Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы лицензирования при ведении предпринимательской деятельности
1.1.Общее понятие лицензирования
1.2. Методы государственного регулирования лицензирования
Глава 2.Механизм реализации лицензирования
2.1 Практика лицензирования деятельности
2.2.Проблемы механизма лицензирования в сфере внешней торговли товарами
2.3. Пути совершенствования механизма лицензирования в сфере внешней торговли товарами
Так, можно заключить, что упрощение этих операций методом быстрого электронного обмена информационными данными приведет к предельной минимизации расходов времени на исполнение этой деятельности.
Ввиду данного, такие ориентиры функциональности в сфере таможенного дела, как упрощение делового производства и товарного оборота во внешней торговле, в частности реализуемых при таможенном оформлении, с помощью применения инновационных технологий при составлении документации, в частности обширной компьютеризации таможенного дела.
Применение процедур заблаговременного и дальнейшего таможенного оформления экспорта и импорта - могут благоприятствовать повышению результативности деятельности как членов ВЭД, так и таможенных структур, то есть результативности внешнеторговой деятельности в общем[35].
С целью увеличения результативности контроля за перемещением товаров, ограниченных либо не разрешенных к ввозу/вывозу через таможенную границу таможенного союза, требуется повышать взаимодействие таможенных структур с государствами импортерами и экспортерами. В частности, требуется налаживать взаимодействие с иными национальными контролирующими органами.
Таким образом, можно заключить что механизм лицензирования в области внешнеторговой деятельности не идеален и требует кардинального улучшения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регламентирование ВЭД реализуется с посредством обширного ряда мер, количество которых регулярно увеличивается. Широкий ряд механизмов внешнеторговой политики дает возможность странам динамичнее воздействовать как на создание структуры и ориентиры развития своих внешнеторговых связей, так и на внешнеэкономическую политику иных стран. Основной целью внешнеторговой политики считается формирование благополучных внешнеэкономических условий для развития экономики внутри государства.
Все многообразие используемых государством рычагов воздействия на внешние торговые связи может быть оптимизировано.
Применимые меры могут быть поделены имея зависимость от координированной действия на торговые и управленческие методы, протекционистские и либеральные. Либерализация ориентирована прежде всего на снятие, уменьшение действующих ограничений во внешней торговле, что обуславливает повышение конкуренции со стороны зарубежных организаций. Данный подход используется если страны находятся примерно в идентичных положениях во всемирном сообществе и рассчитывается на продолжительные устойчивые взаимоотношения. Подход осуществлён в тарифном регламентировании внешнеэкономической деятельности. В сжатой форме его концепцию можно представить как «разрешено все, что не запрещено».
Далее, протекционистские меры, координированы на непосредственную защиту действующего внутреннего рынка от возможной зарубежной конкуренции. Такие меры весьма продуктивны, если в положениях государств сформировалась асимметрия либо операции имеют кратковременную направленность. Данного рода меры производятся в нетарифном регламентировании. Их действующий принцип «все запрещено, разрешено лишь то, что непосредственно разрешено». В нынешней всемирной экономике и в политике каждой страны всегда наличествуют эти две противоправные тенденции - либерализация и протекционизм. Цель государства - отыскать оптимальное соотношение между ними.
В межгосударственных взаимоотношениях определенные факторы нетарифного регламентирования поднимаются систематически специалистами соответствующего профиля и имеют обширный общественный резонанс. Данные факторы выделяются в особенные группы, также им присваивается некий термин, под них вырабатывается обособленная область законодательства и формируются национальные структуры.
Так, к наиглавнейшим целям национального регламентирования относятся: применение внешнеэкономических связей для ускорения формирования в стране рыночной экономики; формирование необходимых условий доступа отечественных бизнесменов на всемирные рынки с помощью предоставления правительственного, организационного, материального, информационного содействия; защита государственных внешнеторговых интересов, формирование и сохранение благополучного межгосударственного режима во взаимоотношениях с разными странами и межгосударственными структурами.
