Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время правовое регулирование несостоятельности (банкротства) является развивающиеся областью права. Необходимость правого регулирование несостоятельности возникает из-за неустойчивости экономики, финансовых кризисов, вызванных негативными обстоятельствами (к примеру переход к рыночной экономике, санкции против России) или высоким уровнем конкуренции, и других факторов, оказывающих влияние на финансовую стабильность юридический лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Вопрос о правовом регулирование несостоятельности (банкротства) в России, как правового института, возник в конце 1991 года, когда экономика находилась в трагическом состоянии, а именно наблюдался распад потребительского рынка и потеря контроля над финансовыми процессами. С конца 1992 года по 2002 год происходило активное развитие правового регулирования несостоятельности (банкротства). В этот период было принято несколько основных федеральных законов: Закон РФ от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время законом, регулирующим несостоятельность (банкротство), является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Федеральный закон N 127-ФЗ).

Федеральный закон N 127-ФЗ устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Объектом исследования курсовой работы выступает правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Предметом исследования является правовые нормы несостоятельности (банкротства).

Целью данной работы является – рассмотреть основные понятия, признаки и определить правовые нормы несостоятельности (банкротства), обозначить основные проблемы несостоятельности (банкротства) и рассмотреть варианты решения данных проблем.

С поставленной целью определены следующие задачи:

  • определить понятие, признаки и нормы правового регулирования несостоятельности (банкротства);
  • рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;
  • выявить и охарактеризовать основные процедуры банкротства;
  • обозначить основные проблемы несостоятельности (банкротства)

Глава 1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

1.1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Правовой институт несостоятельности (банкротства) в нынешних условиях экономических отношений является весьма актуальным. Он позволяет уберечь на рынке хозяйствующих субъектов от участников, осуществляющих свою хозяйственную деятельность убыточно и не рентабельно. Чтобы обезопасить хозяйствующих субъектов от таких должников, возникает необходимость официального признания этих должников несостоятельными (банкротами) и, возможно, впоследствии полностью ликвидировать их.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.[1]

Понятие несостоятельности (банкротства), определенное в Федеральном законе N 127-ФЗ, указывает на следующие признаки несостоятельности (банкротства):

1. Гражданин или индивидуальный предприниматель считается неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[2]

В основу признака несостоятельности юридических и физических лиц заложены критерии неплатежеспособности и неоплатности.

В настоящее время применительно к юридическим лицам действует критерий неплатежеспособности, а к гражданам критерий неоплатности. У указанных критериев имеются достоинства и недостатки, они представлены в таблице 1 и 2.


Табл.1. Достоинства и недостатки критериев несостоятельности[3]

Неплатежеспособность

Неоплатность

Достоинства

1.Возможность оперативно установить контроль и управление нал имуществом должника, что может существенно повлиять на попытку восстановить платежеспособность предприятия или же на тот размер удовлетворения, который получат кредиторы в случае проведения ликвидационных процедур.

2.Стабилизирующий фактор. Неисполнение обязательств, даже временное, может повлечь серьезные последствия для должника, выражающиеся в более оперативном инициировании процесса несостоятельности (банкротства), который сопряжен с ограничением правосубъектности должника.

1.Признавая должника банкротом, с высокой степенью вероятности можно сказать, что он действительно не способен участвовать в гражданско-правовых отношениях, поскольку его баланс находится в неудовлетворительном состоянии.

2.Критерий неоплатности в большей степени выражает экономическую сущность несостоятельности, поскольку при превышении актива над пассивом надобности применять особые правила распределения имущества должника между его кредиторами нет (актив достаточен для удовлетворения всех кредиторов)

Табл. 2. Недостатки критериев несостоятельности[4]

Неплатежеспособность

Неоплатность

Недостатки

1. Возможность подвести под ситуацию банкротства любое предприятие, которое неспособно в течение трех месяцев ликвидировать кредиторскую задолженность на сумму, указанную в Законе.

2. Не исключена возможность злоупотреблений со стороны кредиторов, для которых предприятие представляет определенную ценность.

3.Данный критерий не позволяет учитывать специфику конкретного должника, причины банкротства, а также потенциальные возможности должника к восстановлению своей платёжеспособности.

1.Признак неоплатности неочевиден, трудно доказуем, требует оценки актива и пассива и т.д.

2. Зачастую в динамике субъекты гражданского оборота являются платёжеспособными, но в статике на определенный момент времени пассивы данных субъектов могут превышать активы.

3.Использование критерия неоплатности позволяет должнику постоянно создавать ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходовать денежные средства на собственные цели без учета интересов кредиторов.

4.Критерий неоплатности существенно усложняет процесс рассмотрения дела, т.к. требует установления признаков неоплатности.


1.2 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

Современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) содержит комплекс правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротства). Поэтому банкротство представляют, как комплексный правовой институт, объединяющий нормы частного и публичного, материального и процессуального права.

Зародился институт несостоятельности еще в XI-XII вв. в Киевской Руси. В то время действовал сборник правовых норм «Русская Правда». Отражение несостоятельности в сборнике находилось в продаже должника на «торгу», это выглядело больше как карательная мера (собственность кредиторов не возвращалась). В период развития иностранной торговли, институт несостоятельности приобретает целевой характер – возвращение собственности кредиторов.

Активное иностранное сотрудничество привело к тому, что в России при отсутствии конкурсных уставов сложились основные институты банкротства: споры решали особые суды (коммерц-коллегии, городовые магистраты, главный магистрат, сенат); действовали кураторы, в обязанности которых входили создание конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных средств между кредиторами; проводились общие собрания кредиторов; окончание конкурса погашало претензии кредиторов, оставшихся неудовлетворенными[5].

До принятия Устава о банкротах, который был издан в 1832 году и действовал до 1917 году, упоминание об институте несостоятельности находилось в Соборном уложении 1649 года. Соборное уложении ничего нового ранее изложенного в Русской Правде не содержало.

В XVIII веке для регулирования отношений возникающих между лицами, было создано много законодательных актов и это послужило поводом издания Устава о банкротах. Указанный Устав содержал критерий неоплатности.

После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период нэпа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата[6].


В дальнейшем правовое регулирование банкротства осуществлялось с помощью следующих законов:

  1. Закон Российской Федерации от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»
  2. Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  3. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
  4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

В настоящее время основным пластом правового регулирования банкротства является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он является единственным в настоящее время специальным законом, регулирующий вопросы несостоятельности.

Правовые нормы банкротства содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ). ГК РФ предусматривает возможность банкротства юридический лиц и граждан.

Говоря о правовом регулировании процедуры банкротства нужно отметить, что Закон о банкротстве определяет соотношение содержащихся в нем норм и положений международного частного права.

Основополагающие принципы соотношения внутреннего законодательства и международного частного права установлены Конституцией Российской Федерации, согласно которой «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»[7].

Особенной чертой предмета правового регулирования федерального закона N 127-ФЗ является включение в него норм, относящихся к процессуальному законодательству. Это все потому что, дела о банкротстве граждан, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ с особенностями, установленными статье 32 федерального закона N 127-ФЗ.

Федеральным законом N 127-ФЗ выделены в главе 9 особенности правового регулирования банкротства отдельных категорий юридических лиц – должников, а именно банкротство: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, застройщиков, участника клиринга и клиента участника клиринга.