Файл: Индивидуальное предпринимательство (Государственная поддержка индивидуальных предпринимателей).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 3
Полагаю, что дееспособность индивидуального предпринимателя хотя и связана с его гражданской дееспособностью, однако возникает в момент государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку именно с этим моментом право РФ связывает реальную возможность физического лица, включая иностранное, реально осуществлять права и нести обязанности по совершенным им сделкам (сделкоспособность).
Между тем здесь может возникнуть вопрос о предпринимательской дееспособности лица, которое осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не выполнив требования законодателя об обязательной регистрации. По этому вопросу необходимо отметить, что п. 4 ст. 23 ГК РФ содержит правила о том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о ее регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, лицо будет нести ответственность по факту осуществления предпринимательской деятельности. При этом отношения между псевдопредпринимателем и государственными органами в этой связи выпадают из рамок гражданско-правовых и подлежат регулированию соответствующими нормами КоАП[21] и УК РФ[22]. Так, согласно ст. 14.1 осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. В ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» предусмотрены уголовно-правовые санкции за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Требования о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей содержат законодательные акты целого ряда стран. В РФ подобные положения закреплены в п. 1 ст. 23 ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с последним и российские, и иностранные граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ с момента государственной регистрации в территориальных налоговых органах по месту жительства (п. 3 ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Во Франции, например, индивидуальный коммерсант обязан зарегистрироваться в Реестре коммерсантов и товариществ. В соответствии со ст. L. 123-1 Французского торгового кодекса в «Реестре коммерсантов и товариществ регистрируются по их заявлению: 1) физические лица, имеющие статус коммерсантов, в том числе и тогда, когда они подлежат регистрации в Реестре ремесленных предприятий...». Реестр коммерсантов и товариществ ведется секретарем каждого коммерческого суда под наблюдением председателя суда или назначенного для этой цели судьи, которые вправе рассматривать любые спорные вопросы, возникающие между обязанным лицом и секретарем суда[23]. Право Франции предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности иностранцами, не имеющими статуса резидента указанной страны, и классифицирует их в зависимости от того, имеют ли указанные лица намерение обосноваться на территории Франции. В любом случае иностранный предприниматель, намеренный заниматься во Франции коммерческой деятельностью, подлежит регистрации и включению сведений о нем в Реестр коммерсантов и товариществ, а иногда также в Реестр ремесленных предприятий, однако для этого он должен сделать заявление префекту департамента, в котором намерен начать свою деятельность. Иностранные коммерсанты, намеренные обосноваться во Франции, должны получить еще и соответствующую визу. Таким образом, в отличие, например, от российского законодательства, предусматривающего регистрацию постоянно проживающих в РФ иностранных индивидуальных предпринимателей, французское законодательство выделяет иностранных индивидуальных коммерсантов, которые могут и не иметь постоянного места жительства во Франции, разделяя их при этом на тех, которые имеют и не имеют намерения обосноваться на французской территории.
Требования об обязательной регистрации индивидуальных предпринимателей содержат законодательные акты Беларуси, Армении, Кыргызстана, Италии и других стран.
В то же время существует целый ряд стран, в соответствии с законодательством которых государственная регистрация некоторых коммерсантов, включая индивидуальных, не требуется либо она носит формальный характер.
Так, например, в Республике Казахстан для юридических лиц государственная регистрация является обязательной, а для физических лиц государственная регистрация обязательна только в отношении отдельных категорий индивидуальных предпринимателей, в частности тех, которые отвечают одному из следующих условий: 1) используют труд наемных работников на постоянной основе; 2) имеют от частного предпринимательства совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законами Республики Казахстан[24]. Между тем для всех предпринимателей указанной страны существует обязанность встать на налоговый учет.
Неоднозначно решается вопрос о государственной регистрации коммерсантов в Германии. Так, единоличный коммерсант в Германии подлежит занесению в торговый реестр, если он занимается коммерческой деятельностью по образцу и подобию торгового промысла. Как отмечает в этой связи А.Н. Присяжнюк, законодательного определения понятия «торговый промысел» в германском праве нет, однако, опираясь на судебную практику и научные исследования, определение данного понятия может выглядеть следующим образом: торговым промыслом признается планомерная, самостоятельная деятельность, нацеленная на получение прибыли, а также иная хозяйственная деятельность, осуществляемая в рамках рыночных отношений, за исключением деятельности в сфере искусства и науки, а также деятельности, осуществляемой представителями «свободных профессий» (адвокатами, нотариусами, налоговыми и экономическими советниками, архитекторами, врачами и рядом других признанных законом профессий)[25]. Таким образом, в германском праве понятие предпринимательской деятельности является более широким по сравнению с понятием коммерческой деятельности, осуществляемой в том числе индивидуальными коммерсантами в виде торгового промысла.
