Файл: Особенности сервиса в гостинично-ресторанном бизнесе города (Сервисная деятельность как форма удовлетворения человеческих потребностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На протяжении всего жизненного цикла потребность современного человека основана на регулярном пользованием услуг. Сфера сервисного обслуживания занимает важное место в любой стране, она определяется правовыми, экономическими, социальными, культурными и другими условиями.

Рынок услуг представляет собой сложную систему, одной из самых основных задач является удовлетворение человека в любых сферах деятельности, в которых он так или иначе принимает участие. На сегодняшний день сервисная деятельность представляет собой услугу, удовлетворение человеческих потребностей в различных сферах повседневной жизни человека. Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. Все потребности можно подразделить на первичные и вторичные. Первичные потребности люди испытывают только при рождении, это удовлетворение физических потребностей. По мере становления и развития в обществе, человек испытывает вторичные потребности. И достигает полного удовлетворения при взаимодействии с обществом, стремление к комфортной жизнедеятельности

В современной России рынок услуг быстро развивающееся отрасль экономики, которая охватывает широкое пространство сервисной деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Основной задачей сервисной деятельности является удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей.

Актуальность данной работы не вызывает сомнения, так как в настоящее время растет роль сферы услуг, которая, в свою очередь, становится ведущим сектором народного хозяйства. Начало серьезного отношения к вопросам развития сервисной деятельности в нашей стране было положено в советское время. Превращение сферы обслуживания в самостоятельную отрасль народного хозяйства представлялось в то время как объективный процесс, обусловленный развивающимся разделением труда.

Индустрия гостеприимства является одним из перспективных направлений развития российской экономики. Формирование новой социально- экономической среды существенно изменяет положение и роль гостиничных структур в национальном хозяйстве России. Предприятия гостиничного комплекса являются сложным хозяйственным механизмом по производству и предоставлению услуг и включают в себя несколько разноплановых видов деятельности: размещение, питание, досуг и бытовое обслуживание и пр.

Целью работы является рассмотрение сервисной деятельности и особенностей развития сервисной деятельности в области гостиничных и туристических услуг.


Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть сервисную деятельность как форму удовлетворения человеческих потребностей;

- выявить особенности развития туристических услуг в России;

- проанализировать особенности развития гостиничных услуг в России.

- выявить особенности менеджмента в гостинице и роль службы по управлению персоналом в реализации функций менеджмента;

- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления менеджмента в исследуемой организации.

Исследование основывалось на аналитическом, статистическом методе сравнения. Эти методы неоднократно проверены на практике и оценены теоретиками.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволяют систематизировать и оценить возможности использования системных подходов для повышения эффективности работы организаций, создать философско-методологические основы для разработки методик принятия организационных решений и контроля для разных типов организаций, в зависимости от стоящих перед ними задач.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследования сервиса в гостинично-ресторанном бизнесе

1.1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения человеческих потребностей

Сервисные предприятия удовлетворяют потребности населения посредством предоставления услуг. Под «услугой» понимается работа, выполняемая для удовлетворения потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость. Особое внимание уделяется факторам, формирующим потребительский интерес. К таким факторам относятся: образ жизни, особенности использования товаров и услуг, демографический фактор [6, с. 375]

Современное общество потребителей в нашей стране вышло на такой этап развития, когда им становится важным не только факт оказания услуги, но и качество ее предоставления. Оно зависит от профессионализма исполнителя услуги.


Эффективность сервисной деятельности зависит от форм и методов обслуживания потребителей. Современные формы обслуживания приближают услугу к потребителю, сокращают время обслуживания и создают удобство потребления услуг. В настоящее время существует несколько форм обслуживания клиентов. К ним можно отнести: обслуживание клиентов в стационарных условиях или с выездом на дом, бесконтактное обслуживание или обслуживание с использованием обменных фондов товаров. [18, с. 792]

По мнению О.Н. Рябова, сервисная деятельность это деятельность по поводу производства, распространения, реализации, предоставления услуг, удовлетворяющих потребности человека, социальной группы или общества в целом. Сервисная деятельность, как и любая другая разновидность человеческой активности, происходит во времени и имеет длительность [10, с. 60].

В системе социального подхода к исследованию сервиса в статье предлагаем ориентироваться на клиента. Предлагается рассмотреть услуги по классификации ВТО, в которой выделяется более 150 видов услуг, систематизированных по следующим параметрам:

- деловые услуги;

- услуги связи;

- строительные и связанные с ними инженерные услуги; дистрибьюторские услуги;

- образовательные услуги;

- услуги, связанные с защитой окружающей среды;

- финансовые услуги;

- услуги в области здравоохранения и социального обеспечения; туристические и связанные с ними услуги;

- услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;

- транспортные услуги;

- прочие услуги [18, с. 792].

