Файл: Индивидуальное предпринимательство (Государственная поддержка индивидуальных предпринимателей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, предметом правового регулирования Федерального закона № 294-ФЗ[32] являются отношения, возникающие в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Указанные отношения конкретизированы в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ, которая довольно часто используется в судебной практике, когда необходимо показать возможность применения данного Закона к спорным отношениям.

Федеральный закон № 294-ФЗ направлен для ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства. Закон был принят и в целях правового регулирования ряда проблем, выявленных по итогам правоприменительной практики[33].

Далее. Формы государственной поддержки предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям. Во-первых, соответственно формам государственного регулирования экономики формы государственной поддержки предпринимательской деятельности могут быть правовыми, экономическими и организационными. Так, концессионное соглашение, меры государственного поощрения (например, государственные премии и звания) являются правовыми формами государственной поддержки. В качестве организационных форм поддержки выступают, например, упрощенный механизм реализации права субъектов малого предпринимательства на приватизацию арендуемого имущества, а также меры, направленные на гарантированное участие субъектов малого предпринимательства в размещении государственных заказов. Большинство же форм государственной поддержки являются экономическими.

Во-вторых, формы государственной поддержки могут носить материальный или моральный характер. Материальные формы государственной поддержки можно вполне обозначить термином «государственная помощь», несмотря на то что этот термин отвергнут антимонопольным законодательством. Материальными формами государственной поддержки предпринимательской деятельности являются, например, государственные инвестиции, субсидии, бюджетное и налоговое кредитование. Моральными формами государственной поддержки предпринимательской деятельности являются определенные меры государственного поощрения, влияющие на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, к моральным формам поддержки можно отнести информационную и консультационную помощь субъектам предпринимательской деятельности.


В-третьих, формы государственной поддержки могут быть как безвозмездными (например, бюджетные субсидии), так и возмездными (например, бюджетный кредит).

В-четвертых, формы государственной поддержки предпринимательской деятельности можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые формы государственной поддержки устанавливаются в отношении конкретных видов и субъектов предпринимательской деятельности, в частности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Косвенные формы государственной поддержки оказывают опосредованное влияние на конкретные виды предпринимательской деятельности. Это в первую очередь всевозможные меры при импорте товаров, принимаемые в целях поддержки отечественных товаропроизводителей. Кроме того, прямые формы государственной поддержки в отношении одних видов и субъектов предпринимательской деятельности могут по своей сути одновременно выступать косвенными формами государственной поддержки других видов и субъектов предпринимательской деятельности. Например, государственная поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной техники может опосредованно оказывать благоприятное влияние на сельскохозяйственных производителей.

Можно было бы говорить, например, о косвенном (опосредованном) государственном регулировании частного сектора экономики посредством поддержки государственного сектора. И тогда можно было бы назвать государственный сектор экономики не только направлением, но и формой государственного регулирования экономики. Но это более характерно, например, для Франции, нежели для России, где государственный сектор неизменно и последовательно сводится к неоправданному минимуму и отношение к нему весьма скептическое.

Исходя из приведенных оснований классификации форм государственной поддержки предпринимательской деятельности, можно определить место конкретных мер государственного регулирования экономики в этой классификации. Например, амортизация (амортизационная политика) должна выступать в качестве косвенной экономической формы государственной поддержки материального характера. Особо это касается ускоренной амортизации. Здесь речь идет о поощрении капитальных вложений в модернизацию и реконструкцию производства. Но для этого необходима адекватная и надлежащая законодательная база[34].

В соответствии с Законом о малом и среднем предпринимательстве (ч. 2 ст. 16) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Понятие таких программ закреплено в ст. 3 Закона о малом и среднем предпринимательстве.


Федеральные (региональные, муниципальные) программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты Правительства РФ (органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления), в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в РФ (субъектах РФ, муниципальных образованиях) с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти (органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления), ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Исходя из данного определения, такие программы должны быть направлены на достижение целей государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений. Соответствующая дефиниция определена ст. 6 Закона о малом и среднем предпринимательстве.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ - совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом о малом и среднем предпринимательстве.

Закон о малом и среднем предпринимательстве определяет цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;


8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

К основным принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ относятся:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, все нормативные правовые акты, определяющие меры государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса, должны отвечать целям и соответствовать принципам, закрепленным в ст. 6 Закона о малом и среднем предпринимательстве.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является частью государственной социально-экономической политики, которая, в свою очередь, определяется в принимаемых компетентными органами государственной власти концепциях, стратегиях, прогнозах.

В научной литературе обсуждался вопрос о правовой природе таких документов, как программы, стратеги, концепции, прогнозы и т.п.

По мнению Д.В. Грибанова, «по своему целевому назначению и характеру изложения положения стратегии можно оценить как установочные, то есть определяющие цели, задачи, принципы, компетенцию органов государственной власти, основные направления и мероприятия государственной политики.


Программы принимаются, как правило, в развитие положений стратегии и определяют перечень конкретных мероприятий на пути достижения определенных в стратегических документах целей и задач»[35]. Определяя правовую природу документов в сфере приватизации, Г.Д. Отнюкова отмечает: «Прогнозный план (программа) приватизации не является нормативным правовым актом, это - акт планирования приватизации объектов государственной собственности на предстоящий год»[36].

Закон о малом и среднем предпринимательстве квалифицирует программы поддержки в качестве нормативных правовых актов. На практике действующие в настоящее время региональные программы утверждаются подзаконными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Что же касается концепций и прогнозов, то, как представляется, они являются актами планирования (прогнозирования). При этом их не следует квалифицировать в качестве нормативных правовых актов.

На сегодняшний день единая комплексная федеральная программа поддержки малого предпринимательства в России отсутствует. Вместе с тем программные документы на федеральном уровне приняты и реализуются. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.[37] (далее - Концепция) определяет основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития. В каждом из разделов Концепции определены соответствующие положения применительно к малому и среднему предпринимательству.

На основе одобренных Правительством РФ сценарных условий социально-экономического развития РФ, исходя из ориентиров, приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции и указах Президента РФ от 7 мая 2012 г., Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг. (далее - Прогноз до 2015 г.) и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (далее - Прогноз до 2030 г.)[38].