Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Органы нотариального сообщества : понятие, виды, цели и задачи деятельности
1.1. Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов РФ
1.2. Механизм взаимодействия нотариальных палат
Глава 2. проблемы и перспективы деятельности нотариальных палат в российской федерации
2.1. Проблемы ответственности нотариальных палат за деятельность нотариусов
2.2. Совершенствование правового регулирования деятельности нотариальных палат
2.3. Роль органов нотариального сообщества в механизме защиты прав человека
Привлечение свидетелей, установление личности, свидетелей и пожелавших присутствовать заинтересованных лиц из числа наследников по закону, проверка родственных, брачных или иждивенческих отношений наследников с наследодателем. Хотя Федеральная нотариальная палата и некоторые авторы утверждают, что на свидетелей, в присутствии которых вскрывается конверт с завещанием, распространяются ограничения, предусмотренные в п.2 ст. 1124 ГК РФ [2], в самом п.2 ст. 1124 ГК РФ не установлено, что закрепленные в нем требования к свидетелям применяются при оглашении закрытого завещания.
Представляется, что такая формулировка вызвана невозможностью предугадать при выборе свидетелей для вскрытия закрытого завещания, являются ли они лицами, в пользу которых составлено завещание или сделан завещательный отказ, супругами таких лиц, их детьми или родителями. В случае если после оглашения окажется, что один или несколько свидетелей являются наследниками по завещанию или иными, указанными в абз. 3 п. 2 ст. 1124 ГК РФ лицами, этот факт не может опорочить процедуру оглашения завещания, так как требования п. 2 ст. 1124 ГК РФ на нее не распространяются. Тем не менее, полный отказ от регулирования этого вопроса также нельзя признать удачным. Представляется, что свидетелями» не могут быть граждане, названные в абзацах 2, 4-7 п.2 ст. 1147 ГК РФ .[29.C.31]
Извлечение конверта с закрытым завещанием из конверта хранения в присутствии всех заинтересованных лиц и свидетелей, вскрытие конверта с завещанием и оглашение вслух текста обнаруженного документа в присутствии не менее чем двух свидетелей и пожелавших присутствовать при этом заинтересованных лиц из числа наследников по закону (п.4 ст. 1126 ГК). [35.C.29]
Составление протокола вскрытия и оглашения закрытого завещания. Отсутствие в конверте какого бы то ни было документа, а равно обнаружение документа, не имеющего юридического значения, не может препятствовать составлению протокола. После того, как свидетели ознакомятся с текстом протокола, протокол подписывается нотариусом и свидетелями.
Н.В. Сучкова, обращая внимание на требование п.4 ст. 1126 ГК о занесении в протокол полного текста завещания, отмечает, что предписанная, законодателем процедура оглашения закрытого завещания может превратиться, в весьма протяженное по времени мероприятие и тем самым осложнить работу нотариуса, поскольку закрытое завещание кроме распоряжения о судьбе имущества может содержать мемуары, размышления о жизни и т.д., переписывание которых в протокол является нецелесообразным. [29.C.19]
Следует согласиться с мнением данного автора о необходимости корректировки в этой части ст. 1126 ГК РФ. Устранение требования о внесении полного текста завещания в протокол может быть компенсировано положением о выдаче наследникам нотариально удостоверенной копии завещания. [37.C.30]
Еще одну проблему может представлять случай обнаружения в конверте документа, изложенного на языке, не известном нотариусу. Требование закона о немедленном оглашении текста завещания носит императивный характер. Таким образом, нотариус, формально выполнив всю предварительную процедуру вскрытия закрытого завещания, лишен возможности завершить нотариальное действие - огласить завещание, без предварительного и надлежащим образом оформленного перевода текста. Методические рекомендации по удостоверению завещаний предусматривают единственно возможный выход из этой, ситуации: при обнаружении в конверте с закрытым завещанием документа, изложенного не на государственном языке, нотариус без оглашения этого документа составляет Протокол вскрытия закрытого завещания по аналогии с формой №69 Форм реестров, свидетельств и удостоверительных надписей, со ссылкой в нем на невозможность оглашения обнаруженного в конверте документа из-за изложения его не на государственном языке. В силу пункта 4 статьи 1126 ГК РФ в Протоколе вскрытия закрытого завещания нотариусом полностью воспроизводится текст документа (в том числе, с применением технических средств) (п. 78). [37.C.61]