Деятельность российских предприятий сферы услуг отражается в ОКВЭД, услуги классифицируются с помощью Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), который включает в себя перечень услуг, предоставляемых государственными предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами – физическими лицами.

В настоящее время, по оценкам Мирового банка, вклад сервисного сектора составляет около 70% мирового ВВП [14, с. 144]. В соответствии с общемировой тенденцией более половины малых предприятий относятся именно к сфере услуг. По мнению специалистов развитие малого бизнеса является одним из наиболее экономичных и быстрых путей ее расширения.

Рынок услуг совершенно непохож на другие рынки по двум основным причинам:

- услуга не существует до ее предоставления, что делает невозможным оценку услуг и ее сравнение до их получения, сопоставлять можно только ожидаемые и полученные выгоды;


- услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит покупателя в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

Эта особенность рынка услуг, а также специфика самих услуг – их неосязаемость, неспособность к хранению, изменчивость качества и неразрывность производства – определяют особенности услуг, причем развитие сервисной деятельности и спрос на услуги основывается на росте промышленного производства, а также на повышении покупательной способности покупателя и совершенствование работы сервисных предприятий и организаций, включающих новые формы и методы обслуживания потребителей.

Сервисное предпринимательство охватывает своей деятельностью большое количество отраслей, отличается разнообразием видов услуг и непосредственной связью с потребностями населения и предприятиями производственной и непроизводственной областей хозяйства конкретных региональных территорий [8, c. 150].

Признаки услуг сервисного предпринимательства:

- услуги предоставляются в процессе партнерского взаимодействия производителя и потребителя;

- услуги носят неосязаемый, невещественный характер;

- услуги одновременно предоставляются и потребляются;

- конкретная услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на данном направлении.

Сервисное предпринимательство осуществляется целиком на коммерческой основе.

В настоящее время основную долю (70 %) объема деятельности сервисного предпринимательства осуществляют малые предприятия.

На фоне наметившейся тенденции восстановления потребительского спроса рынок платных услуг населению с начала 2013 г. развивался динамичнее, чем в 2012 г. Ежемесячные темпы физического объема платных услуг превышали темпы предыдущего года. В 2015 г. прирост составил 7,7 %, что меньше показателя 2013 г. В 2015 г. темп роста составил 114,2 %. Данный показатель выше, чем в 2013 г. на 7 %. В 2016 г. темп роста объема платных услуг снизился на 5,3 % и составил 108,9 %. Динамика объема платных услуг населению в России представлен в таблице 1 [8, c. 151].

Таблица 1

Динамика объема платных услуг населению в России (млн руб.) [4, c. 45]

Год

Объем платных услуг

Темп роста, %

2012

2 798 901

123,2

2013

3 424 731

122,4

2014

4 079 603

119,1

2015

4 504 455

110,4

2016

4 851 018

107,7

2017

5 540 168

114,2

2018

6 036 839

109,0


Под влиянием различных обстоятельств в 2012–2018 гг. сохранялась весьма неравномерная тенденция развития отдельных сегментов рынка платных услуг населению. Высокие темпы роста за период с 2012 по 2018 г. наблюдались на отдельные виды платных услуг, чувствительные к изменению доходов населения.

Необходимо отметить, что региональные тенденции развития сервисного предпринимательства в регионах России отличаются определенной спецификой территориального характера формирования спроса и предложения услуг.

Сегодня в практике отечественного сервиса видны плюсы в сдвигах в следующих направлениях:

– производители услуг осознают значение потребителей в развитии бизнеса и конкуренции; за потребителя идёт борьба;

– трансформируются в лучшую сторону многие организационно- технологические стороны обслуживания: исчезли очереди в магазинах, множество операций производятся с помощью компьютерной техники и пр.;

– большее внимание уделяется эстетическим сторонам обслуживания. Привлекательный вид приобретают витрины, выкладка товаров, интерьеры приемных помещений и контактных зон сервисного предприятия.

Российские предприятия сферы услуг в современных условиях сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, не только препятствующих их эффективному функционированию, но и предопределяющих вероятность возникновения кризисной ситуации. Большинство проблем обусловлено комплексом внешних и внутренних факторов. Внешние факторы могут быть классифицированы на социально-экономические факторы (рост инфляции, низкий уровень реальных доходов населения, введение санкций и др.); рыночные (снижение емкости внутреннего рынка, рост монополизма, нестабильность валютного рынка и т.д.); прочие внешние факторы (политическая нестабильность, ухудшение криминогенной обстановки, стихийные бедствия). В числе внутренних факторов можно выделить: управленческие (недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный финансовый менеджмент, отсутствие гибкости в управлении предприятием, некачественная система бухгалтерского учета и отчетности); производственные (изношенность основных фондов, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса и др.); рыночные факторы (низкая конкурентоспособность продукции, услуг, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей) [1, с .43].

В рамках работы рассмотрим особенности развития туристического и гостиничного сервиса в России.