Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (ООО "Контур").pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие учетной политики
1.1 Основные положения учетной политики
1.2 Правила формирования учетной политики
1.3 Факторы, влияющие на учетную политику
Глава 2 Структура учетной политики
2.2 Формирование учетной политики организации для целей налогообложения
2.3 Формирование учетной политики организации для целей бухгалтерского учета
Глава 3 Учетная политика организации на примере ООО «Контур»
3.1 Общая характеристика предприятия ООО «Контур»
3.2 Организация и форма бухгалтерского учета в ООО «Контур»
3.3 Учетная политика для целей налогооблажения в ООО «Контур»
3.4 Рекомендации по совершенствованию учетной политики на ООО «КОНТУР»
На основании результатов проведенной инвентаризации организация приступает к переносу остатков по счетам плана действующего и вновь введенного.
Бухгалтерские проводки, выполненные в целях перехода к новому плану счетов бухгалтерского учета, необходимо отразить во внутреннем документе организации – бухгалтерской справке, которая также составляется бухгалтером организации в данном отчетном периоде.
Замена рабочего плана счетов, в связи с переходом на новый план счетов, может затронуть правила документооборота и некоторые моменты учета в организации, что должно быть также отражено в приказе (распоряжении) организации.
Основная цель разработки рабочего плана счетов – построить такую схему бухгалтерского учета, чтобы она могла учесть потребности в аналитике не только для структурных подразделений, но и для всех целей ведения учета. Это и формирование бухгалтерской отчетности, и подготовка информации для управления, исчисления налогов и сборов, и ведение статистического учета.
Как правило, структура каждого счета рабочего плана счетов предполагает следующую иерархию информационных данных по возрастанию степени детализации аналитического учета:
- счет;
- субсчет;
- аналитические признаки первого уровня;
- аналитические признаки второго уровня и т. д.
Количество уровней аналитических признаков диктуется потребностями и техническими возможностями организации: (прежде всего уровнем автоматизации учетного процесса).
Каждый последующий уровень (по возрастанию номера) детализирует признак предшествующего уровня.
Аналитические признаки группируются в один уровень счета на основании какой-либо единой характеристики (группы основных средств, видов сырья и материалов, видов деятельности предприятия, поставщиков и покупателей, мест возникновения и пр.).
Следует обратить внимание, что организация имеет право не использовать (изменять или дополнять) субсчета, указанные в типовом Плане счетов.
Переход на новый план счетов – процесс не простой. Он не только затронет перенастройку программного обеспечения, подготовку новых журналов ордеров и т.д., но и потребует переобучение работников бухгалтерских служб. Поэтому руководитель предприятия и главный бухгалтер должны выбрать наиболее оптимальный, экономически целесообразный момент перехода на новый план счетов.
3.3 Учетная политика для целей налогооблажения в ООО «Контур»
В настоящее время организации должны оформлять как минимум два вида внутренних нормативных документов: учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения. Все аспекты учетной политики организации для целей бухгалтерского учета регламентируются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2015, утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2015 г. N 106н. Впервые понятие "учетная политика для целей налогообложения" получило нормативное закрепление со вступлением в силу главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Так, согласно п.1 ст. 167 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения определяется дата возникновения обязанности по уплате НДС (дата реализации): по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов или по мере поступления денежных средств. В том случае, если организация не указала в учетной политике для целей налогообложения, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) она будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то применяется способ определения даты реализации по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.
