Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2.Проблемы механизма лицензирования в сфере внешней торговли товарами

Правила лицензирования ввоза на таможенную границу Таможенного союза и вывоза с таможенной границы Таможенного союза товаров, внесенных в Единый список товаров, по отношению к которым используются запреты либо ограничения на ввоз либо вывоз странами-членами Таможенного союза в пределах Евразийского торгового сообщества в торговле с третьими государствами, указаны в Положениях об использовании ограничений, установленных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19.

Так, осуществление таможенных операций в условиях перемещения товаров через таможенную границу подлежит упрощению. Операция перемещения лицензируемой продукции, в частности оперативный и централизованный надзор над перемещением этих товаров  - это весьма сложные процедуры, они требуют затрачивания большого количество времени и сил. Следовательно, упрощение этих операций методом быстрого электронного обмена данными приведет к предельной минимизации расходов времени на реализацию этой деятельности[20].

Ввиду данного, такие ориентиры функциональности в сфере таможенного контроля, как упрощение делового производства и документального оборота во внешней торговле, в частности реализуемых при таможенном оформлении, с помощью применения инновационных технологий при формировании документации, в частности обширной компьютеризации таможенного дела; применение процедур заблаговременного и дальнейшего таможенного контроля экспорта и импорта;

комплексное включение совместного приграничного и неприграничного таможенного надзора  - могут благоприятствовать, как мы полагаем, увеличению результативности деятельности как членов ВЭД, так и таможенных структур, то есть эффективности внешне хозяйственной функциональности в общем[21].

С целью увеличения результативности контроля за перемещением продукции, ограниченных либо не разрешенных к ввозу/вывозу через таможенную границу Таможенного союза, требуется повышать взаимодействие таможенных структур РФ с государствами импортерами и экспортерами.

В частности, требуется налаживать работу с иными национальными контролирующими структурами, органами и с членами ВЭД. Так, можно заключить, что механизм лицензирования в области внешнеэкономической функциональности имеет много пробелов и обуславливает потребность дальнейшего усовершенствования[22].


Модернизация нетарифного регламентирования внешнеэкономической функциональности РФ подразумевает его оптимизацию с действующими нормами и правилами ВТО, изменение и пополнение законотворческой базы для непосредственного упрощения режима лицензирования и операции предоставления лицензий, в частности формирования соответствующих юридических условий для осуществления отечественными бизнесменами прав и возможностей по продвижению отечественной продукции на всемирный рынок. В условиях вынесения экономическими партнерами государства дискриминационных ограничений относительно экспорта отечественной продукции в существующее законодательство включаются соответствующие изменения и дополнения, которые непосредственно предусматривают принятие ответных мер[23].

Проблемы, появляющиеся при перемещении продукции, которая подлежит лицензированию, через таможенную границу дают возможность заключить, что инструмент лицензирования в области внешнеэкономической деятельности обуславливает потребность серьезного пересмотра.

Для этого требуется:

· сохранять лицензирование в качестве государственной меры национального влияния на внешнюю торговлю;

· требуется систематизировать правовую базу касательно лицензирования во внешней торговле;

· требуется четко и без появления двойного толкования указывать перечень товаров, по отношению к которым используется лицензирование;

· упрощение процедуры выдачи лицензий и действий по перемещению лицензируемой продукции через таможенную границу Таможенного союза;

· требуется повышать взаимодействие таможенных структур РФ с государствами импортерами и экспортерами[24].

В области национального влияния лицензирование предстает в качестве того административно-юридического режима, перед которым встает задача не только защитить государственные интересы (торговые, религиозные и др.), но и гарантировать непосредственную защиту государственного рынка. Функционируя в рамках управленческого усмотрения, меры нетарифного регламентирования менее устойчивы, нежели чем меры таможенно-тарифного регламентирования.

Таким образом, хоть и механизм использования нетарифных мер регламентирования в РФ отлажен весьма хорошо, все же есть определенные проблемы в части их использования, что касается прежде всего лицензирования в области внешней торговли.

Кроме исследуемой выше проблемы есть и иные, которые касаются непосредственно самого процесса лицензирования товаров и постановки лицензии на контроль в соответствующие структуры[25].


Так, лицензирование должно осуществляться в рамках реализации торговой функции государства. Не допускается говорить об отмене этого режима как национального. Ввиду формирования ТС, перечень лицензируемых товаров, в частности режим выдачи лицензии считается одинаковым для всех государств-членов[26].

Такой режим стал большой проблемой, потому что перечень товаров, подлежащий обязательному лицензированию, должен устанавливаться для каждого государства в отдельности. В качестве доказательства можно привести пример Европейского Союза, его структура различается наивысочайшим уровнем интеграции. В рамках ЕС лицензии предоставляются на государственном уровне, и это закономерно, потому что в рамках сертификации и стандартизации можно определить единые критерии для разного рода внешнеторговых отношений. В данных обстоятельствах, лицензирование считается как раз той операцией, с помощью которой отдельные страны могут защитить свои интересы в зависимости от имеющихся факторов.

Так, не обращая внимания на уменьшение значимости государственных институтов в сложившихся обстоятельствах глобализации, лицензирование должно оставаться государственным институтом, потому что цель его обеспечение прежде всего государственных интересов[27].

Еще одной не менее значимой проблемой в области лицензирования внешнеторговой деятельности считается вещественный объем источников, что порождает проблему его систематизации и соотнесение институтов индивидуального регламентирования внешнеторговой деятельности и государственного регулирования ВЭД.

