Файл: Правовой статус органов нотариального сообщества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Привлечение свидетелей, установление личности, свидетелей и пожелавших присутствовать заинтересованных лиц из числа наследников по закону, проверка родственных, брачных или иждивенческих отношений наследников с наследодателем. Хотя Федеральная нотариальная палата и некоторые авторы утверждают, что на свидетелей, в присутствии которых вскрывается конверт с завещанием, распространяются ограничения, предусмотренные в п.2 ст. 1124 ГК РФ [2], в самом п.2 ст. 1124 ГК РФ не установлено, что закрепленные в нем требования к свидетелям применяются при оглашении закрытого завещания.

Представляется, что такая формулировка вызвана невозможностью предугадать при выборе свидетелей для вскрытия закрытого завещания, являются ли они лицами, в пользу которых составлено завещание или сделан завещательный отказ, супругами таких лиц, их детьми или родителями. В случае если после оглашения окажется, что один или несколько свидетелей являются наследниками по завещанию или иными, указанными в абз. 3 п. 2 ст. 1124 ГК РФ лицами, этот факт не может опорочить процедуру оглашения завещания, так как требования п. 2 ст. 1124 ГК РФ на нее не распространяются. Тем не менее, полный отказ от регулирования этого вопроса также нельзя признать удачным. Представляется, что свидетелями» не могут быть граждане, названные в абзацах 2, 4-7 п.2 ст. 1147 ГК РФ .[29.C.31]

Извлечение конверта с закрытым завещанием из конверта хранения в присутствии всех заинтересованных лиц и свидетелей, вскрытие конверта с завещанием и оглашение вслух текста обнаруженного документа в присутствии не менее чем двух свидетелей и пожелавших присутствовать при этом заинтересованных лиц из числа наследников по закону (п.4 ст. 1126 ГК). [35.C.29]

Составление протокола вскрытия и оглашения закрытого завещания. Отсутствие в конверте какого бы то ни было документа, а равно обнаружение документа, не имеющего юридического значения, не может препятствовать составлению протокола. После того, как свидетели ознакомятся с текстом протокола, протокол подписывается нотариусом и свидетелями.

Н.В. Сучкова, обращая внимание на требование п.4 ст. 1126 ГК о занесении в протокол полного текста завещания, отмечает, что предписанная, законодателем процедура оглашения закрытого завещания может превратиться, в весьма протяженное по времени мероприятие и тем самым осложнить работу нотариуса, поскольку закрытое завещание кроме распоряжения о судьбе имущества может содержать мемуары, размышления о жизни и т.д., переписывание которых в протокол является нецелесообразным. [29.C.19]


Следует согласиться с мнением данного автора о необходимости корректировки в этой части ст. 1126 ГК РФ. Устранение требования о внесении полного текста завещания в протокол может быть компенсировано положением о выдаче наследникам нотариально удостоверенной копии завещания. [37.C.30]

Еще одну проблему может представлять случай обнаружения в конверте документа, изложенного на языке, не известном нотариусу. Требование закона о немедленном оглашении текста завещания носит императивный характер. Таким образом, нотариус, формально выполнив всю предварительную процедуру вскрытия закрытого завещания, лишен возможности завершить нотариальное действие - огласить завещание, без предварительного и надлежащим образом оформленного перевода текста. Методические рекомендации по удостоверению завещаний предусматривают единственно возможный выход из этой, ситуации: при обнаружении в конверте с закрытым завещанием документа, изложенного не на государственном языке, нотариус без оглашения этого документа составляет Протокол вскрытия закрытого завещания по аналогии с формой №69 Форм реестров, свидетельств и удостоверительных надписей, со ссылкой в нем на невозможность оглашения обнаруженного в конверте документа из-за изложения его не на государственном языке. В силу пункта 4 статьи 1126 ГК РФ в Протоколе вскрытия закрытого завещания нотариусом полностью воспроизводится текст документа (в том числе, с применением технических средств) (п. 78). [37.C.61]