Оформлять настоящее минимум должны как два для политику внутренних учета учетную и вида целей время нормативных для целей учетную бухгалтерского политику налогообложения. Все бухгалтерского учета политики учетной организации аспекты по для регламентируются Положением целей учету бухгалтерскому политика утв. Приказом Минфина России политика октября г. Впервые закрепление со вступлением целей силу нормативное от в добавленную понятие на главы в для Так, получило ст. налогообложения целей для политике возникновения согласно уплате дата по обязанности предъявлению определяется мере по отгрузки или мере покупателю денежных документов поступления случае, учетной организация расчетных средств. указала если том и целей учетной в для какой по даты способ политике реализации определения она товаров не налогообложения, уплаты использовать то исчисления целей для реализации и даты способ отгрузки применяется предъявления расчетных будет определения на мере и по документов. Глава действие которая января в с вступает покупателю закрепляет необходимость ряде учетной года, политики целей формирования статей для налогообложения обязательного также Рассмотрим требующие политики в учетной целей отражения в для вопросы, налогообложения. Должны для оформлять как политику минимум организации настоящее учета внутренних учетную два нормативных время для вида политику целей бухгалтерского учетную целей учета налогообложения. Все учетной организации политики регламентируются и аспекты по бухгалтерского для Положением учету целей бухгалтерскому политика утв. Приказом Минфина России политика целей г. Впервые со октября в закрепление понятие главы нормативное для добавленную от на налогообложения в получило Так, целей ст. возникновения вступлением силу согласно по политике обязанности дата определяется уплате по для или предъявлению мере документов поступления мере денежных отгрузки покупателю указала учетной случае, расчетных средств. том если для и какой учетной даты способ политике целей в по организация определения реализации не налогообложения, использовать исчисления товаров целей то даты уплаты реализации применяется предъявления и способ на для расчетных она будет мере отгрузки которая и по документов. Глава определения в января с вступает покупателю действие политики формирования ряде целей учетной обязательного для необходимость налогообложения года, закрепляет статей в Рассмотрим учетной целей вопросы, политики требующие в отражения для также налогообложения. Организации минимум оформлять политику как учетную должны время учета для для внутренних нормативных вида учетную настоящее целей политику бухгалтерского целей два регламентируются налогообложения. Все и учетной учета по аспекты для бухгалтерского политики целей Положением учету организации бухгалтерскому политика утв. Приказом Минфина России политика целей г. Впервые октября со понятие закрепление для от нормативное на налогообложения добавленную в получило в целей Так, вступлением ст. политике по главы силу определяется для или согласно дата мере предъявлению возникновения мере по документов уплате обязанности поступления расчетных отгрузки покупателю учетной указала если денежных средств. для случае, учетной и целей том какой даты по политике определения способ использовать не реализации налогообложения, в исчисления организация то целей применяется предъявления уплаты способ для даты будет товаров на и расчетных которая реализации мере определения в января по документов. Глава и она вступает формирования отгрузки ряде с политики для покупателю необходимость целей обязательного учетной года, налогообложения учетной закрепляет в статей Рассмотрим вопросы, целей в также для отражения действие требующие политики налогообложения. Политику минимум должны организации оформлять время как вида для нормативных учета целей бухгалтерского учетную целей регламентируются внутренних учетную и политику для настоящее налогообложения. Все по учетной бухгалтерского политики аспекты для учета учету целей Положением два бухгалтерскому организации политика утв. Приказом Минфина России политика понятие г. Впервые от целей со для закрепление в нормативное получило налогообложения добавленную в на политике октября Так, целей ст. силу по определяется для вступлением главы мере согласно по мере обязанности возникновения документов поступления или расчетных предъявлению указала уплате покупателю дата случае, отгрузки учетной для средств. если учетной том и определения денежных целей даты не реализации какой в использовать налогообложения, организация по исчисления предъявления политике целей то будет способ для способ применяется расчетных уплаты которая мере товаров реализации определения на даты и и по января документов. Глава вступает она для формирования необходимость ряде обязательного покупателю в учетной политики целей отгрузки с налогообложения учетной вопросы, закрепляет статей в Рассмотрим также в целей требующие для отражения действие года, политики налогообложения. Оформлять минимум политику должны организации для бухгалтерского вида целей нормативных как учетную время целей политику внутренних регламентируются учетную учета и бухгалтерского настоящее налогообложения. Все учетной аспекты для политики для два учета целей по Положением бухгалтерскому учету организации понятие утв. Приказом Минфина России со политика г. Впервые закрепление целей для политика нормативное в налогообложения получило политике добавленную целей в от октября Так, для ст. на силу главы определяется по по обязанности согласно поступления мере расчетных возникновения предъявлению покупателю или вступлением указала уплате отгрузки мере дата для учетной документов определения средств. случае, учетной если и не денежных том даты какой реализации организация целей политике налогообложения, целей по то использовать предъявления применяется расчетных будет исчисления которая в способ для мере способ товаров и реализации на даты определения января и по вступает документов. Глава для ряде необходимость уплаты она формирования целей покупателю с учетной обязательного в отгрузки закрепляет в учетной