Основной целью внешнеторгового лицензирования является предотвращение отрицательного влияния на безопасность страны, жизнедеятельность либо здоровье лиц, жизнь либо здоровье животных и растений, что совпадает с основной целью лицензирования отдельного вида деятельности.
Помимо этого, с помощью внешнеэкономического лицензирования можно достичь следующих целей. Получение исключительного права с помощью внешнеэкономического лицензирования. Ряд категорий товаров, условия выдачи внешнеэкономической лицензии могут быть определены лишь государственным законом (к примеру, в условиях реализации экспорта газа).
Применение количественных ограничений на временной основе с помощью внешне рыночного лицензирования дает возможность обеспечить необходимый баланс товарного оборота и, наряду с этим, обуславливает проблему соблюдения действующих конституционных принципов юридического регламентирования торговой области. Данный факт подтверждает обобщение судебной практики по конфликтам, появляющимся в условиях распределения внешнеэкономических лицензий.
Обеспечение реализации РФ межгосударственных обязательств в различии от иных случаев введения внешнеэкономического лицензирования не продиктовано исключительно интересами государственного характера.
В частности, лицензирование в таможенном деле считается одним из действенных инструментов нетарифного метода регламентирования товарных потоков, которые перемещаются через таможенную границу РФ. В таких условиях оно не может и не должно пониматься в качестве особенного механизма допуска в область внешнеторговой деятельности.
Рассматривая значимость лицензирования в механизме экспортного контроля, необходимо заметить, что на первом месте находятся вопросы безопасности, так как к товарам данной категории определяются вещества и технологии, которые могут применяться как в гражданских, так и военных целях. Но все же, существующее законодательство в данной области требует вещественной корректировки, ключевыми ориентирами которой должны быть: утверждение единого перечня товаров двойного назначения, приведение положений правовых актов в согласие с отраслевым государственным законом и повышение требований к организациям-экспортерам.
В заключение необходимо отметить, что Соглашением ВТО по импортному лицензированию установлен перечень правил, ориентированных на осуществление принципа транспарентности при реализации управленческих процедур лицензирования.
Таким образом, правила и вся информация касательно процедур представления заявлений в управленческий орган (органы), в частности списки товаров, которые попадают под требование лицензирования, обязаны быть опубликованы в источниках, сообщенных Комитету по импортному лицензированию, доступным для ознакомления членам торговли способом.
Как известно, осуществление таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу подлежат упрощению. Процедура перемещения лицензируемой продукции, в частности оперативный и централизованный контроль перемещения данных товаров - это достаточно трудоемкие операции, которые занимают огромное количество времени и сил.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
- "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017
- Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об экспортном контроле"// "Собрание законодательства РФ", 26.07.1999, N 30, ст. 3774.
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (ред. от 28.08.2018) "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 16.06.2008, N 24, ст. 2868.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 16.10.2018) "О мерах нетарифного регулирования" (вместе с "Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека", "Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья", "Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья", "Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в красные книги государств - членов Евразийского экономического союза", "Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов", "Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов", "Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств", "Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров")//http://www.consultant.ru
- Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18 мая 1973 г.) (в ред. Протокола от 26 июня 1999 г.) // СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4810.
Учебная и специальная литература
- Арабян, М.С. и др. Международные конвенции и соглашения по внешнеэкономической деятельности; Экономистъ, 2018. - 973 c.
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юрист, 2016. – 568 с.
- Васильева Т.Н. Мировая экономика / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев // Конспект лекций - М.: Флинта, МПСУ, 2017. - 160 с.
- Воздействие интеграционных процессов на формирование института лицензирования внешнеэкономической деятельности // Таможенные чтения 2018. Россия и ВТО: непростой диалог. Материалы всероссийской научнопрактической конференции. СПб., 2018. С. 173–179.
- Вологдин А.А. Юридическое регламентирование внешнеторговой деятельности: уч. пособие для магистров / А.А. Вологдин – 3-е изд.; испр. и доп. – М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2018.- 443 - 446 с.
- Галлямова Д.Х. Инновационно-организационная реструктуризация производства в стратегии глобализации / Д.Х. Галлямова // Экономика и управление. 2016. № 5(26). С. 53-57.