В литературе справедливо отмечается, что при этом возникает масса иных вопросов (ненахождение необходимого переводчика, нарушение срока оглашения закрытого завещания), и предлагается разрешить данную ситуацию законодательным требованием изложения закрытого завещания на языке, имеющем статус государственного. Однако представляется, что такое решение может повлечь нарушение закрепленного ч. 2 ст. 19 Конституции РФ [1] принципа равенства прав и свобод человека и гражданина и предусмотренного ч. 2 ст. 26 Конституции РФ [1] права на пользование родным языком. Из анализа установленных в ст. 3 Федеральным законом от 1 июня 2005 г. N 53-Ф3 "О государственном языке Российской Федерации"- сфер обязательного использования государственного языка РФ, можно сделать вывод, что обязанность использовать государственный язык характерна для субъектов публичных отношений либо для субъектов такой деятельности, которая направлена на неопределенный круг лиц в рамках всей страны. Завещание же является частным актом гражданина, и может быть составлено им на любом, выбранном им языке.Выдача наследникам нотариально удостоверенной копии протокола. Подлинник завещания хранится у нотариуса. [37.C.100]
В литературе, исходя из того, что в тексте ст. 1126 ГК РФ не говорится, что копия выдается только наследникам по завещанию, делается вывод о том, что наследники по закону, не указанные в завещании, не лишены права на получение копии протокола: В частности, такой протокол может им понадобиться при оспаривании действительности завещания. Федеральная нотариальная палата придерживается другого мнения в отношении содержания последнего предложения п. 4 ст. 1126 ГК РФ: согласно п. 75 Методических рекомендаций по удостоверению завещания, нотариально засвидетельствованная копия Протокола вскрытия и оглашения закрытого завещания выдается наследникам, указанным в закрытом завещании.
При наследовании по закону определение круга наследников осуществляется путем установления родственных связей наследодателя и существования отношений иждивения. [29.C.23]
Ст. 61 Основ о нотариате [6] устанавливает обязанность нотариуса, получившего сообщение об открывшемся наследстве, известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно.
Таким образом, исходя из вышеприведенной нормы ГК РФ [2], нотариус не вправе принять меры к охране наследства по собственной инициативе. Однако ст. 64 Основ законодательства о нотариате закрепляет право нотариуса принимать меры к охране наследственного имущества самостоятельно. Ио мнению Г.Г. Черемных [33.C.12], это правило является исключением из принципа- диспозитивности, действующего не только в сфере правосудия, но и в сфере нотариальной деятельности . Б.А. Борзенко [12.C.44] также считает, что нотариус вправе принять меры к охране наследства, по собственной инициативе.
Однако в случае отсутствия заявлений об охране наследства и сообщений о смерти наследодателя нотариус может просто не знать о- необходимости принятия таких мер. A.B. Бегичев [11.C.76] предлагает для. немедленного принятия мер по охране предприятия предусмотреть в ч. 3 ГК РФ правило согласно которому участник общей собственности на предприятие, доверительный управляющий или арендатор обязаны немедленно сообщить нотариусу о смерти предпринимателя. Однако представляется, что закрепление такой обязанности нецелесообразно при отсутствии в законе санкции за ее неисполнение. [29.C.39]
Выводы:
Подводя итоги исследованию можно сделать вывод о том, что нотариальная палата является некоммерческой организацией, создаваемой нотариусами соответствующего субъекта Российской Федерации в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства для обеспечения нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением».
Отсюда можно сделать вывод о том, что данные споры возникли в связи с неточностью формулировок Основ законодательства РФ о нотариате [6]. Поэтому новый Закон о нотариате и нотариальной деятельности должен более детально предусмотреть и полномочия палат, и порядок формирования их органов управления.
При этом следует обратить внимание на то, что нотариальные палаты – это не обычные некоммерческие организации, и создаются они не нотариусами, а в силу закона, и членство в них не добровольное, а обязательное. Уставы же могут регулировать лишь внутреннюю организацию деятельности нотариальных палат как некоммерческих организаций.
Заключение
Органы нотариального самоуправления в Российской Федерации охватывают:
— Федеральную нотариальную палату;
— нотариальные палаты субъектов в составе Российской Федерации.
Имеются определенные особенности и в организации контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, с функциональноорганизационной точки зрения интегрированы с системой нотариального самоуправления, так как они обязаны быть членами нотариальной палаты (п. 4 ст. 2 Основ), которая осуществляет контроль за исполнением ими профессиональных обязанностей.
С учетом сказанного можно говорить о системе нотариального самоуправления, которая представляет собой самостоятельной интерес. В данной статье этот вопрос рассматривается в узком аспекте, так как правовой статус частного нотариуса не может быть правильно понят и тем более глубоко исследован без анализа такого компонента действующей нотариальной системы, как нотариальное самоуправление. Подобный подход очень важен и для уяснения взаимосвязей нотариата с органами исполнительной власти в целом и ее отдельными видами и структурами в частности.