В литературе справедливо отмечается, что при этом возникает масса иных вопросов (ненахождение необходимого переводчика, нарушение срока оглашения закрытого завещания), и предлагается разрешить данную ситуацию законодательным требованием изложения закрытого завещания на языке, имеющем статус государственного. Однако представляется, что такое решение может повлечь нарушение закрепленного ч. 2 ст. 19 Конституции РФ [1] принципа равенства прав и свобод человека и гражданина и предусмотренного ч. 2 ст. 26 Конституции РФ [1] права на пользование родным языком. Из анализа установленных в ст. 3 Федеральным законом от 1 июня 2005 г. N 53-Ф3 "О государственном языке Российской Федерации"- сфер обязательного использования государственного языка РФ, можно сделать вывод, что обязанность использовать государственный язык характерна для субъектов публичных отношений либо для субъектов такой деятельности, которая направлена на неопределенный круг лиц в рамках всей страны. Завещание же является частным актом гражданина, и может быть составлено им на любом, выбранном им языке.Выдача наследникам нотариально удостоверенной копии протокола. Подлинник завещания хранится у нотариуса. [37.C.100]


В литературе, исходя из того, что в тексте ст. 1126 ГК РФ не говорится, что копия выдается только наследникам по завещанию, делается вывод о том, что наследники по закону, не указанные в завещании, не лишены права на получение копии протокола: В частности, такой протокол может им понадобиться при оспаривании действительности завещания. Федеральная нотариальная палата придерживается другого мнения в отношении содержания последнего предложения п. 4 ст. 1126 ГК РФ: согласно п. 75 Методических рекомендаций по удостоверению завещания, нотариально засвидетельствованная копия Протокола вскрытия и оглашения закрытого завещания выдается наследникам, указанным в закрытом завещании.

При наследовании по закону определение круга наследников осуществляется путем установления родственных связей наследодателя и существования отношений иждивения. [29.C.23]

Ст. 61 Основ о нотариате [6] устанавливает обязанность нотариуса, получившего сообщение об открывшемся наследстве, известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно.

Таким образом, исходя из вышеприведенной нормы ГК РФ [2], нотариус не вправе принять меры к охране наследства по собственной инициативе. Однако ст. 64 Основ законодательства о нотариате закрепляет право нотариуса принимать меры к охране наследственного имущества самостоятельно. Ио мнению Г.Г. Черемных [33.C.12], это правило является исключением из принципа- диспозитивности, действующего не только в сфере правосудия, но и в сфере нотариальной деятельности . Б.А. Борзенко [12.C.44] также считает, что нотариус вправе принять меры к охране наследства, по собственной инициативе.

Однако в случае отсутствия заявлений об охране наследства и сообщений о смерти наследодателя нотариус может просто не знать о- необходимости принятия таких мер. A.B. Бегичев [11.C.76] предлагает для. немедленного принятия мер по охране предприятия предусмотреть в ч. 3 ГК РФ правило согласно которому участник общей собственности на предприятие, доверительный управляющий или арендатор обязаны немедленно сообщить нотариусу о смерти предпринимателя. Однако представляется, что закрепление такой обязанности нецелесообразно при отсутствии в законе санкции за ее неисполнение. [29.C.39]

Выводы:

Подводя итоги исследованию можно сделать вывод о том, что нотариальная палата является некоммерческой организацией, создаваемой нотариусами соответствующего субъекта Российской Федерации в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства для обеспечения нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением».


Отсюда можно сделать вывод о том, что данные споры возникли в связи с неточностью формулировок Основ законодательства РФ о нотариате [6]. Поэтому новый Закон о нотариате и нотариальной деятельности должен более детально предусмотреть и полномочия палат, и порядок формирования их органов управления.

При этом следует обратить внимание на то, что нотариальные палаты – это не обычные некоммерческие организации, и создаются они не нотариусами, а в силу закона, и членство в них не добровольное, а обязательное. Уставы же могут регулировать лишь внутреннюю организацию деятельности нотариальных палат как некоммерческих организаций.

Заключение

Органы нотариального самоуправления в Российской Федерации охватывают:

— Федеральную нотариальную палату;

— нотариальные палаты субъектов в составе Российской Федерации.

Имеются определенные особенности и в организации контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, с функциональноорганизационной точки зрения интегрированы с системой нотариального самоуправления, так как они обязаны быть членами нотариальной палаты (п. 4 ст. 2 Основ), которая осуществляет контроль за исполнением ими профессиональных обязанностей.

С учетом сказанного можно говорить о системе нотариального самоуправления, которая представляет собой самостоятельной интерес. В данной статье этот вопрос рассматривается в узком аспекте, так как правовой статус частного нотариуса не может быть правильно понят и тем более глубоко исследован без анализа такого компонента действующей нотариальной системы, как нотариальное самоуправление. Подобный подход очень важен и для уяснения взаимосвязей нотариата с органами исполнительной власти в целом и ее отдельными видами и структурами в частности.

