Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы лицензирования при ведении предпринимательской деятельности
1.1.Общее понятие лицензирования
1.2. Методы государственного регулирования лицензирования
Глава 2.Механизм реализации лицензирования
2.1 Практика лицензирования деятельности
2.2.Проблемы механизма лицензирования в сфере внешней торговли товарами
2.3. Пути совершенствования механизма лицензирования в сфере внешней торговли товарами
Лицензирование внешнеэкономической деятельности осуществлялось на основе Положения, введенного в действие Постановлением Правительства РФ № 1299 от 31.10.96 года.
Лицензирование ВЭД требовалось пройти для ввоза или вывоза с территории РФ следующих видов товаров:
шифровальной техники;
опасных отходов;
алкогольной и спиртосодержащей продукции;
медицинских изделий, субстанций, лекарственных средств;
химических средств защиты растений;
ковровых изделий;
диких растений;
шкур, семян;
животных;
рыб, ракообразных, моллюсков;
сырья, содержащего драгоценные металлы;
леса ценных пород (дуб, ясень, бук);
лекарственных средств и фармацевтических субстанций;
психотропных и наркотических средств и их прекурсоров. Ввоз и вывоз из страны данных веществ предусматривал оформление также других разрешительных документов - Разрешения Федеральной службы по надзору за оборотом наркотиков, Сертификата Росздравнадзора на право ввоза-вывоза[10].
Лицензирование ВЭД касательно озоноразрушающих веществ и пиротехнических изделий, говядины, свинины и мяса домашней птицы относилось только к операциям ввоза этих товаров на территорию РФ. Для ввоза различных видов мяса требовалось также получить Разрешение Департамента ветеринарии.
Пройти лицензирование ВЭД требовалось предпринимателям, которые вывозили из России палеонтологические материалы и минералы.
Лицензирование внешнеэкономической деятельности сопровождалось получением одного из видов разрешительных документов: лицензии разовой или лицензии генеральной. Разовый разрешительный документ оформлялся для экспортной или импортной операции по одному договору. Срок такой лицензии мог быть от одного месяца до одного года. Генеральная лицензия могла быть оформлена лишь на основе решения Правительства РФ, оно же устанавливало срок действия лицензии. Генеральная лицензия выписывалась на каждый вид импортируемого или экспортируемого товара. В ней указывалось количество и стоимость продукции, но не назывался конкретный покупатель или продавец[11].
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (квотирование и лицензирование) внешнеторговой деятельности.
Таким образом, можно выдели следующие отличительные особенности внешнеторгового лицензирования. Во-первых, посредством внешнеторгового лицензирования устанавливается ограничение экспорта и (или) импорта отдельных категорий товаров. K таковым следует относить количественные ограничения; ограничение круга субъектов, допущенных к экспорту/импорту отдельных категорий товаров; ограничение круга субъектов, получающих льготные условия по уплате обязательных платежей[12].
Тогда как посредством лицензирования деятельности, не связанной c экспортом/импортом, обеспечивается контроль деятельности хозяйствующих субъектов, допущенных к осуществлению лицензируемого вида деятельности, а не ограничение круга субъектов.
Таким образом, можно выдели следующие отличительные особенности внешнеторгового лицензирования;
посредством внешнеторгового лицензирования устанавливается ограничение экспорта и (или) импорта отдельных категорий товаров;
лицензированию подлежит не вся деятельность по экспорту и импорту, a только та ее часть, которая связана c оборотом определенной категории товаров.
лицензирование в сфере внешней торговли введено с целью предотвращения неблагоприятного воздействия на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений в отношении одного и того же вида товара, оборот которого подлежит лицензированию, объем специальной правосубъектности ограничивается дифференцированно в зависимости от вида внешнеторговой лицензии;
краткосрочный характер выданной лицензии.
Глава 2.Механизм реализации лицензирования
2.1 Практика лицензирования деятельности
Лицензирование входит в комплекс мер нетарифного регулирования, которые начали применятся в СССР в 1980-х, для регулирования внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день существует единая система мер нетарифного регулирования в рамках пяти государств-членов Евразийского экономического союза – России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана[13].
Согласно пункту 2 Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., «лицензирование» - это ряд управленческих мер, определяющих порядок выдачи лицензий либо разрешений.
Лицензии требуются, в основном, при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта и (или) импорта. Для других таможенных процедур (в частности, временный ввоз) лицензия, как правило, не требуются, однако, все зависит от конкретной категории товара и соответствующего Приложения к Решению коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30.
В нормативно-правовой базе ЕАЭС закреплено три вида лицензий:
• «генеральная лицензия» - лицензия, которая предоставляет члену внешнеэкономической функциональности непосредственное право на экспорт либо импорт отдельного типа лицензируемого товара в установленном лицензией объеме;
• «исключительная лицензия» - лицензия, которая предоставляет члену внешнеэкономической функциональности исключительное право на экспорт либо импорт отдельного типа товара;
• «разовая лицензия» - лицензия, которая предоставляется участнику внешнеэкономической функциональности на основе внешне рыночной сделки, предметом которой считается лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт либо импорт этого товара в определенном объеме[14].
Наиболее распространённый вид лицензий в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - это разовые лицензии.
Многих участников ВЭД смущает понятие разовая лицензия. Они полагают, что такую лицензию можно использовать один раз, на одну поставку товара. Тем не менее, это не так: разовая лицензия оформляется на 1 год, то есть импортер или экспортер может ввозить или вывозить заявленное количество товара в течение года.
