Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы лицензирования при ведении предпринимательской деятельности
1.1.Общее понятие лицензирования
1.2. Методы государственного регулирования лицензирования
Глава 2.Механизм реализации лицензирования
2.1 Практика лицензирования деятельности
2.2.Проблемы механизма лицензирования в сфере внешней торговли товарами
2.3. Пути совершенствования механизма лицензирования в сфере внешней торговли товарами
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Активное развитие предпринимательства, появление многочисленных частных и совместных предприятий, осуществлявших виды деятельности, которые ранее являлись монополией государства, отнюдь не гарантировало появление на рынке качественной продукции, что объективно потребовало со стороны государства введения действенных форм контроля. В результате сформировались адекватные инструменты административного регулирования экономики. В системе этих регуляторов важная роль отводится лицензированию – одному из способов осуществления государственного контроля, который призван обеспечить защиту прав и законных интересов предприятий и потребителей.
Одним из методов регламентирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) считается использование разрешительного порядка, который представляет собой вынесение государственными структурами требований получения лицензии на экспорт (импорт) какой-либо продукции. Вопросы касательно получения лицензии указаны в Положении о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров в РФ, установленным Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 N 1299 "О порядке осуществления конкурсов и аукционов по реализации квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров в РФ". Предоставление лицензий реализуется Министерством внешних хозяйственных связей и торговли РФ (МВЭС России) через своих уполномоченных в регионах.
Цель данной работы: ознакомиться с общими сведениями о лицензировании внешнеэкономической деятельности, а также углубиться в изучение сущности и назначения данного метода государственного контроля.
Объектом данного исследования можно считать общее понятие о лицензировании предпринимательской деятельности.
Предметом же, в более узком плане – сущность и назначение, то есть основные цели и задачи, которые включает в себя лицензирование внешней торговли.
Задачи:
Дать общее понятие лицензирования внешнеэкономической деятельности;
Перечислить методы государственного регулирования в сфере внешнеэкономических операций;
Показать практику лицензирования внешнеэкономической деятельности;
Выявить проблемы механизма лицензирования в сфере внешней торговли товарами;
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания которые использовались при написании курсовой. Исходным способом научного познания выступал всеобщий диалектический метод позволяющий выявить взаимосвязь и взаимообусловленность процессов во внешнеэкономической сфере.
Нормативную правовую базу исследования составили международные договоры Российской Федерации и российские нормативные правовые акты.
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа правоприменительной практики в сфере исследования материалы конференций на которых разрабатывались и принимались международные договоры пояснительные документы международных организаций и их органов.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов затрагивающие проблемы исследуемые в курсовой.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использованных источников,
Глава 1. Теоретические основы лицензирования при ведении предпринимательской деятельности
1.1.Общее понятие лицензирования
Внешнеторговое лицензирование непосредственно является элементом внешнеторгового регулирования. А целями внешнеторгового регулирования, в свою очередь, являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
При этом под внешнеторговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной функциональности, в частности исключительными правами на них.
Лицензирование внешнеэкономической деятельности - это регламентирование уполномоченными государственными структурами ввоза и вывоза товаров из государства методом выдачи особых разрешений (лицензий) по заявлениям заинтересованных субъектов[1].
Лицензирование входит в комплекс мер нетарифного регулирования, которые начали применятся в СССР в 1980-х, для регулирования внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день существует единая система мер нетарифного регулирования в рамках пяти государств-членов Евразийского экономического союза - России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана.
Согласно пункту 2 Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., «лицензирование» - это ряд административных мер, определяющих режим выдачи лицензий и (или) разрешений[2].
Правила предоставления лицензий на экспорт и (или) импорт товаров (далее - Правила) определяются Протоколом о мерах нетарифного регламентирования относительно третьих государств.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06 ноября 2014 г. № 199 была утверждена инструкция об оформлении заявления на предоставление лицензии на экспорт либо импорт отдельных разновидностей товаров и об оформлении данной лицензии (далее - Инструкция).
Список товаров, относительно которых утвержден разрешительный порядок ввоза (в частности лицензирование) на таможенную территорию ЕАЭС, утвержден Приложением № 2 к Решению Коллегии Евразийской рыночной комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30[3].
Лицензии нужны, прежде всего, в условиях перемещения товаров под таможенные операции экспорта либо импорта. Для иных же таможенных операций (также, временный ввоз) лицензия, как принято, не нужна, но, все зависит от определенной категории продукции и сопутствующего Приложения к Решению коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30.