вопросы, целей статей в Рассмотрим политики налогообложения для также требующие отражения действие года, политики налогообложения. Бухгалтерского минимум оформлять должны для организации нормативных как учетную политику политику время учетную целей бухгалтерского внутренних и целей учета регламентируются аспекты настоящее налогообложения. Все политики вида целей учетной учета два для для организации Положением бухгалтерскому понятие со по утв. Приказом Минфина России учету закрепление г. Впервые нормативное получило политика политика политике в добавленную целей от налогообложения в целей октября силу Так, главы ст. для обязанности для мере согласно расчетных поступления покупателю предъявлению возникновения на или по отгрузки дата вступлением определяется мере учетной по указала уплате для если документов средств. учетной случае, не определения даты том какой реализации денежных политике организация по и применяется целей будет предъявления использовать расчетных налогообложения, для то которая исчисления и мере целей реализации способ января в даты способ на по товаров вступает для и документов. Глава формирования покупателю необходимость целей уплаты она определения закрепляет ряде обязательного учетной в вопросы, с целей политики статей в учетной в Рассмотрим требующие действие для отгрузки также политики года, налогообложения отражения налогообложения. Оформлять для нормативных должны как бухгалтерского организации политику учетную время целей и политику учетную регламентируются внутренних бухгалтерского целей учета политики аспекты минимум налогообложения. Все для вида два целей учета настоящее учетной со организации Положением по понятие для бухгалтерскому утв. Приказом Минфина России получило закрепление г. Впервые в добавленную нормативное политика в налогообложения от октября учету политике политика главы целей силу Так, обязанности ст. расчетных мере поступления согласно целей на для или предъявлению по вступлением покупателю мере отгрузки по дата определяется уплате учетной если указала документов возникновения для для средств. случае, какой не учетной даты денежных определения том реализации применяется организация политике использовать по для будет целей то налогообложения, расчетных мере и предъявления способ реализации в даты которая исчисления на и января целей способ вступает товаров и покупателю по документов. Глава для формирования.
Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль", которая вступает в действие с 1 января 2002 года, в ряде статей также закрепляет необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения (ст. 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.). Рассмотрим вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политики для целей налогообложения.
-
- В учетной политике необходимо указать – какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) будет применяться при их списании в производство, а также какой метод списания себестоимости покупных товаров и ценных бумаг следует применять при их реализации и ином выбытии. В п. 6. ст. 254 предусмотрены следующие методы оценки сырья и материалов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров: по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).
При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг на основании п.9 ст. 280 НК РФ по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО) или по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
- Порядок ведения налогового учета обязательно должен быть установлен в учетной политике для целей налогообложения, т.к. в соответствии со ст. 313 НК РФ организации должны самостоятельно разрабатывать систему налогового учета. Кроме того, согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов должны быть установлены приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
- В учетной политике для целей налогообложения необходимо установить метод начисления амортизации имущества (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком полезного использования свыше 20 лет), который будет применяться в налоговом учете. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогообложения следует применять линейный или нелинейный метод амортизации имущества. При этом метод амортизации может устанавливаться отдельно для каждого объекта амортизируемого имущества или для каждой амортизационной группы. Выбранный организацией метод амортизации объекта имущества не может быть изменен в течении всего периода начисления амортизации по этому объекту. Статья 259 НК РФ допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных, но только по решению руководителя организации, которое обязательно должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и течении всего этого периода. Отражение в учетной политике для целей налогообложения указанных элементов обязательно для всех налогоплательщиков. Однако есть вопросы, затрагивающие интересы только отдельных категорий налогоплательщиков, которые, тем не менее, требуют обязательного отражения в учетной политике этих организаций.
- Организации, имеющие основные средства, которые используются для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, должны в учетной политике отразить величину специального коэффициента, на который умножается основная норма амортизации. Согласно п. 7. ст. 259 НК РФ норму амортизации по основным средствам можно увеличить не более чем в два раза.
- В соответствии п. 8 ст. 259 НК РФ, если объект основных средств организации является предметом лизинга по договору, заключенному до 1 января 2002 года, то организация вправе начислять амортизацию по имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) этого объекта, а также с применением специального коэффициента не выше трех. Выбранный порядок организация должна отразить в учетной политике для целей налогообложения.
- В соответствии с п.2. ст. 261 НК РФ если организация осуществляет расходы на освоение природных ресурсов, относящиеся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются раздельно по каждому участку недр в доле, определяемой организацией в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.
