Файл: Правовой статус органов нотариального сообщества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, исходя из публично-правовых полномочий нотариальных палат, более правильным является подход, по которому в каждом регионе должна образовываться только одна нотариальная палата. [24.C.71]

Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ, оставившим в силе решение Мурманского областного суда о признании недействительной регистрации второй Мурманской нотариальной палаты и обязавшим управление юстиции администрации Мурманской области исключить ее из государственного реестра некоммерческих организаций. [26.C.3]

В результате судебное решение было оставлено без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения. Нотариальные палаты, не входя в структуру органов государственной власти РФ, активно взаимодействуют с публично-правовыми образованиями, реализуя конституционную функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. [29.C.76]

Несмотря на единство законодательного регулирования деятельности нотариальных палат субъектов РФ, возможно выявить отдельные особенности при организации и управлении нотариальных палат субъектов РФ.

Так, Тамбовская областная нотариальная палата (ТОНП) создана 10 августа 1993 года и зарегистрирована в Управлении юстиции РФ по Тамбовской области. ТОНП действует на основании Устава, принятого 10.08.1993г. В настоящее время нотариальная палата объединяет 55 частнопрактикующих нотариусов, работающих в 27 нотариальных округах Тамбовской области и 25 помощников нотариусов. [29.C.30]

Нотариальные палаты субъектов РФ имеют равные права по созданию выборных органов Федеральной нотариальной палаты и участию в их работе, в том числе, они могут обсуждать любые вопросы деятельности палаты, обращаться во все выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты.[18.C.31]

Исследование деятельности ТОНП и нотариальных палат иных субъектов РФ позволяет подтвердить тот факт, что на нотариат возложен ряд государственных функций. [15.C.65]

Однако высказываются сомнения относительно конституционности данного положения, учитывая, что органы нотариата не входят ни в одну из ветвей власти и не являются государственными органами, но при этом в полномочия нотариальных палат входит обязанность контролировать, исходя из публичных интересов, профессиональную деятельность своих членов и реагировать на выявленные нарушения законодательства, что, по мнению заявителей, свидетельствует о наделении негосударственных органов государственными (контрольными) полномочиями и потому не соответствует положениям Конституции РФ [1] об осуществлении государственной власти органами государства.


Рассмотрев сложившуюся ситуацию, Конституционный суд РФ в своем Постановлении отметил, что основной закон государства не запрещает ему делегировать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.[20]

Таким образом, наделение нотариальных палат отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения дополнительных гарантий в нотариальной деятельности по отношению защиты прав и свобод граждан не противоречит Конституции РФ [1]. При этом законодатель предоставляет свободу выбора алгоритма действий для реализации указанных полномочий. [28.C.23]

Законодательно предусмотренные способы контроля согласуются с международной европейской практикой: резолюция Европейского парламента от 18 января 1994 г. характеризует профессию нотариуса в странах – членах Европейского Союза как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства. Однако законодательно закрепленные контрольные полномочия нотариальных палат не исключают существование и иного государственного контроля над деятельностью как нотариусов, так и нотариальных палат. [32.C.76]

Например, органы юстиции, регистрирующие уставы нотариальных палат, имеют возможность устанавливать их соответствие закону, а также совместно с нотариальными палатами осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, правил нотариального делопроизводства. Кроме этого, выполнение нотариальной палатой предписанных законом обязанностей поднадзорно прокуратуре [25.C.6], подконтрольно органам государственной статистики и налоговым органам.[37.C.8]

Выводы:

При этом законодательно предусмотрено право обжалования в судебном порядке отказа в совершении нотариального действия или неправильного его совершения, а также рассмотреть степень законности действий или решений нотариальных палат.[30.C.51]

Таким образом, нотариальные палаты наряду с государством участвуют в регулировании нотариальной деятельности, обеспечивая баланс между необходимостью государственного контроля нотариальной деятельности и закрепленными в законодательстве гарантиями независимости нотариата. Поэтому для эффективного осуществления нотариальной деятельности в РФ должна быть четко выстроена система взаимодействия нотариальных палат и органов государственной власти.


Глава 2. проблемы и перспективы деятельности нотариальных палат в российской федерации