- Железин А.В. Россия и ВТО. Первые итоги // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 12-1. - С. 280-283.
- Ершова И.В. Лицензирование как метод национального регулирования внешнеторговой деятельности. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2017. № 2-3 (21-23). С. 216-227.
- Дахненко С.С. Юридическое регламентирование процедур импортного лицензирования в ВТО: Основные принципы и проблемы реализации в юридическом поле РФ // Вопросы экономики и права. 2018. № 8 С. 28
- Дмитрикова Е.А. Особенности юридического регламентирования лицензирования предпринимательской деятельности в области внешней торговли особенности юридического регламентирования лицензирования предпринимательской деятельности в области внешней торговли. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2018. С. 77
- Институт лицензирования в системе административного права // Ученые записки СПб. им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (22). С. 158–164.
- Лицензирование экспорта товаров двойного назначения // Ученые записки СПб. им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 35. С. 232–236.
- Лицензирование в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Ученые записки СПб. им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (23). С. 115–120.
- Мельников В.В. Коммерческая тайна: состояние и перспективы // Экономическая безопасность: концепция, стандарты. Материалы международной научно-практической конференции. - Пятигорск: Изд-во ПФ СКФУ, 2017. - 640 с.
- Проблемы правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности // Состояние и перспективы развития правовой реформы в современной России. Региональная межвузовская научно-практическая конференция. СПб., 2017. С. 48–53.
- Особенности лицензирования внешней торговли товарами // Общество. Среда. Развитие. 2018. № 2. С. 130–135.
- Портер М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ.; под ред. Я.В. Забродского. М.: Изд. дом «Вильямс», 2018. 436 с.
- Попов В.В. О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований / Панкова С.В., Попов В.В.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 7 (292). С. 16-24.
- Рожкова Ю. В. Роль нетарифных ограничений при экспорте товаров в современных условиях // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017, № 3(53). С.292-295.
- Солодухина О.И. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности России. // В книге: экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития монография. Пенза, 2017. С. 82-93.
- Старкова Н.О., Тазаян Г.Е. Нетарифное регулирование внешней торговли. // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2017. № 2. С. 131-145.
Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2015. – 620 с. - Сельцовский В.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли. М.: Финансы и статистика, 2018. - 512 с.
- Смитиенко Б.М., Поспелова В.К. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Академия, 2018. – 520 с.
- Попов В.В. О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований / Панкова С.В., Попов В.В.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. № 7 (292). С. 16-24.
- Рожкова Ю. В. Роль нетарифных ограничений при экспорте товаров в современных условиях // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017, № 3(53). С.292-295.
- Солодухина О.И. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности России. // В книге: экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития монография. Пенза, 2017. С. 82-93.
- Старкова Н.О., Тазаян Г.Е. Нетарифное регулирование внешней торговли. // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2017. № 2. С. 131-145.
- Фролова Т.А. Конспект лекций по курсу «Макроэкономика» // Сайт Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и переподготовки кадров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: mrcpk.tsure.ru/..