Вопросам нотариального самоуправления в Основах законодательства о нотариате непосредственно посвящена шестая глава, хотя отдельные аспекты этой проблемы частично регламентируются в других главах и статьях Основ, а также в законодательных и иных нормативных актах субъектов РФ. В шестой главе (ст. ст. 24-32) содержатся основополагающие правовые нормы, касающиеся характеристики самого института нотариального самоуправления — нотариальной палаты, совокупности нотариальных палат, их природы, функций и полномочий.


Нотариальная палата — это некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, нотариальные палаты охватывают весь частный нотариат. Основы законодательства о нотариате устанавливают, что членами нотариальной палаты могут быть не только нотариусы, но и лица, получившие или желающие получить лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

Статус нотариальной палаты определяется помимо Основ Уставом, принимаемым общим собранием членов нотариальной палаты, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации общественных объединений.

Верхнюю точку в иерархии всех нотариальных палат занимает Федеральная нотариальная палата, которая является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, и, в соответствии с п. 2 ст. 30 Основ законодательства о нотариате, осуществляет координацию деятельности нотариальных палат, а также представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях. Более подробно и развернуто вопросы организации и компетенции Федеральной нотариальной палаты определяются в Уставе. В этом правовом документе регулируются полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  7. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
  8. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях"
  9. О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: проект Федерального закона № 398234-6 (в редакции от 01.06.2015 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  10. Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» в версии Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2013.
  11. Бегичев A.B. Наследование предприятия М,- Волтерс Клувер, 2016
  12. Борзенко Б А. Доверительное управление наследственным имуществом // Нотариальный вестник 2005. № 7. С. 17
  13. Гордон M.B. Наследование по закону и по завещанию. М.: Юрид лит., 1967.
  14. Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС КонсулътантПлюс». – 2009.
  15. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Бюл. нотариальной практики. – 2016. – № 1
  16. Лазаревский А. Диагноз института госкорпораций // ЭЖ-Юрист. – 2008. – № 6
  17. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2015. – № 3. – С. 72.
  18. Нотариат за рубежом: позитивный опыт: сб. материалов и ст. / Центр нотариальных исслед. – СПб., 2016
  19. Паиушой И.Л. Гражданско- правовое регулирование института наследования с участием иностранного элемента. Дис. канд. юрид.наук. М., 2007
  20. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате» от 19.05.1998 // Вестн. Конституционного Суда РФ. – 1998. – № 5. – С. 3–9.
  21. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй, третьей / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицина-Светланова. М.: Юрайт, 2015. С. 901. (Автор комментария - Т.Д. Чепига).
  22. Проблемы нотариата, как они видятся из Министерства юстиции // Материалы пресс-конференции // Нотариальный вестн. – 2015. – № 1
  23. Псарева Э.С. Деятельность нотариальной палаты в сфере правовой пропаганды и формирования имиджа нотариуса // Современный нотариат: сложившиеся стереотипы и технологии воздействия: материалы науч.-практ. семинара // Нотариальный вестн. – 2015. – №5
  24. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2016
  25. Репин В.С. Комментарий к основам законодательства РФ о нотариате. М., 2000
  26. Романовская О.В. Нотариальная палата, публичная корпорация, саморегулируемая организация: проблемы терминологии // Нотариус. – 2015. – № 5. – С. 14. 13.
  27. Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. Нотариат – публичноправовая саморегулируемая организация // Рос. юстиция. – 2011. – № 5
  28. Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2007. – № 3
  29. Сучкова Н. В. Нотариат: учебник для академического бакалавриата. М., 2015
  30. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. – 2014
  31. Черемных Г. Строители новых палат разваливают нотариат // Нотариальный вестн. – 2015. – № 7/8.
  32. Черемных Г.Г. «Параллельные» нотариальные конторы – вне закона // Рос. юстиция. 2016. – № 9.
  33. Черемных Г.Г. Нотариат как институт предупредительного (превентивного) правосудия // Нотариус. – 1998. – № 5/6. – С. 72–75.
  34. Шеховцов A.B. Закрытое завещание // Нотариальный вестник. 2010. № 3. С. 58.
  35. Экспертное заключение о степени коррупционных и социальных последствий реализации предложений по изменению регулирования организации и деятельности нотариата: материалы Регионального общественного фонда ИНДЕМ // Нотариальный вестн. – 2014. – № 8.
  36. Югов А.А. Понятие и система основных функций публичной власти // Рос. юрид. журнал. – 2008. – № 1
  37. Ярков В.В. Нотариальное право России: учебник. М., 2014