Вопросам нотариального самоуправления в Основах законодательства о нотариате непосредственно посвящена шестая глава, хотя отдельные аспекты этой проблемы частично регламентируются в других главах и статьях Основ, а также в законодательных и иных нормативных актах субъектов РФ. В шестой главе (ст. ст. 24-32) содержатся основополагающие правовые нормы, касающиеся характеристики самого института нотариального самоуправления — нотариальной палаты, совокупности нотариальных палат, их природы, функций и полномочий.
Нотариальная палата — это некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, нотариальные палаты охватывают весь частный нотариат. Основы законодательства о нотариате устанавливают, что членами нотариальной палаты могут быть не только нотариусы, но и лица, получившие или желающие получить лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.
Статус нотариальной палаты определяется помимо Основ Уставом, принимаемым общим собранием членов нотариальной палаты, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации общественных объединений.
Верхнюю точку в иерархии всех нотариальных палат занимает Федеральная нотариальная палата, которая является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, и, в соответствии с п. 2 ст. 30 Основ законодательства о нотариате, осуществляет координацию деятельности нотариальных палат, а также представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях. Более подробно и развернуто вопросы организации и компетенции Федеральной нотариальной палаты определяются в Уставе. В этом правовом документе регулируются полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях"
- О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: проект Федерального закона № 398234-6 (в редакции от 01.06.2015 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
- Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» в версии Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2013.
- Бегичев A.B. Наследование предприятия М,- Волтерс Клувер, 2016
- Борзенко Б А. Доверительное управление наследственным имуществом // Нотариальный вестник 2005. № 7. С. 17
- Гордон M.B. Наследование по закону и по завещанию. М.: Юрид лит., 1967.
- Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС КонсулътантПлюс». – 2009.
- Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Бюл. нотариальной практики. – 2016. – № 1
- Лазаревский А. Диагноз института госкорпораций // ЭЖ-Юрист. – 2008. – № 6
- Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2015. – № 3. – С. 72.
- Нотариат за рубежом: позитивный опыт: сб. материалов и ст. / Центр нотариальных исслед. – СПб., 2016
- Паиушой И.Л. Гражданско- правовое регулирование института наследования с участием иностранного элемента. Дис. канд. юрид.наук. М., 2007
- Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате» от 19.05.1998 // Вестн. Конституционного Суда РФ. – 1998. – № 5. – С. 3–9.
- Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй, третьей / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицина-Светланова. М.: Юрайт, 2015. С. 901. (Автор комментария - Т.Д. Чепига).
- Проблемы нотариата, как они видятся из Министерства юстиции // Материалы пресс-конференции // Нотариальный вестн. – 2015. – № 1
- Псарева Э.С. Деятельность нотариальной палаты в сфере правовой пропаганды и формирования имиджа нотариуса // Современный нотариат: сложившиеся стереотипы и технологии воздействия: материалы науч.-практ. семинара // Нотариальный вестн. – 2015. – №5
- Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2016
- Репин В.С. Комментарий к основам законодательства РФ о нотариате. М., 2000
- Романовская О.В. Нотариальная палата, публичная корпорация, саморегулируемая организация: проблемы терминологии // Нотариус. – 2015. – № 5. – С. 14. 13.
- Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. Нотариат – публичноправовая саморегулируемая организация // Рос. юстиция. – 2011. – № 5
- Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестн. гражданского права. – 2007. – № 3
- Сучкова Н. В. Нотариат: учебник для академического бакалавриата. М., 2015
- Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. – 2014
- Черемных Г. Строители новых палат разваливают нотариат // Нотариальный вестн. – 2015. – № 7/8.
- Черемных Г.Г. «Параллельные» нотариальные конторы – вне закона // Рос. юстиция. 2016. – № 9.
- Черемных Г.Г. Нотариат как институт предупредительного (превентивного) правосудия // Нотариус. – 1998. – № 5/6. – С. 72–75.
- Шеховцов A.B. Закрытое завещание // Нотариальный вестник. 2010. № 3. С. 58.
- Экспертное заключение о степени коррупционных и социальных последствий реализации предложений по изменению регулирования организации и деятельности нотариата: материалы Регионального общественного фонда ИНДЕМ // Нотариальный вестн. – 2014. – № 8.
- Югов А.А. Понятие и система основных функций публичной власти // Рос. юрид. журнал. – 2008. – № 1
- Ярков В.В. Нотариальное право России: учебник. М., 2014