- Ярмоленко И.В. Исследование эффективности внешнеэкономической деятельности Украины // Официальный сайт Донецкого национального технического университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua
-
Старкова Н.О., Тазаян Г.Е. Нетарифное регулирование внешней торговли. // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2017. № 2. С. 131-145. ↑
-
Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ ↑
-
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 16.10.2018) "О мерах нетарифного регулирования" (вместе с "Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека", "Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья", "Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья", "Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в красные книги государств - членов Евразийского экономического союза", "Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов", "Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов", "Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств", "Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров")//http://www.consultant.ru ↑
-
Солодухина О.И. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности России. // В книге: экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития монография. Пенза, 2017. С. 82-93. ↑
-
Ярмоленко И.В. Исследование эффективности внешнеэкономической деятельности Украины // Официальный сайт Донецкого национального технического университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua ↑
-
Рожкова Ю. В. Роль нетарифных ограничений при экспорте товаров в современных условиях // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017, № 3(53). С.292-295. ↑
-
Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об экспортном контроле"// "Собрание законодательства РФ", 26.07.1999, N 30, ст. 3774. ↑
-
Ярмоленко И.В. Исследование эффективности внешнеэкономической деятельности Украины // Официальный сайт Донецкого национального технического университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua ↑
-
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850. ↑
-
Попов В.В. О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований / Панкова С.В., Попов В.В.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. № 7 (292). С. 16-24. ↑
-
Смитиенко Б.М., Поспелова В.К. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Академия, 2018. – С.65 ↑
-
Сельцовский В.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли. М.: Финансы и статистика, 2018. – С.18 ↑
-
Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2015. – С.32 ↑
-
Старкова Н.О., Тазаян Г.Е. Нетарифное регулирование внешней торговли. // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2017. № 2. С. 131-145. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (ред. от 28.08.2018) "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 16.06.2008, N 24, ст. 2868. ↑
-
Солодухина О.И. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности России. // В книге: экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития монография. Пенза, 2017. С. 82-93. ↑
-
Рожкова Ю. В. Роль нетарифных ограничений при экспорте товаров в современных условиях // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017, № 3(53). С.292-295. ↑
-
Попов В.В. О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований / Панкова С.В., Попов В.В.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 7 (292). С. 16-24. ↑
-
Портер М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ.; под ред. Я.В. Забродского. М.: Изд. дом «Вильямс», 2018. С.34 ↑
-
Особенности лицензирования внешней торговли товарами // Общество. Среда. Развитие. 2018. № 2. С. 130–135. ↑
-
Проблемы правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности // Состояние и перспективы развития правовой реформы в современной России. Региональная межвузовская научно-практическая конференция. СПб., 2017. С. 48–53. ↑
-
Мельников В.В. Коммерческая тайна: состояние и перспективы // Экономическая безопасность: концепция, стандарты. Материалы международной научно-практической конференции. - Пятигорск: Изд-во ПФ СКФУ, 2017. – С.76 ↑
-
Лицензирование в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Ученые записки СПб. им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (23). С. 115–120. ↑
-
Лицензирование экспорта товаров двойного назначения // Ученые записки СПб. им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 35. С. 232–236. ↑
-
Институт лицензирования в системе административного права // Ученые записки СПб. им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (22). С. 158–164. ↑
-
Дмитрикова Е.А. Особенности юридического регламентирования лицензирования предпринимательской деятельности в области внешней торговли особенности юридического регламентирования лицензирования предпринимательской деятельности в области внешней торговли. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2018. С. 77 ↑
-
Дахненко С.С. Юридическое регламентирование процедур импортного лицензирования в ВТО: Основные принципы и проблемы реализации в юридическом поле РФ // Вопросы экономики и права. 2018. № 8 С. 28 ↑
-
Ершова И.В. Лицензирование как метод национального регулирования внешнеторговой деятельности. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2017. № 2-3 (21-23). С. 216-227. ↑
-
Железин А.В. Россия и ВТО. Первые итоги // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 12-1. - С. 280-283. ↑
-
Галлямова Д.Х. Инновационно-организационная реструктуризация производства в стратегии глобализации / Д.Х. Галлямова // Экономика и управление. 2016. № 5(26). С. 53-57. ↑
-
Вологдин А.А. Юридическое регламентирование внешнеторговой деятельности: уч. пособие для магистров / А.А. Вологдин – 3-е изд.; испр. и доп. – М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2018.- С.56 ↑
-
Воздействие интеграционных процессов на формирование института лицензирования внешнеэкономической деятельности // Таможенные чтения 2018. Россия и ВТО: непростой диалог. Материалы всероссийской научнопрактической конференции. СПб., 2018. С. 173–179. ↑
-
Арабян, М.С. и др. Международные конвенции и соглашения по внешнеэкономической деятельности; Экономистъ, 2018. - С.56 ↑
-
Васильева Т.Н. Мировая экономика / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев // Конспект лекций - М.: Флинта, МПСУ, 2017. – С.34 ↑
-
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юрист, 2016. – С.102 ↑