности:
- Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:
- доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;
- размеры прибыли;
- получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.
- Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:
- организационная самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);
- имущественная самостоятельность – наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск – (от лат. «risco» – «отвесная скала») – вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.