Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Предмет и метод предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 17 веке торговое и купеческое сословие выделилось в особую группу посадских или городских людей. Самые крупные предприниматели получали от царя звание «гостя». Оно считалось самым престижным и почетным. Чтоб получить это звание, купец должен был иметь не менее 20 тысяч оборот.

Вместе со званием они освобождаются от выплаты подчин, занимали высокие финансовые должности, и получали право покупать вотчины.

Из Москвы в это время брали начало торгово–предпринимательские основные пути:

  • Беломорский;
  • Смоленский;
  • Поволжский;
  • Украинский;
  • Сибирский;
  • Новгородский.

В эпоху Петра первого были созданы лучшие качества и условия для расширения и развития русского предпринимательства. Ученые и историки утверждают, что своими реформами Петр впервые открыл дорогу инструментальному предпринимательству. Также отметим, что большая часть купцов и предпринимателей того времени были бывшие крестьяне. Среди них такие предприниматели как Прохоровы, Морозовы, Грачевы.

Уже в эпоху Екатерины II была отменена необходимость получать «разрешительные указы» для открытия предприятия и его устройства. Также Екатерина II отменяет монополии и вводит полную свободу торговли. И наконец в 1785 году российское предпринимательство получает от нее долгожданную жалованную грамоту. Связи с чем сильно возвышается их служебное положение.

По этой грамоте всех купцов разделили на 3 гильдии. К первой группе, т.е. гильдии относились: купцы – которые имели капитал около 10 тысяч рублей. Ко второй группе – купцы с капиталом 5-10 тысяч рублей. Третья гильдия – от 1 до 5 тысяч рублей капитала.

Великие реформы Александра II 60-70-ых годов 19 века разделили историю российского предпринимательства на две части:

  1. Дореформенный;
  2. Пореформенный периоды.

Пореформенный период, продлившийся до 1913 г., называют золотым веком предпринимательства.

В общем достижения русского предпринимательства до конца 19 века были просто удивительны. Но все изменилось после 1917 года. Новый этап в история предпринимательства в России начался в 1992 г. Это было началом государственного предпринимательства в России.

Правительство провозгласило переход к рынкам. Сейчас государство активно занимается предпринимательство, т.е. оно контролирует предпринимательство. От него во многом зависит развитие России. Такова краткая история предпринимательства в России.


2.2 Понятие и виды источников предпринимательского права

Термин[9] «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

  1. Нормативно-правовой акт;
  2. Обычай делового оборота;
  3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Нормативный правовой акт является[10] основным источником права в Российской Федерации.

К ним относятся:

  1. Конституция РФ, которая:
  • закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.
  • устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц;

  • закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 – 73).
  1. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.
  2. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:
  • федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности;
  • федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка;
  • федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов;
  • федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;
  1. Подзаконные акты:
  • указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);
  • постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.);
  • нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);

  1. Нормативные правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
  2. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.
  3. Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ).
  4. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:
  • Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
  • Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
  • Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
  • Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
  • Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

2.3 Сущность и виды предпринимательских правоотношений

Под[11] предпринимательскими правоотношениями понимаются – урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно–имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает правоотношение.


В предпринимательских отношениях объектом может быть товар, работа, услуги и т.д.

Субъекты правоотношения – это конкретные его участники, наделенные взаимными правами и обязанностями.

Содержание правоотношения включает в себя субъективные права и юридические обязанности.

Права всегда субъективны, т.к. носят диспозитивный характер, и их использование зависит от воли субъекта. Обязанности, как правило, закреплены либо в нормативном правовом акте либо в договоре.

Права и обязанности в конкретном правоотношении всегда взаимосвязаны. Если у одного субъекта возникает какое–либо право, то у его контрагента появляется соответствующая обязанность.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • абсолютные вещные правоотношения;
  • абсолютно–относительные вещные правоотношения;
  • абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  • неимущественные предпринимательские правоотношения;
  • хозяйственные обязательства.

К[12] абсолютным вещным правоотношениям – относится право собственности, которое дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом.

Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

К абсолютноотносительным вещным правоотношениям – относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

Они являются абсолютно–относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

Абсолютные правоотношения – по ведению собственной хозяйственной деятельности складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения.

У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации.

Неимущественные предпринимательские правоотношения – складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др.


Хозяйственные обязательства – заключаются в том, что участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

  1. хозяйственно–управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
  2. внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
  3. территориально-хозяйственные отношения - отношения публичных образований между собой и с организациями;
  4. оперативно–хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.

Основанием возникновения, изменения или прекращения предпринимательских правоотношений является юридический факт.

Юридический факт – это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

По волевому признаку юридические факты подразделяются на действия и события.

Действия – факты, зависящие от воли и сознания людей.

В свою очередь они делятся на:

  • правомерные, т.е. соответствующие требованиям правовой нормы (например, заключение договора);
  • неправомерные, нарушающие предписания норм права (совершение правонарушения).

Правомерные действия в свою очередь подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты – это такие правомерные действия, которые субъект совершает с целью достичь определённой цели.

Юридические поступки – это такие правомерные действия, которые совершаются без определённой цели, либо имеют определённую цель, но в результате возникают непредусмотренные правоотношения.

Вывод: система формальных источников права постоянно усложняется, изменяется, усовершенствуется. В первобытных обществах, когда только зарождался раздел имущества, товарно–денежные отношения, регулирование экономических связей осуществлялось с помощью торговых обычаев. Развитие товарно-денежных отношений потребовало вмешательства государства в урегулирование разнородных частных и публичных интересов в виде установления формальных правил поведения, обеспеченных принуждением.