Однако, не стоит забывать, что период действия лицензии может быть ограничен сроком действия контракта либо сроком действия документа, который непосредственно является основанием для предоставления лицензии (т.е. заключением согласующего органа, например: заключением Росприроднадзора на экспорт животных или растений).
Еще одним важным моментом является то, что лицензия оформляется на один код ТН ВЭД ЕАЭС. То есть, при подаче документов на выдачу одной лицензии можно заявить перечень товаров, классифицируемых в рамках одного кода ТН ВЭД ЕАЭС.
В Российской Федерации уполномоченным органом, отвечающим за выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), согласно Постановлению Правительства РФ от 05 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации[15]».
Согласно Правилам, для получения лицензии заявителем предоставляется в уполномоченный орган государства-члена:
1) заявление о предоставлении лицензии, оно заполняется и оформляется в согласии с установленной Инструкцией;
2) электронная копия данного заявления;
3) копия внешнеэкономического соглашения, приложения либо дополнения к нему, а в условиях отсутствия внешнеэкономического договора (соглашения) - копия другого документа, который подтверждает истинные намерения сторон;
4) копия документа о постановке на учет в налоговых структурах либо о государственной регистрации;
5) копия лицензии на реализацию лицензируемого типа деятельности либо информация о наличии лицензии на исполнение лицензируемого вида деятельности, если данный тип деятельности увязан с оборотом товара, относительно которого введено лицензирование на таможенной территории ЕАЭС;
6) другие документы, если они определяются решением Евразийской торговой комиссии, на основе которого введено лицензирование соответствующего товара[16].
Статья 47 Договора дает право государствам-членам ЕАЭС в одностороннем порядке включать и использовать необходимые меры нетарифного регламентирования. Таким образом, к примеру, в РФ с августа 2015 года действует разрешительный порядок в условиях импорта щебня из третьих государств. Следовательно, при ввозе щебня, гравия, отсевов дробления и т.д. на территорию России требуется предоставлять лицензию уполномоченного органа.
Приложение №7 к Договору объединило в себе нормативно-юридическую базу Таможенного союза и ЕврАзЭС в части нетарифного регламентирования. За основу были взяты вышеуказанные Соглашения участников Таможенного союза, Решения Межгоссовета ЕврАзЭС и Комиссии Таможенного союза. Приложение №7 или Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (далее Протокол), сформирован в согласии с разделом IX Договора и призван определять порядок и случаи применения мер нетарифного регулирования[17].
Лицензия предоставляется после передачи заявителем документа, заверяющего выплату государственной пошлины.
В Решении Коллегии ЕЭК от 06 ноября 2014 г. №199 приведена форма заявления, однако, Минпромторгом России разработана специальная программа поддержки участников внешнеторговой деятельности. С помощью данной программы создается личный кабинет участника ВЭД на специальном веб-ресурсе, где вводится вся информация по внешнеэкономической сделке, для которой требуется лицензия. После заполнения данных формируется заявление, электронная версия направляется в Минпромторг России через сайт, печатная версия подписывается участником ВЭД и подается в Минпромторг России с комплектом необходимых документов.
При формировании заявления на сайте, первоначально нужно выбрать категорию товара (например, РЭС и ВЧУ с функцией шифрования, Наркотические средства, Психотропные вещества и т.д.). При выборе определенной категории часть граф заполняется автоматически. Например, при выборе категории «Химические средства защиты растений», в графе 3 «Тип лицензии» автоматические указывается «импорт», так как данная категория товара лицензируется только при ввозе на территорию ЕАЭС.
В некоторых случаях таможенный орган может запрашивать у экспортера или импортера товара лицензию, хотя она не требуется (например, товар попадает в исключения). Здесь Минпромторг России выдает разъяснительное письмо (так называемое отказное письмо) о том, что на данную продукцию оформление лицензии Минпромторга России не требуется[18].
Процесс оформления такого письма, а также перечень необходимых документов не отличается от процесса и перечня документов, подаваемых при оформлении лицензии, за одним исключением - заявителю не требуется оплачивать государственную пошлину за выдачу лицензии.
Необходимо заметить, что в каждом отдельном случае оформление лицензии имеет свои характерные особенности. Получение лицензии на различные категории товаров предполагает подачу в Минпромторг России конкретного пакета документов, кроме тех, что указываются в настоящих Правилах. Также, как правило, запрашивается дополнительное согласование на предоставление лицензии с государственными структурами, в чьей компетенции располагается регламентирование в области оборота соответствующих товаров[19].
Таким образом, развитие института лицензирования можно обусловлено сменой экономических и также правовых последующего формаций; государство возможны в этих условиях является было таким заинтересовано в интенсификации всей частноправовой деятельности, однако ее этой осуществление является вне государственной регламентации исходящие не представлялось возможным. таможенном Назрела есть необходимость введения одним методов действенного обеспечения особенно защиты применения прав граждан принятии и экономической безопасности. эффективности Одним касается из таких методов и обусловлено стало лицензирование.
К сожалению, регламентации правовые действенного аспекты института таким лицензирования освещены в есть литературе таким в недостаточной мере и нашему достаточно поверхностно. Тем не менее, считают лицензирование через как относительно новое такое и достаточно сложное также социально-правовое особенно явление представляется рамках достаточно интересным для изучения, экспорт особенно процесса в настоящее время европейского, когда порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и импорт специфических товаров осуществляется в соответствии с договорно-правовой базой ЕАЭС в сфере лицензирования, а не только законодательством РФ.