В Великобритании, например, осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя требует от каждого физического лица регистрации в качестве так называемого самозанятого лица в Службе доходов и таможни Ее Величества. По этому поводу А.А. Родин пишет, что регистрация самозанятого лица носит уведомительный характер, регистрационный сбор не взимается, однако невыполнение обязанности по регистрации в течение трех месяцев с даты начала осуществления соответствующей деятельности наказывается штрафом в размере 100 фунтов стерлингов[26].
Не требуется регистрация индивидуальных предпринимателей по праву большинства провинций Канады и в соответствии с правом США. Однако, например, по законодательству штата Делавэр, если индивидуальный предприниматель занимается предпринимательской деятельностью с использованием фирменного наименования или под вымышленным именем, такое наименование или имя подлежит регистрации в штате Делавэр[27].
В связи с тем, что по законодательству ряда стран отсутствует необходимость в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, представляется, что в этих странах возникновение предпринимательской дееспособности индивидуального предпринимателя должно связываться с моментом фактического начала осуществления предпринимательской деятельности в данном качестве.
Глава 3. Государственная поддержка индивидуальных предпринимателей
Государственная поддержка является еще одним видом экономической формы административно-правового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей.
Как отмечается, «государственная поддержка предпринимательской деятельности является специфической формой государственного регулирования экономики и может осуществляться, в свою очередь, посредством правовых, экономических и организационных форм»[28]. Иначе говоря, на первый взгляд она не отличается какими-либо значительными особенностями, позволяющими выделить ее в отдельную - именно экономическую - форму административно-правового регулирования. В отличие от других форм государственного регулирования, посредством которых чаще всего устанавливаются определенные рамки деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка направлена на расширение возможностей этих хозяйствующих субъектов и выражается чаще всего в материальной (финансовой) форм.[29]
Несмотря на многоликость форм и видов государственной поддержки, следует остановиться именно на видах поддержки, получающих финансовое выражение в денежном эквиваленте. Среди них: инвестиции, субсидии, бюджетное и налоговое кредитование, налоговые льготы. Очевидно, что такие формы административно-правового регулирования предполагают возложение дополнительных финансовых обязательств на бюджеты Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Например в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[30] однозначно предусматривает необходимость определения объемов и сроков финансирования.
Как следствие, отличительной чертой государственной материальной поддержки являются ее выражение в финансовой форме, а также необходимость учета бюджетного баланса (соответствия расходов на поддержку с доходами бюджета). Таким образом, материальная государственная помощь, а также другие виды поддержки хозяйствующих субъектов, имеющие экономическое, или, точнее, финансовое выражение (льготы, субсидии, инвестиции и т.п.), обладают определенной спецификой. Стоит отметить, что данная особенность, заключающаяся в необходимости принимать во внимание приоритет соблюдения бюджетного баланса, характерна для всех мер, которые мы можем отнести к экономическому виду административно-правового регулирования. Как следствие, государственная поддержка, наряду с другими мерами административно-правового регулирования экономики, может быть выделена в отдельную - экономическую - форму административно-правового регулирования.
Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определенных субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, что такое деление является условным, так как в конечном счете государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Целью государственной поддержки охватывается, в частности, создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.
В юридической литературе имеют место и другие теоретические подходы к определению понятия «государственная поддержка». Так, профессор Т.М. Гандилов применительно к государственной поддержке малого и среднего предпринимательства обращает внимание на то, что необходимо отграничить государственное нормативное регулирование от системы государственной поддержки малого предпринимательства: «Будучи разными понятиями, они подразумевают подготовку и реализацию комплекса мер, отличающихся по своему содержанию. Если в первом случае имеется в виду создание на федеральном и региональном уровне законодательной базы малого бизнеса, то во втором случае речь должна идти о разработке федеральных, региональных, отраслевых, муниципальных программ, методах и направлениях государственной поддержки малых и средних предприятий, о создании благоприятных условий для их функционирования»[31]. Здесь говорится, во-первых, о разграничении нормативного регулирования и собственно конкретных мер государственной поддержки. Во-вторых, такой подход, по мнению профессора Т.М. Гандилова, необходим для повышения эффективности мер государственной поддержки, и, в-третьих, государственная поддержка в таком понимании (более узком, чем приводится выше) в основном сводится к экономическим формам, хотя она может осуществляться также посредством правовых и организационных форм.
Государственную поддержку предпринимательской деятельности необходимо отличать от защиты прав предпринимателей. Представляется, что цель государственной поддержки - стимулирование хозяйствующих субъектов к рациональному хозяйствованию в объективном смысле, включая реализацию всех его составляющих (производственной, инновационной, экологической и социальной). Целью же защиты прав предпринимателей является восстановление или признание их нарушенных или оспариваемых прав. Кроме того, следует учитывать то, что термин «защита», употребляемый в законодательстве и юридической литературе, часто обозначает именно поддержку, например, когда речь идет о защите отечественного производителя.