2.3. Пути совершенствования механизма лицензирования в сфере внешней торговли товарами

Осуществление таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу подлежит упрощению. Операция перемещения лицензируемой продукции, в частности оперативный и централизованный контроль перемещения этой продукции - это очень сложные операции, отнимающие огромное количество времени и сил[28].

Так, можно заключить, что упрощение данных операций с помощью незамедлительного электронного обмена данными приведёт к предельной минимизации расходов времени на реализацию этой деятельности. Ввиду данного, такого рода ориентиры функциональности в области таможенного дела, как упрощение делового производства и документального оборота во внешней торговле, в частности реализуемых при таможенном оформлении, с помощью применения инновационных технологий при формировании документов, в частности обширной компьютеризации таможенного дела; применение операций заблаговременного и дальнейшего таможенного оформления экспорта и импорта; - могут благоприятствовать, увеличению результативности деятельности как участников ВЭД, так и таможенных органов, то есть эффективности ВЭД в общем.


С целью увеличения результативности контроля за перемещением продукции, ограниченной либо не разрешенной к ввозу или вывозу через таможенную границу ТС, требуется изменить взаимодействие таможенных структур РФ (ТС) с государствами импортерами и экспортерами. В частности, нужно производить взаимодействие с иными государственными контролирующими структурами[29].

Так, можно заключить, что механизм лицензирования в области внешнеэкономической функциональности имеет много пробелов и обуславливает потребность дальнейшего усовершенствования.

Модернизация нетарифного регламентирования внешнеэкономической функциональности РФ подразумевает его оптимизацию с действующими нормами и правилами ВТО, изменение и пополнение законотворческой базы для непосредственного упрощения режима лицензирования и операции предоставления лицензий, в частности формирования соответствующих юридических условий для осуществления отечественными бизнесменами прав и возможностей по продвижению отечественной продукции на всемирный рынок. В условиях вынесения экономическими партнерами государства дискриминационных ограничений относительно экспорта отечественной продукции в существующее законодательство включаются соответствующие изменения и дополнения, которые непосредственно предусматривают принятие ответных мер.

Действенной мерой в борьбе с коррупцией может стать реализация электронного лицензирования с применением отлаженного механизма «одного окна»[30].

Необходимо сохранить действующую систему лицензирования внешней торговли государственным институтом, потому что ключевая его задача - обеспечение государственных интересов, не обращая внимания на сокращение значимости государственных институтов в сложившихся обстоятельствах глобализации.

Изобилие нормативно-юридических актов, регламентирующих рассматриваемую область отношений, приводит прежде всего к серьёзным нарушениям членами ВЭД установленных правил перемещения товаров. Исходя из этого, потребным считается оптимизировать законотворческую базу, которая касается лицензирования внешней торговли, которая бы функционировала на всей территории ЕАЭС.

Перечень техники, ввоз которой на территорию ЕАЭС имеет ограничение, сформирован весьма расплывчато. Чтобы разрешить эту проблему необходимо с точностью и без возникновения двоякого толкования прописывать перечень товаров, по отношению к которым используются данные ограничения. Правотворческая база должна быть определена строго, с точностью и одинаково толковаться как членами ВЭД, так и должностными субъектами таможенных структур[31].


Чтобы упростить перемещение лицензируемой продукции через таможенную границу за данным перемещением нужно применять инновационные технологий при составлении документации, применять все возможности от компьютеризации таможенного дела; использовать заблаговременное таможенное оформление, повышать взаимодействие таможенных структур РФ с государствами импортерами и экспортерами, с иными национальными контролирующими организациями.

В последующего целях повышения эффективности механизм контроля достаточно за перемещением товаров очевидна, ограниченных или запрещенных к упрощение ввозу/вывозу второй через таможенную различных границу таможенного союза, защиту необходимо упрощение увеличивать взаимодействие участниками таможенных органов этой Таможенного особенно союза со странами функции импортерами и экспортерами[32]. Также силу необходимо регулирования налаживать взаимодействие порядок с другими государственными осуществляемых контролирующими применения службами, ассоциациями и с базу участниками ВЭД.

Отсюда можно возможны сделать касается вывод, что механизм таким лицензирования в сфере одной внешнеторговой регулирования деятельности не идеален и эффективности требует дальнейшего улучшения.

Следовательно, использование действенных мер экспортного надзора первоначально исходит из понимания статуса товаров на предмет их определения к контролируемой продукции, что имеет непосредственную зависимость как от качества деятельности экспортных предприятий, так и от целостности информационных данных о товарах в сопутствующих документах и характеристиках продукции, внесенной в номенклатуру объектов экспортного контроля[33].

Требуется регулярно модернизировать и актуализировать контрольные перечни, оптимизировать информационные данные о товарах, не поименованных в перечнях, усовершенствовать взаимодействие контролирующих структур в этой области.

Особенность объектов экспортного контроля, ограничения на реализацию внешнеторговых операций с ними, преимущество интересов государственных структур и государственной безопасности дают возможность заключить о возможности функционирования общего порядка экспортного контроля в рамках ЕАЭС лишь на теоретическом уровне и общих видовых методик его использования, однако, определенные меры регламентирования и контроля, номенклатура товаров, обладающие стратегическим значением для некоторых стран, в особенности в военной области, останутся на государственном уровне[34].