2.1. Проблемы ответственности нотариальных палат за деятельность нотариусов

В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) нотариус, занимающийся частной практикой (далее - нотариус), несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, или неправомерного отказа в совершении нотариального действия, а также разглашения сведений о совершенных нотариальных действиях. Оставляя без внимания недостатки приведенной нормы, которые полностью не были устранены после внесения отдельных изменений в Основы, сосредоточим внимание на вопросе о возможности возмещения вреда, причиненного действиями нотариуса, профессиональным самоуправляемым объединением нотариусов - нотариальной палатой. Действующее законодательство о нотариате РФ не содержит подобных правил. Однако оба проекта нового закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (один из которых разработан Министерством юстиции РФ, прошел процедуру публичного обсуждения, но не был внесен в Государственную Думу, второй - № 398234-6 внесен в Государственную Думу П.В. Крашенинниковым) предусматривают создание специальных денежных фондов (в соответствии с зарубежным опытом), предназначенных для возмещения вреда, причиненного нотариусом при осуществлении нотариальной деятельности. В первом законопроекте речь идет об учреждаемой ФНП «Гарантийной кассе нотариата» (ст. 76), во втором - о «гарантийном фонде Федеральной нотариальной палаты» (ст. 42). Обращают на себя внимание существенные различия в проектах по регулированию рассматриваемых вопросов. В проекте Минюста РФ средства Гарантийной кассы нотариата используются для возмещения вреда, причиненного нотариусом умышленно в случае недостаточности имущества последнего (ч. 5 ст. 35). Во втором законопроекте № 398234-6 выплата из гарантийного фонда производится во вторую очередь в случае возмещения убытков, не покрытых страхованием (ст. 16, 42). Однако проект Минюста предполагает создание Гарантийной кассы нотариата в качестве юридического лица, имущество которого формируется за счет целевых взносов, а ФНП и Гарантийная касса нотариата не отвечают по обязательствам друг друга, что вообще исключает постановку вопроса об ответственности ФНП. Второй проект прямо говорит об ответственности ФНП за возмещение вреда, причиненного нотариусом (ч. 5 ст. 16), что также подтверждают правила ч. 1 ст. 42 законопроекта, определяющие гарантийный фонд ФНП как часть имущества ФНП, обособленного путем передачи в доверительное управление.


Определение правовой природы выплаты из гарантийного фонда ФНП вызывает вопросы, а содержащийся в ч. 3 ст. 43 проекта ответ: «Производство выплат из гарантийного фонда... осуществляется по правилам гражданского законодательства о возмещении вреда лицом, не являющимся причинителем вреда, в соответствии с настоящим Федеральным законом» представляется неудовлетворительным. Анализ гражданского законодательства дает основания рассматривать возмещение вреда, причиненного нотариусом, за счет ФНП как субсидиарную ответственность, регулируемую ст. 399 ГК РФ.

2.2. Совершенствование правового регулирования деятельности нотариальных палат

Однако значимость нотариальной палаты не ограничивается удовлетворением общественных запросов граждан и юридических лиц. Ее деятельность способствует становлению правового государства .

По мнению О.М. Сычева, «одним из важных вопросов статуса нотариальных палат явился, как ни странно, вопрос об их количестве. Второй принципиальный вопрос – возможность передачи государством отдельных полномочий негосударственным организациям» [30.C.6]. В соответствии со ст. 24 Основ законодательства о нотариате «...нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой» [6].

Данное положение оспаривается В.С. Репиным. Он полагает, что указание об обязательном членстве нотариусов должно быть устранено, поскольку оно противоречит ст. 30 Конституции РФ, которое предусматривает право каждого гражданина на объединение. Поэтому, по его мнению, в отдельном субъекте РФ может быть создано несколько нотариальных палат, но при условии исполнения требования добровольности объединения граждан[11].

Следует отметить, что Министерство юстиции РФ полагало, что создание нескольких нотариальных палат в одном субъекте РФ вполне допустимый процесс [9]. Однако специалисты в области нотариата (Г.Г. Черемных) отрицательно высказывались по вопросу создания параллельных нотариальных палат [33.C.6].

Данная позиция нашла отражение и в проекте ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности» [10], где в ст. 80 указано на то, что «нотариальная палата создается собранием нотариусов, осуществляющих свою деятельность в пределах субъекта Российской Федерации. На территории субъекта Российской Федерации создается и действует только одна нотариальная палата». В мае 1998 г. было принято Постановление Конституционного суда «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате» [8].


В данном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что осуществление нотариусами профессиональной деятельности от имени государства предопределяет их публично-правовой статус. Данное обстоятельство обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, который и осуществляется нотариальными палатами субъектов РФ.

Необходимость такого контроля предполагает обязательность членства нотариусов в нотариальной палате субъекта РФ. Конституционный Суд РФ высказался также и об отсутствии противоречий Конституции РФ в наделении государством нотариальных палат отдельными управленческими и контрольными полномочиями. Специалистов в области нотариата в большей степени волнует вопрос об организационно-правовой форме нотариальных палат. С.В. Смирнов, Т.Г. Калиниченко, В.А. Бочковенко предлагают определить нотариальные палаты как саморегулируемые организации[27.C.2].

Следует отметить, что саморегулирование как правовое понятие появилось сравнительно недавно, оно было введено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [7] (далее – «ФЗ № 315»).

В ст. 2 этого ФЗ № 315 дается следующее понятие саморегулирования: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».[34.C.29]

Согласно ст. 3 ФЗ № 315 саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. [7]

Исходя из этого А.Н. Кайль и А.А. Батяев делают следующие выводы: «Содержанием саморегулируемой деятельности являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований этих стандартов и правил членами этой организации. Под стандартами и правилами саморегулируемой организации понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. [14.C.27]

При этом федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила в саморегулируемых организациях. По большому счету, суть саморегулирования состоит в передаче государством функций по установлению норм и правил поведения в определенной сфере профессиональной деятельности особому субъекту – саморегулируемой организации»[19.C.7].