В нормативно-юридической базе ЕАЭС утверждено несколько разновидностей лицензий:
«генеральная лицензия» - лицензия, которая дает члену внешнеторговой функциональности право на экспорт либо импорт какого-либо типа лицензируемого товара в установленном лицензией объеме;
«исключительная лицензия» - лицензия, которая дает члену внешнеторговой функциональности исключительное право на экспорт и (или) импорт какого-либо типа товара;
«разовая лицензия» - лицензия, которая предоставляется члену внешнеторговой функциональности на основе внешнеторговой сделки, предметом ее как правило, считается лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в конкретном объеме.
В частности, лицензирование экспорта а также импорта товаров считается необходимой мерой оперативного регламентирования внешнеэкономических связей государством. Лицензирование включается в ряд объемных ограничений экспорта и импорта[4].
С помощью этих ограничений государственные структуры могут полностью запретить закупку нежелательных зарубежных товаров либо ввоз их из определенных государств, сохранять импорт на строго установленном уровне, повышать либо уменьшать его по отношению к внутреннему потреблению, осуществлять контроль за импортом, не воздействую на тенденцию и структуру товарного оборота. Данные механизмы регламентирования используются и для получения встречных уступок у партнера либо же в качестве ответного шага на дискриминационные действия со стороны некоторых государств[5].
К 70-мм годам ХХ века ввиду повышения конкурентной борьбы на всемирном рынке количественные ограничения экспорта и импорта стали больше применяться в качестве средства торгово-правительственного нажима на конкурентов и методики защиты внутреннего рынка.
В согласии с Соглашением о единых мерах нетарифного регламентирования относительно третьих государств лицензирование – ряд управленческих мер, определяющих порядок выдачи лицензий либо разрешений;
наблюдение за экспортом либо импортом отдельных разновидностей товаров - временная мера, определяемая прежде всего для мониторинга тенденции экспорта и (или) импорта отдельных разновидностей товаров;
разрешительный порядок - порядок реализации внешнеэкономических операций с отдельными разновидностями товаров, который предусматривает в первую очередь лицензирование либо использование других управленческих мер регламентирования внешнеэкономической деятельности, в частности таможенный контроль и таможенное оформление таких товаров, которые перемещаются за границы таможенной территории страны-члена Таможенного союза либо за границы общей таможенной территории[6].
Лицензирование используется на конкретные периоды времени по отдельным товарам, которые включены в Единый перечень товаров, по отношению к которым используются запреты либо ограничения на ввоз либо вывоз странами-членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими государствами, в частности по отдельным странам или группам стран в тех случаях, когда это обусловлено экономическими и политическими интересами государства.
Лицензирование выступает административным способом нетарифного регулирования экспорта/импорта, а в отношении отдельных товаров и методом осуществления экспортного контроля.
1.2. Методы государственного регулирования лицензирования
Главный законодательный документ о лицензировании - ФЗ № 128 содержит в статье 1 такой вид деятельности, как осуществление внешнеэкономических операций, на которую не распространялось действие ФЗ № 128, но лицензирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществлялось на базе других законодательных документов.
Внешнеэкономические операции подразумевают в первую очередь импорт (ввоз товаров из-за границы) и экспорт (вывоз готовой продукции в другие страны). Кроме этого внешнеторговая деятельность включает не только международный обмен товарами, но и услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности и информацией. В соответствии с ФЗ № 183 от 18 июля 1999 года «Об экспортном контроле[7]» лицензированию ВЭД подвергаются не только товарные операции, но и технологии, вывозимые из России.
Существует множество различных методов государственного регулирования в сфере внешнеэкономических операций. К нетарифным методам регулирования относят: лицензирование внешнеэкономической деятельности и квотирование.
Лицензирование внешнеэкономической деятельности началось еще со времен Советского Союза с1989 г. и долгое время применялось в Российской Федерации. Лицензирование ВЭД предусматривает получение специального разрешения – лицензии в органе лицензирования на экспорт и/или импорт отдельной продукции или товаров.
Законодательство называет причины, в каких случаях может быть введено лицензирование ВЭД. Это может произойти в следующих ситуациях:
при оформлении исключительного права на импорт или экспорт некоторых товаров (например, военной техники, вооружения и других);
при введении на отдельные виды товаров количественных временных ограничений импорта или экспорта или импорта такой продукции;
при вводе разрешительного порядка импорта или экспорта некоторых товаров, которые могут неблагоприятно воздействовать на жизнь или здоровье граждан, безопасность государства, на различные виды имущества , на окружающую среду или природу;
при исполнении международных обязательств Российской Федерацией[8].
К прямым методам государственного регулирования, кроме лицензирования ВЭД, относится квотирование. Оно подразумевает количественное ограничение того или иного вида продукции, предназначенного для внешнеторговых операций. Эти ограничения могут вводиться в экстренных ситуациях лишь Постановлением Правительства РФ. В целом экспорт и импорт не предусматривают количественных ограничений в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности[9]».