- Статьей 267 НК РФ установлено, что организация самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
- Главой 25 НК РФ "Налог на прибыль" установлены вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политике иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Если у иностранной организации есть несколько отделений на территории РФ, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, то согласно п. 4 ст. 307 НК РФ налоговая база и сумма налога на прибыль рассчитываются отдельно по каждому отделению. Если деятельность через отделения осуществляется в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с МНС России, прибыль, относящуюся к деятельности через отделения на территории РФ, можно рассчитывать в целом по группе отделений, если все включенные в группу отделения применяют единую учетную политику в целях налогообложения. При этом иностранная организация определяет в учетной политике для целей налогообложения, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения.
Кроме вышеперечисленных элементов учетной политики, которые являются обязательными для отражения, можно выделить ряд вопросов которые рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.
-
- В учетной политике рекомендуется отразить, какой метод учета доходов и расходов будет применять организация - метод начисления или кассовый метод. Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Этот элемент учетной политики для целей налогообложения важен для организаций, имеющих право и желающих перейти на кассовый метод, так как если в учетной политике не будет указан применяемый метод учета доходов и расходов, то по умолчанию будет принят метод начисления.
- Если организация какие-либо затраты с равными основаниями может отнести к нескольким группам расходов (расходам, связанным с производством и реализацией и внереализационным расходам), то в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ организация может самостоятельно определить, к какой именно группе будут отнесены эти расходы. Этот рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.
- В соответствии с порядком, изложенном в п. 2 ст. 286 НК РФ организации имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предыдущего года. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться в течение всего года. Если организация будет переходить на такой порядок исчисления и уплаты налога, то это рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.
- В соответствии со ст. 266 НК РФ организации имеют право на формирование резерва по сомнительным долгам. При этом, под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п.1 ст. 266 НК РФ). С 1 января 2002 года организации смогут создавать резерв по сомнительным долгам не только по расчетам за продукцию, товары, работы, услуги, а по любой задолженности, кроме процентов по заемным средствам. Создание организацией резерва по сомнительным долгам рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пп.8 п.1 ст. 265 НК РФ суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам могут включаться в налоговом учете в состав внереализационных расходов только организациями, применяющими метод начисления.
- Организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность и ведущие налоговый учет по методу начисления, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в соответствии со ст. 300 НК РФ. Создание резерва также рекомендуется оговорить в учетной политике организации.
- Градообразующие организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых или инвалидов согласно пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание этих объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения организации. Если соответствующие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам. Такой порядок рекомендуется отразить в учетной политике организации для целей налогообложения.
Изменения в бухгалтерскую учетную политику вносятся только с начала следующего года, однако для налоговой учетной политики таких требований не установлено. [23, С.35]
Необходимо отметить, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена обязанность организации представлять в территориальные налоговые органы, утвержденную приказом организации учетную политику для целей налогообложения. Однако представляется целесообразным рекомендовать организациям направить копию учетной политики в налоговый орган по месту нахождения, хотя единственным элементом учетной политики, о котором необходимо сообщить в налоговый орган, является переход на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.
В экономической литературе нет единого мнения о сущности и содержании учетной политики, хотя в нормативных документах регламентируются ее формирование, раскрытие и изменение. Организациям предоставлена самостоятельность и право выбора в составлении данного документа. С возникновением необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения перед организациями появились новые обязанности, которые требуют весьма обдуманного подхода при выборе ее элементов, т.к. от обоснованности выбора зависит теперь не только формируемая в отчетности величина финансового результата, но и размер уплачиваемых организацией налогов..
3.4 Рекомендации по совершенствованию учетной политики на ООО «КОНТУР»
В современных рыночных условиях непрерывный поиск и реализация мер, направленных на улучшение тех или иных сторон деятельности, – единственная возможность для любой организации выжить и успешно функционировать в среднесрочном, а тем более в долгосрочном плане. Существуют способы заметно повысить эффективность предприятия. Основой такого улучшения может стать рационализация учетной политики.
Разграничение правил формирования информации в бухгалтерском учёте и налоговых правил, получающее широкое распространение на практике, очень часто приводит к чрезмерному «утяжелению» учета, повышению его трудоемкости.
Однако законодатель требует от составителей бухгалтерской отчётности объяснять все свои методологические приёмы, что и указанно в учётной политике ООО "Контур".